Тезисы выступления к парламентским слушаниям «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации». С.А.Боголюбов

     Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии

                                                                                          С.А.Боголюбов,

             доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки   Российской Федерации, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

      Тезисы выступления к парламентским слушаниям «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»

  1. Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации предусматривается в п. «е» статьи 71 Конституции Российской Федерации, принятой более двадцати лет назад.

     Согласно п. «в» части 1 статьи 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии. Это же предусматривается в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации»

  1. За последние годы принят ряд документов, направленных на формирование и формулирование экологической политики РФ: Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (1996 г.), Экологическая доктрина РФ (2002 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (2008 г.), Основы государственной политики в области в области экологического развития России на период до 2030 г.(2012 г.), План действий по реализации этих Основ (2012 г.), документы заседания Совета Безопасности РФ 20 ноября 2013 г., прогнозы, стратегии и т.п.

  2. В этих документах часто используются одни и те же цели, выражения,

    слова, в том числе экологического характера. Однако новые, в целом правильные, документы составляются и принимаются, как правило, без инвентаризации того, что выполнено из предыдущих документов, без необходимого для этого учета причин и надлежащего анализа проблем, трудностей невыполненного, изложения перечня мероприятий из предыдущих документов, заслуживающих повышенного внимания в целях их реализации.

  3. Вследствие этого в центре обсуждения целесообразно поместить не новые строчки экологической политики, а конкретные сроки выполнения уже предусмотренных в указанных документах положений, ответственных за исполнение, расшифровку достаточно общих заявлений, нуждающихся в создании механизмов реализации и форм ответственности за срывы заданий.

  4. Требования единой государственной экологической политики сформулированы в основном в предписаниях федеральных законов об охране окружающей среды, о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, в Водном, Лесном, Градостроительном, Гражданском кодексах и других федеральных, а также в региональных законах  Российской Федерации.

         Можно, разумеется, поднимать вопрос об их дополнении и подготовке иных, новых законов, но, на наш взгляд, главная задача современного парламента заключается не в нагромождении новых нормативных правовых актов, а в контроле за применением уже принятых актов, активизации их реализации, привлечения общественного мнения к деятельности по исполнению законов, неуклонного использования юридической, нравственной ответственности за невыполнение и нарушения одобренных решений.

  5. Неоднократно возникает вопрос об экологическом кодексе, принятие которого может быть громким, но не сдвинет проблему с мертвой точки. Объединить в одном законе природоохранные требования с природоресурсными (земельными, водными, лесными и др.) требованиями не представляется профессионально возможным и никому пока не удавалось.

  6. В очередной раз считаю необходимым поставить вопросы о восстановлении в законодательстве муниципального экологического (муниципальный земельный, лесной, водный контроль в законодательстве присутствует) и решительной активизации общественного, производственного контроля, в том числе посредством принятия по поводу них подзаконных актов.

         Все эти три вида экологического контроля в настоящее время осуществляются, но вяло и без должной правовой основы, которая должна быть рассчитана на повышение ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов, призванных реагировать на обращения органов общественного и местного  самоуправления, общественных объединений.

     

     

     

     

         Готов выступить на слушаниях -                                                                         Сергей Александрович Боголюбов,  доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки   Российской Федерации, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

 

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика