Взаимодействие государственного, общественного и производственного экологического контроля: правовое регулирование и практика. Тезисы А.К. Веселов.

«Взаимодействие  государственного, общественного и  производственного  экологического  контроля: правовое  регулирование  и практика»

А.К. Веселов –, председатель Союза  экологов  РБ,

ген. директор  Ассоциации (объединения)юристов-экологов  России, к.ю.н.

 

     Экологический  контроль    является  лишь  частью  комплексного  управления     природопользованием  и охраной  окружающей  среды  и    может  быть эффективен  только при взаимодействии     с  разрешительной  деятельностью  на  природопользование, лицензированием, нормированием  воздействия  на окружающую среду,   экологической  и градостроительной  экспертизой,  экологическим  менеджментом и   экологической политикой.

     Нестабильность  законодательства  в  этой  сфере, его декларативность, сложность и противоречивость, отсутствие   корреляции со смежными  областями права  привели  к правовому  нигилизму по отношению к  требованиям  природоохранного законодательства,   снижению  престижа   природоохранной работы в обществе.

     Практика  применения   Водного  и  Лесного кодексов,    иных  федеральных  законов РФ  показала   крайнюю необходимость    изменения   отдельных  положений  этих законодательных  актов, либерализовавших  правоотношения  в    природных  сферах и  снизивших  при этом эффективность  экологического контроля.

      Лояльность     федерального  законодательства   и правоохранительных  органов  к     мерам  уголовной  ответственности  за   преступления  против  природы и здоровья  населения  не позволяет  достичь   системных положительных  результатов   экологического  контроля.

      Экологические    проблемы невозможно  решать  без  организации  взаимодействия  государства, населения и   бизнес-сообщества.

Катастрофическая  ситуация  с заболеваемостью и смертностью населения страны, обусловленные  в основном     состоянием  окружающей среды,  глобальные  климатические  изменения  ставят вопрос  об обеспечении  экологической  безопасности  населения  и  сохранения    естественной среды  обитания.

 

     Современные негативные  тенденции   в  сфере   правового 

регулирования экологического  контроля:

- не проведена кодификация  экологического законодательства с восстановлением   принципа  приоритета  экологии над экономикой;

-реализованный  в  федеральном  законодательстве принцип «раскошмаривания  бизнеса»  привел   к резкому  снижению эффективности     экологического  контроля  и степени  обеспечения  экологической  и  санитарно-эпидемиологической безопасности населения;

-меры  государственного  экологического  контроля, не  подкрепленные     жестким  и логичным  законодательством, политической  волей, экономическим    стимулированием  и  финансовым  обеспечением, не  могут  привести   даже  к стабилизации  экологической  ситуации в  России;

- в соответствии  со ст. 72  Конституции РФ вопросы  природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  Тем не  менее,   практика  развития  федерального  законодательства  с  2000 года пошла  по  тупиковому пути разделения полномочий в этой  сфере,   имеющей  прямое  отношение и затрагивающей  жизненно важные интересы  абсолютно всего населения;

- Росприроднадзор  и природоохранные  органы  субъектов  федерации    разделили   только    предприятия, подлежащие     надзору,  и  некоторые     разрешительные функции,  что  полностью исключает  возможность   комплексного     экологического  контроля    и территориального управления    качеством  окружающей среды;  

-отдельными  функциями   контроля, надзора, разрешительными  или   согласовывающими функциями в  сфере   экологии и природопользования обладают   более  10  государственных  органов,  деятельность  которых  в  сфере  экологии не  координируется   государством.  Отсутствует    также реальная  межсекторальная  координация (государство-общественность-бизнес)  в  формировании и реализации  экологической  политики; 

- тенденция по   передаче    федеральных полномочий в  сфере    контроля  природопользования региональным  органам  власти  приводит  лишь к  усугублению  экологической ситуации, поскольку  уровень  коррупции   на  местах  неизмеримо  выше    федерального и  степень местного  административного  влияния  на  принятие   решений региональными   природоохранными  органами  на  порядок существеннее;

- численность  Федеральной  службы   по надзору  в сфере  природопользования  не  соответствует   ее объемным функциям и полномочиям  и  напряженной  экологической  ситуации;

-   29  июня   2012  года  с  вступлением  в  законную  силу    изменений в  действующий  федеральный  закон  «О  лицензировании  отдельных  видов  деятельности»  отменено  лицензирование  на  сбор и использование  опасных  отходов , что неизбежно приведет  к резкому  росту теневого  рынка   отходов  и мы  получим  неизмеримо большее число    несанкционированных    свалок   и захоронений  опасных  веществ и материалов;

-  органы  местного  самоуправления  не имеют   правовых  инструментов    влияния  на   природопользователей на  своей  территории, муниципальный  экологический  контроль, эффективно   работающий  в  европейских странах, в  России  отменен  с  2002  года;

- в рамках  государственного  контроля    крайне  недостаточно  применяются  такие   формы  воздействия  на  природопользователей, как    иски  о  возмещении   экологического вреда  и приостановка   производственной  деятельности;

- статус и порядок  производственного  экологического   контроля не  имеют   регламентации и     регулируются   только  действием     государственных стандартов  по экологическому  менеджменту, имеющих   рекомендательный  характер;

- государственный  и общественный    экологический  контроль  в  большей  мере взаимно  противопоставлены ,  общественный  контроль  практически  вытеснен  из   правового поля,  исключена практика   совместных  проверок   соблюдения  природоохранного  законодательства с государственными  инспекторами  (такой   функции    не предусматривает  действующее  законодательство и положения  о соответствующих  государственных  органах),  что  вкупе   с отказом  госорганов  от   работы  со СМИ  привело  к  повышенной  коррупциогенности  в  сфере   госконтроля;

- в  законодательстве отсутствует    материальное и моральное  стимулирование  деятельности общественных экологических  инспекторов;

-исключена   возможность    составления     общественными инспекторами протоколов  о   правонарушениях в  сфере  охраны  природы ;

-сокращается   возможность  доступа  к информации  о результатах  государственного     экологического  контроля;

-  резко  сокращена  социальная  база  общественного  контроля,   появились  проблемы   апатии   к общественной  деятельности, правового нигилизма,    общественного   экологического  шантажа ;

-общественные    экологические  советы   при  природоохранных  органах в  большинстве  случаев   играют  символическую   роль демократической  ширмы,   состоят   из  полностью  лояльных    к  данному  госоргану    людей,    как правило, не   имеющих  специальной  подготовки и соответствующих знаний.

  Направления      совершенствования      законодательства  в  сфере 

  экологического  контроля:

-проблемы   окружающей среды   невозможно решать  без  участия     населения, без  резкого подъема престижа   природоохранной  деятельности. То  есть,   статус  общественного  экологического  контроля   должен  иметь  реальное    воплощение  в   официальной  политике,   права  общественных  экологических  организаций  и граждан  на  общественный  контроль  должны   быть отражены  в  подзаконных нормативных  актах,  введены   меры  морального и материального стимулирования  общественных  экологических инспекторов. Общественные   советы  по  экологической  безопасности и охране  окружающей среды  должны  реально действовать в  каждом  регионе при губернаторах или территориальных  природоохранных органах.  Большое  будущее имеют  саморегулируемые  организации  экологических  предпринимателей, в функции  которых  будет входить и экологический   контроль  в  заявленной  сфере  деятельности.

- России  необходимо  ратифицировать   Орхусскую  конвенцию,  предоставляющую  право  на    информацию  об  охране  окружающей  среды, на  участие  в  принятии  экологически значимых  решений  и на   судебную  защиту    экологических прав  граждан.

-в  положения  о министерствах  и ведомствах, имеющих  функции   экологического  контроля  и управления  природопользованием , необходимо  включить  обязанность  проведения  совместных  с   экспертами  общественных  организаций   и корреспондентами  СМИ  контрольных  мероприятий и совместного осуществления   разрешительной  деятельности в сфере  природопользования;

-восстановить в  КоАП РФ  право  общественных   экологических  инспекторов   зарегистрированных     общественных  организаций  на  составление     протоколов  о  правонарушениях , а также  их  ответственность;

-ввести   в   федеральное  законодательство    нормы,  регламентирующие     материальное  и  моральное  поощрение   общественных   экологических инспекторов;

-создать  условия   для  эффективной   деятельности  общественных   экологических   советов  и  иных   координирующих  межведомственных и  межсекторальных     органов в  сфере  ООС;

-исключить  возможность  полного регламентирования   общественного  экологического  контроля;

-усилить    роль    природоохранных  прокуратур,  в первую  очередь,  в  вопросах  профилактики  и пресечения  коррупции и бездействия  в   государственных   контролирующих  органах;

- считать   основными     показателями эффективности    государственных  надзорных  органов в  сфере  ООС    такие  показатели  как  приостановка   производственной  деятельности   и  возмещение      экологического вреда  подконтрольными  предприятиями;

-ввести в   ФЗ  «Об  охране  окружающей среды»  норму, закрепляющую основные   права, обязанности и ответственность      служб  охраны  окружающей среды  предприятий-  природопользователей;

-восстановить    единый  федеральный    природоохранный     орган  по аналогии  с   Роспотребнадзором  и  иными  госструктурами, не  имеющими    субъектовых    органов   аналогичной  компетенции ;

-ввести в  федеральное  законодательство   норму,  предоставляющую    органам  местного  самоуправления  право на муниципальный   экологический  контроль ;

- ужесточить  уголовную  ответственность  за  преступления в  сфере  охраны  окружающей среды;

-снять  ограничения   при  проведении  внеплановых   проверок    предприятий  по  вопросам   экологической  безопасности ;

-восстановить  институт   экологической  экспертизы  для   всех   потенциально опасных    для  природы  и  человека   производственных  объектов,  а также  для     градостроительной  документации;

- включить в   программу  Года  экологии в  России подготовку  4-го  Всероссийского  съезда  по  охране  природы .