Правовое обеспечение выработки баланса интересов

А.М.Елинсон, Ю.Л.Максименко

(Комитет РСПП по экологии и природопользованию)

 

Правовое обеспечение выработки баланса интересов

в рамках реализации государственной политики в области

экологического развития Российской Федерации

 

По мнению промышленного предпринимательского сообщества, прежде чем обсуждать правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития РФ, необходимо взглянуть в целом на систему управления охраной окружающей среды в современной России, оценить ее эффективность и наметить контуры и акценты движения вперед по ее совершенствованию.Бизнес-сообщество провело анализ сложившегося природоохранного законодательства и практики природоохранной деятельности напромпредприятиях и пришло к следующимнеутешительным выводам.

Существующая система государственного регулирования в сфере охраны окружающей средыне обеспечивает достижения качественной среды обитания,основана на принципе «нулевого воздействия», что нереализуемо для промышленности,не обеспечивает реального перехода предприятий на современные технологии, скорее затрудняет его, не встроена в процессы стратегического планирования развития территорий и отраслей,игнорирует необходимость достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов,исключила ответственность госорганов и должностных лиц за состояние среды обитания, за причинение ущерба предприятиям, а значит, экономике страны,не восприняла проведенные в стране реформы и возникшие гражданско-правовые институты, что не дает возможности применять современные организационные, правовые и финансовые механизмы,не обеспечивает выполнение экологических обязательств РФ по международным договорам, в том числе,в случае присоединения РФ к Организации экономического сотрудничества и развития.

Таким образом, мы начинаем обсуждать правовое обеспечение экологического развития, хотя все понимаем, что с такой системой управления в сфере охраны окружающей среды мириться нельзя!

Промышленное предпринимательское сообщество включилось в создание основ новой системы, именно как системы экологического развития. Мы привлекли широкий круг экспертов (более 100 специалистов) по различным направлениям деятельности, знакомых с проблемами окружающей среды, опыт и знания которых заложили в Экологическую промышленную политику.

Мы отметили, что одной из главных задач, которую придется нам всем решать, являются накопленные в сложившейся системе природоохранного законодательства понятийные проблемы и противоречия. И они неустранимы принятием отдельных законов (например, законопроектом о наилучших технологиях). Громоздкость норм, правил и процедур нормирования, выдачи разрешений, платы, контроля, экспертизы не рационализируема без межведомственных скоординированных действий. По нашему мнению, необходима масштабная Экологическая реформа на законодательном, институциональном, организационном и научном уровнях.

            В новой системе регулированиянеобходимо, прежде всего,сконструировать современные правовые механизмы достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов на территории ведения хозяйственной деятельности, основанные на сочетании публично-правового и частноправового регулирования. Реализация данной цели позволит повысить эффективность регулирования, снизить административные барьеры для бизнеса, создать условия для устойчивого социально-эколого-экономического развития.

            Политика в области экологического развития должна обеспечивать:(1)государственное регулирование и институциональное обеспечение выработки баланса интересов при планировании развития территорий; (2)предотвращение и разрешение конфликтов сторон: предприятие, государство, население за счет создания трехсторонних организационных форм формирования баланса интересов; (3)выработку экологически обеспеченных решений на региональном и муниципальном уровнях; (4)упрощение администрирования за счет сокращение перечня объектов, подлежащих экспертизе и контролю, перечня нормируемых и контролируемых загрязняющих веществ, сокращение списка предприятий-плательщиков и др.;(5)передачу полномочий субъектам Федерации по выдаче разрешений, по установлению нормативов качества окружающей среды и допустимой антропогенной нагрузки;(6)восстановление компенсационной функции платы; (7)разработку методик доказательства и оценки вреда / ущерба; перестроение правовой системы урегулирования вреда; внедрение возвратного механизма платы).

            Но для того, чтобы новое пробило себе дорогу в будущее необходимо расчистить противоречия и устранить пробелы в действующем природоохранном законодательстве, которые мы называем «абсурдами». Провести оптимизацию функций регулирования и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципальных образований и приступить к созданию и поэтапному введениюв жизнь Экологического кодекса РФ, построенного на ясных принципах и точно выверенных, правильно сформированных понятиях.

            Промышленное предпринимательское сообщество уже начало эту работу.

Меню

Яндекс.Метрика