Тезисы выступления заместителя директора Департамента правового обеспечения

 

Тезисы выступления заместителя директора Департамента правового обеспечения

Минсельхоза России Герасимова Андрея Алексеевича

на парламентских слушаниях на тему

«Правовое обеспечение государственной политики экологического развития Российской Федерации»

 

 

1. Экологическая безопасность при загрязнении окружающей среды органическими отходами агропромышленного комплекса

 

Накапливающиеся с каждым годом технические отходы животноводства грозят не только экологии, но и экономике страны. Каждый день в стране производится более 450 тыс. тонн помета, навоза и стоков, из которых почти половина никак не используются. Сейчас более 2,5 млн. га земли занято под хранение навоза. Отходами животноводства покрыта площадь, равная почти половине территории Московской области. Наличие таких земель является постоянным источником загрязнения биосферы. И этот ресурс представляет реальную экологическую угрозу вместо того, чтобы работать на плодородие почв и высокие урожаи.

Ежегодный вынос питательных веществ из почвы в пять раз превышает возврат их с вносимыми минеральными и органическими удобрениями. Так минерализуется 64 млн. тонн гумуса, а восполняется лишь 27 млн. тонн.

Процесс сельскохозяйственного производства является одним из наиболее материало- и трудозатратных из всех известных человечеству и имеет коэффициент полезного действия 3 - 5%. Это связано с тем, что в растениеводстве произведенная биомасса используется только на 20-30 % (зерно, семена, корнеплоды). Остальная часть биомассы (солома, ботва, корни) выпадает из оборота, так как выбрасывается или уничтожается. Из используемых 30% биомассы её значительная часть (более 70%) расходуется на корм животным. В организме животных усваивается лишь шестая часть питательных веществ корма, еще четверть тратится на поддержание жизни, все остальное переходит в навоз.

Так в животноводстве на 1 кг товарной продукции (мясо, молоко, яйцо) производится 10 - 12 кг отходов в виде навоза или помета.

Современное промышленное животноводство и птицеводство сталкивается с противодействием развитию и внедрению инновационных технологий строительства новых и эксплуатацией действующих производственных объектов с одной стороны  и устаревшими санитарными  нормами и правилами, действующими в отрасли отечественного животноводства с другой стороны.

Надо отметить, что для утилизации навоза и помета в России применяются малоэффективные по энергетике и экологически грязные методы и системы.

В условиях постоянно повышающихся требований к экологической чистоте окружающей среде необходимо всячески мотивировать внедрения новых технологических проектов переработки отходов сельскохозяйственных производств, полной очистки загрязненных вод в больших объемах, генерации тепловой и энергетической энергии из возобновляемых источников.

 Предлагается рассмотреть возможность  путем создания государственно-частного партнерства по организации комплексов по утилизации отходов и оснащения ими сельскохозяйственного сектора Российской Федерации, включению технического оборудования в список субсидированного сельскохозяйственного оборудования (сельхозтехники) на возмещения расходов по их приобретению.

 

2. О перспективах  развития  органического  земледелия  в  Российской

Федерации

 

В России в настоящее время формируется новый рынок органических продуктов или экопродуктов. Это делает отечественный рынок продуктов питания более привлекательным для крупных инвестиций.

Согласно данным Научно-исследовательского института питания Российской академии наук, основные компоненты здорового образа жизни более чем на 50% складываются из здорового питания.

Особое значение это имеет для питания детей и лиц пожилого возраста.

Загрязнение окружающей среды и пищи токсическими продуктами, дефицит условий для биологически полноценного формирования и развития детского организма, постоянное присутствие аллергенных и иммунно-депрессивных факторов - причина развития "синдрома мегаполиса", который проявляется в первую очередь нарушением обмена веществ и иммунитета, информативным показателем которых является дефицит микроэлементов - магния, цинка, меди и марганца, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Исправить ситуацию может развитие в России органического сельского хозяйства. Это будет способствовать появлению экологической продукции, гарантирующей потребителю более высокое качество продуктов питания, что соответственно положительно повлияет на здоровье населения.  При переходе России на экологизацию сельского хозяйства будут созданы реальные предпосылки для оздоровления населения страны.

Некоторые специалисты оценивают рынок экопродуктов в России в 80 млрд. долларов США.

Вместе с тем отсутствие стандартов и системы подтверждения и контроля качества в отношении органической сельскохозяйственной продукции является одним из главных препятствий на пути развития ее производства в России.

Сегодня в стране одна часть производителей органической продукции сертифицируется западными компаниями по европейским стандартам, а другая сертифицируется российскими компаниями, которые позиционируют себя как специалисты в данной области, или сертифицируют себя сами.

Для развития органического сельского хозяйства в России, необходима выработка государственной политики в данной отрасли, принятие федерального закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции и технического регламента на органическую сельскохозяйственную продукцию.

В настоящее время Минсельхозом России ведется работа по подготовке проекта названного федерального закона.

 

 

3. Техническое регулирование и экологическое нормирование

Существующее техническое регулирование и экологическое нормирование не стимулирует применение биотехнологических методов в аграрном производстве.

По предложению Минсельхоза России, в плане законопроектной работы Правительства Российской Федерации на 2014 год предусмотрена разработка двух законопроектов:

«О генетических ресурсах растений для производства сельскохозяйственной продукции»;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О генетических ресурсах растений для производства сельскохозяйственной продукции».

Законопроекты направлены на создание правовых основ в области сбора, хранения, изучения и рационального использования генетических ресурсов растений для развития сельского хозяйства на территории Российской Федерации, реализацию норм международной Конвенции о биологическом разнообразии от 05.06.1992 г., ратифицированной Федеральным законом от 17.02.1995 № 16-ФЗ (далее – Конвенция).

Общеизвестно, что генетические ресурсы растений представляют собой часть биологических ресурсов, включающую генетический материал растительного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.

Вместе с тем,  соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусматривается реализация нового механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, направленного на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (несвязанная поддержка).

Новый подход (субсидирование на 1 га посевной площади) предполагает самостоятельное принятие решение сельхозтоваропроизводителем в части приобретения ресурсов с привлечением бюджетных средств.

 

 

 

4. Генно-модифицированные организмы

 

ГМО – как продукт деятельности человека, вмешавшегося в естественные природные процессы несет в себе потенциальную опасность для окружающей среды.

По мнению ряда ученых это:

сокращение видового разнообразия растений, животных, грибов и микроорганизмов обитающих на полях;

вытеснение обычных видов из естественных экосистем быстрорастущими видами трансгенных организмов;

риск возникновения «суперсорняков»;

риск появления устойчивых к пестицидам разновидностей насекомых;

и так далее.

C 1 июля 2014 г. вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы».

Вступление в силу Постановления повлечет за собой коммерческое использование модифицированных организмов в сельскохозяйственном производстве, что поставит отечественное сельскохозяйственное производство в зависимость от деятельности транснациональных компаний, возникнет угроза для продовольственной безопасности страны.

С целью исключения возможных негативных последствий, связанных с выпуском генно-модифицированных организмов в окружающую среду Минсельхоз России считает необходимым разработать методики производства экспертизы биологической безопасности для человека и окружающей среды предшествующей государственной регистрации генно-модифицированных растений и животных, предназначенных для разведения и выращивания на территории Российской Федерации, а также генно-модифицированных микроорганизмов сельскохозяйственного назначения.

Для применения этих методик предстоит обустроить необходимые полевые участки.

До 2004 года в Российской Федерации было сертифицировано 4 полевых экспериментальных участка (Орловская, Московская, Ленинградская области и Краснодарский край).

Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии Россельхозакадемии был определен головным институтом по проведению полевых испытаний трансгенных растений на биобезопасность (более 100 га экспериментальных полей, огороженных бетонным забором), однако последние 10 лет подобные испытания не проводились.

В настоящее время в целях производства экспертизы биологической безопасности для человека и окружающей среды генно-модифицированных растений необходимо заново сертифицировать полевые экспериментальные участки.

Минсельхозом России будет также расширен мониторинг посевов, семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие генно-модифицированных организмов.

Данный мониторинг будет выполняться ФГБУ «Россельхозцентр» наряду с ежегодно проводимым мониторингом фитосанитарного состояния посевов, объёмов и качества семян основных сельскохозяйственных культур.

Однако для мониторинга на наличие генно-модифицированных организмов на площади 78 млн. га потребуется ежегодное дополнительное финансирование в размере до 250 млн. рублей, в том числе около 20 млн. рублей на закупку оборудования и наборов экспресс-тестов, а также внесение изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, в части наделения Минсельхоза России полномочиями по проведению мониторинга посевов, семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие генно-модифицированных организмов, ведения ведомственного учета посевных площадей по культурам, сортам (гибридам) и наличия генно-модифицированных организмов растений.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее – Госреестр).

В настоящее время в Госреестре отсутствуют сорта и гибриды растений, содержащие генно-инженерно-модифицированные организмы.

Альтернативой ГМ-семенам должно стать развитие традиционной селекции и семеноводства с использованием геномных технологий.

В целях совершенствования отношений в области семеноводства,  Минсельхозом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты».

 

5. Средства защиты растений

 

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

В связи с присоединением Российской Федерации к ОЭСР Минсельхозом России в Плане организации законопроектных работ на 2014 год предусмотрена разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», в части установления случаев, при которых признаются результаты неклинических лабораторных исследований пестицидов (объектов, содержащихся в них), выполненных в лабораториях, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики (НЛП) ОЭСР (проект закона).

Обеспечение взаимного признания результатов исследований возможно только при наличии в государстве системы надлежащей лабораторной практики, а также подтверждения ее соответствия требованиям ОЭСР согласно процедуре, установленной в рамках ОЭСР.

Для создания такой системы необходимо имплементировать принципы НЛП ОЭСР в российское законодательство.

Проект закона позволит гармонизировать экологическую регламентацию пестицидов и создаст благоприятные условия для исключения дублирования полевых исследований в рамках регистрационных испытаний пестицидов, что является удачным примером декларируемого направления дальнейшей гармонизации законодательства Российской Федерации и стран ЕС.

 

Меню

Яндекс.Метрика