Итоги деятельности Росприроднадзора в Приволжском федеральном округе в 2015 году

18 января 2016 года в Казани состоялось Расширенное совещание Департамента и Управлений Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу: «Итоги государственного экологического надзора в ПФО в 2015 году и приоритетные задачи на 2016 год».

Совещание прошло под председательством начальника Департамента Росприроднадзора по ПФО Анатолия Шаталова, при участии руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артема Сидорова, Премьер-Министр Республики Татарстан Ильдара Халикова, помощника полномочного представителя Президента РФ в ПФО Олега Машковцева, главного федерального инспектора по Республике Татарстан Рената Тимерзянова, руководителей профильных министерств и ведомств областей и республик округа, руководители управлений Росприроднадзора, представители контролирующих и надзорных органов, общественных организаций и СМИ.

В письменном обращении к совещанию полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич отчетил, что в современных условиях охрана окружающей среды является важнейшим условием поступательного социально-экономического развития государства. По данным контрольной деятельности аппарата полпреда, на сегодняшний день меры, направленные на снижение антропогенной нагрузки, реализуются во всех регионах округа.

Значительный вклад в эту работу по оценкам помощника полномочного представителя Олега Машковцева, вносят специалисты Департамента и Управлений Росприроднадзора по ПФО. Во многом благодаря их планомерной природоохранной деятельности в регионе наблюдается поступательное улучшение экологической обстановки, даже на фоне роста промышленного производства.

Характеризуя состояние окружающей среды в округе, начальник Департамента Росприроднадзора по ПФО Анатолий Шаталов, отметил тенденцию снижения уровня выбросов в атмосферу  и сбросов в поверхностные водные объекты.

Так, в 2015 году массу загрязняющих веществ в выбросах снизили 120 предприятий, что составило более 20% в общем числе проверенных предприятий. В целом это позволило снизить выбросы от стационарных источников более чем 340 тысяч тонн (12,4%).

Позитивная динамика наблюдается и в вопросах водоотведения. За последний год объемы сбросов в ПФО сократились на 4%. В то же время достаточно высоким остается процент в общем объеме водоотведения недостаточно очищенных стоков (31,8%) и стоков сброшенных без очистки  (4,7%).

Причина в первую очередь в неудовлетворительном состоянии очистных сооружений, 30% которых не соответствуют нормативам очистки и потребностям предприятий в водоотведении.

Особое внимание в решении данной проблемы направлено на программные аспекты. На сегодняшний день федеральные и региональные программы по развитию системы водоотведения реализуются во всех субъектах округа за исключением Пермского края и Оренбургской области (с 2014 г. мероприятия в рамках ФЦП «Чистая вода» не финансируются).

В результате работы, проводимой Департаментом и управлениями, наметилась положительная тенденция снижения объемов недостаточно очищенных и сброшенных без очистки стоков. В 2015 году массу загрязняющих веществ в сточных водах округа снизили 67 предприятий (22,3% от общего числа проверенных предприятий). За последние 3 года этот показатель вырос более чем на 9%.

Тем не менее, в  сфере водопользования остается еще немало нерешенных вопросов. В прошедшем году они стали предметом рассмотрения Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе и выездного заседания Совета Безопасности РФ, в подготовке и проведении которых Департамент принимал активное участие.

В числе ключевых проблем в этой отрасли, требующих скорейшего решения, в том числе и на законодательном уровне: нерешенные вопросы установления границ водных объектов, нормирования застройки водоохранных зон, невозможность привлечения к административной ответственности при нарушении правил сброса в центральные системы водоотведения ввиду отсутствия статьи в КоАП, сброс стоков на рельеф местности и т.д.

Не менее важной проблемой в ПФО остается вопрос обращения с отходами и ликвидация накопленного экологического ущерба. За последние три года объем накопленных отходов в округе вырос более чем на 14% с 2,1 до 2,5 млрд. тонн. При этом процент их использования и обезвреживания составляет 27,6%.

По словам Анатолия Шаталова, данный показатель не хуже чем в других регионах, но этого явно не достаточно для кардинального решения проблемы. Главная причина сложившейся ситуации в слаборазвитой инфраструктуре системы сбора, транспортировки, размещения и утилизации отходов.

Как следствие – возникновение несанкционированных свалок. В 2015 году специалистами Росприроднадзора на территории округа было выявлено более 7 тысяч мест несанкционированного размещения ТБО (7 156) на площади 3 166 га, в течение года ликвидировано более 4 770 из них.

Ключ к решению проблемы в комплексном подходе. Региональные целевые программы утверждены и реализуются во всех субъектах Приволжского федерального округа за исключением Пензенской и Ульяновской областей. Большое внимание в округе уделяется модернизации системы обращения с отходами. Так, новые высокотехнологичные комплексы по сортировке, переработке, размещению отходов запущены в г. Энгельс Саратовской области, в г. Новочебоксарске Чувашской Республики, г. Можга Удмуртской Республики, готовится концессионные соглашения для строительства таких объектов в Кировской области и республики Мордовия. В Нижегородской области в рамках областной программы в течение последних трех лет запушены комплексы с мусоросортировкой в городах Дзержинск, Городец, Балахна, Кстово, Богородск.

Решению проблемы несанкционированных свалок не способствует крайне либеральное административное законодательство. Штраф за не санкционированный сброс мусора с физического лица мизерный – 2 тыс. рублей. Криминальный бизнес мгновенно приспособился к ситуации. Подавляющая часть стихийных свалок, в том числе строительного мусора, создаются с использованием частных автовладельцев.

Переломить негативные тенденции возможно лишь при условии скорейшего внесения в КоАП такой меры воздействия на нарушителей как конфискация орудий правонарушения (автотранспорта и спецтехники).

Вопрос с промышленными отходами, по оценкам специалистов, тормозится из-за недостатка эффективных, современных технологий по их утилизации и переработке. Ситуация требует разработки и реализации мер по развитию этого сектора науки и производства.

К крайне неблагоприятным последствиям в ближайшей перспективе,  по мнению Департамента, приведет исключение из закона об отходах ограничений по передаче права собственности на отходы производства и потребления. Это будет активно способствовать выстраиванию криминальным бизнесом виртуальных «цепочек» движения опасных отходов, запутывающих и затрудняющих контроль за их перемещением и конечным размещением. С такими примерами специалисты Росприроднадзора уже столкнулся в отчетном году. Явление грозит приобрести массовый и опасный по своим масштабам характер и требует срочного принятия контрмер.

В числе ключевых проблемных аспектов в части недропользования необходимо отметить рост в 2015 году количества нарушений в сфере незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (песков). Физические лица, имеющие в собственности транспорт, погрузчики, экскаваторы, занимаются безлицензионной деятельностью, зная, что штрафы для них очень малы (от 3 до 5 тыс. руб.). В связи с этим необходимо повышение штрафных санкций и усиление надзора в этом направлении.

По итогам 2015 года Департамент и территориальные управления активно работали по всем направлениям контрольно-надзорной деятельности.

В ПФО было проведено 2 889 проверок хозяйствующих субъектов (615 - плановые и 2 289 – внеплановые), 663 рейда и 904 административных расследования.

Отметим, что за последние 3 года отмечается тенденция к снижению количества проверок (на 20%) и рост рейдовых мероприятий (на 23%), что обусловлено смещением ориентира терорганов округа на проведение проверок крупных предприятий-загрязнителей, которые формируют основную долю воздействия на окружающую среду.

Из 4 156 выявленных в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности выявлено нарушений в течение года было устранено более 80%.  

На нарушителей в 2015 году было наложено более 114,5 млн. руб. штрафов, 90% которых взыскано. К оплате предъявлены 102 расчёта ущербов окружающей среде на общую сумму свыше 586 млн. руб.

Большая работа велась в рамках администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В прошедшем году в Консолидированный бюджет от территориальных органов округа поступило более 4,8 млрд. рублей, что составило 112% от прогнозно-планируемого объема доходов.

Большие усилия были направлены и на экологическое просвещение, воспитание экологической культуры и бережного природопользования.

Открытость работы Департамента и Управлений способствовала повышению доверия граждан. Только за последние 3 года количество обращений в округе выросло почти в 2 раза. Информация, полученная от граждан, в свою очередь, стала основой для проведения рейдов и проверок, способствуя раскрытию правонарушений в сфере природопользования и ликвидации аварийных ситуаций.

Подводя итоги деятельности в 2015 году, начальник Департамента Росприроднадзора по ПФО Анатолий Шаталов отметил, что даже несмотря на существующие проблемы, несовершенство законодательства, отсутствие технических экологических стандартов и низкую численность сотрудников, территориальные показали неплохие результаты работы. Достигнуты все ключевые прогнозные показатели.

Позитивную оценку деятельности Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу дал и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров. Работа территориальных органов Росприроднадзора по ПФО за 2015 год была признана удовлетворительной.

В то же время еще более серьезные задачи ставятся на 2016 год. В их числе: продолжение целенаправленной работы по обеспечению условий для снижения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, ликвидации несанкционированных свалок ТБО; усиление контроля за выполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений и за своевременностью оплаты административных штрафов; продолжение практики проведения рейдовой работы по соблюдению специального режима осуществления хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, а также по ликвидации мест несанкционированного сброса ТБО с применением административных механизмов к лицам, виновным в незаконном сбросе отходов. Акцент необходимо сделать на недопущение нарушения сроков рассмотрения и утверждения экологической нормативной и разрешительной документации; обеспечение качества проведения государственной экологической экспертизы; а также  внедрение в работу сотрудников Департамента и Управлений модернизированных технических средств и более совершенных программных продуктов. Не менее важное направление - обеспечение выполнения плановых значений прогнозных показателей поступления платы в бюджеты бюджетной системы РФ, установленных на 2016 год; ведение работы по увеличению количества природопользователей, вносящих плату за НВОС; взыскание дебиторской задолженности по плате и недопущение ее роста в дальнейшем и так далее.

В рамках проведения расширенного совещания в Казани была организована выставка экологических разработок крупных предприятий, систем мониторинга окружающей среды, информационных технологий и состоялось награждение лучших сотрудников Департамента Росприроднадзора по ПФО.

Кроме того, прошел круглый стол, в ходе которого были подняты проблемные вопросы обращения со строительными отходами на территории ПФО, а также актуальные вопросы совершенствования нормативно-технической документации в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.

По итогам расширенного совещания был сформирован пакет предложений по повышению эффективности контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Департамента, который будет направлен в адрес Центрального аппарата Росприроднадзора.

http://52.rpn.gov.ru/node/18716

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика