Два основных предмета регулирования: отходы и деятельность по обращению с отходами

Одной из ключевых задач любого закона является точное и корректное определение предмета регулирования. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает два основных предмета регулирования: отходы и деятельность по обращению с отходами. При этом, терминологическое определение обоих понятий, данное в ст. 1 закона отличается от того, что принято вкладывать в смысл используемых слов в повседневной деятельности. На практике это приводит к различию в толковании норм закона и, соответственно, к возникновению коллизий и споров.

В федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приведено следующее определение: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Таким образом, закон заведомо предусматривает отнесение любого отхода к одной из категорий отходов (отходов производства либо отходов потребления). При этом явных критериев отнесения отхода к той или иной категории закон не устанавливает, что приводит к возможности различного толкования при характеристике отхода.

Несмотря на то, что определение понятия отходов включает в себя лишь вещества, образовавшиеся в результате человеческой деятельности, в ряде подзаконных документов и в правоприменительной практике к отходам зачастую относят вещества чисто природного происхождения, которые при строгом прочтении закона не являются отходами

Таким образом, представляется необходимым отредактировать определение отходов, существующее в федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с учетом необходимости сокращения избыточных административных барьеров в регулировании обращения с веществами, не требующими специальных мер безопасности, либо уже попадающих под регулирующее воздействие  как производственное сырье. Имеет смысл не распространять требования данного закона и исключить из понятия «отходы» вторичные материальные ресурсы. Это упростит их вовлечение в хозяйственный оборот, не создавая дополнительной угрозы загрязнения окружающей среды, поскольку на них будут распространяться те же требования, которые предъявляются к любой производственной деятельности и к любым веществам, в зависимости от их состава и степени экологической опасности.

Следует предусмотреть, что одно и то же вещество для разных лиц и в различные периоды времени может как выступать в качестве отхода, так и не относится к нему.

Также требует корректировки и перечень видов деятельности, составляющий обращение с отходами.

 

Высокинский В.В.

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика