Стратегия экологического образования в контексте перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

Заявка

на участие  в Парламентских слушаниях на тему:

«Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»

 

Игнатов Сергей Борисович, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового

университета

625000, Тюмень, Володарского, 38

 

 (докторант кафедры естествознания Уральского государственного педагогического университета, научный консультант профессор

Л. В. Моисеева)

 

Стратегия экологического образования в контексте перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию

Тезисы

Изменение стратегии развития общества на глобальном уровне стало истоком для изменения государственной экологической политики России, положения которой зафиксированы в «Концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию» (1996) и «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002), Законе РФ «Об охране окружающей среды» (1992, 2002; Ст. 71-74), «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы» (2008), «Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» (утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г.).  

В пятом разделе «Доктрины» отмечается, что «экологизация различных сфер жизнедеятельности государства требует повышения экологической культуры населения, в связи с чем необходимо включение вопросов формирования экологической культуры в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий». Однако дальше декларативных высказываний на государственном уровне дело пока не идет. Поиски моделей реализации позиций этих документов осуществляются, главным образом, в порядке отдельных инициатив.

В контексте этих документов одной из важнейших задач государства, общества и образования становится формирование новой генерации граждан, которым присущ экологический стиль жизни, граждан, способных осуществлять идеи устойчивого развития.  В связи с этим должны измениться стратегия и тактика отечественного экологического образования и воспитания населения.

 Их теоретические основы заложены трудами лаборатории экологического образования РАО (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. П. Симонова, И. Т. Суравегина). В девяностые годы XX  столетия под ее руководством была создана «Концепция общего среднего экологического образования» (1994), разработаны многочисленные методические материалы для разных ступеней основного и дополнительного образования. Под руководством лаборатории активно внедрялись региональные программы экологического образования и наработан богатый практический опыт.

Однако в нулевые годы не только в нашей стране, но и во всем мире начался спад экологического образования. Причину этого следует искать не только в захлестнувшем мир экономическом кризисе, но и в несоответствии традиционного экологического образования складывающейся новой модели образования – «образование для устойчивого развития».

Сегодня, с переходом отечественного образования  к компетентностной парадигме необходимо не просто восстановление статуса экологического образования, необходимо его обновление и обогащение, перевод на качественно новую ступень – «экологическое образование для устойчивого развития».

В контексте компетентностной парадигмы лабораторией экологического образования РАО под руководством члена-корреспондента РАО А. Н. Захлебного разработан проект «Концепции экологического образования в интересах устойчивого развития в общеобразовательной школе» (2010), целевой направленностью которой является формирование экологической компетенции учащейся молодежи. На наш взгляд, необходимо расширение ее масштабов до уровня всеобщего непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР), которое охватывает все слои населения.

Официально в отечественном образовании наборы ключевых компетенций, которыми должен обладать обучающийся по завершении той или иной ступени образования, заложены в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС). Однако в наборах ключевых компетенций «экологическая компетенция» как самостоятельная отсутствует. В большинстве стандартов лишь среди личностных результатов отмечается сформированность «целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, … гражданской позиции, … освоение социальных норм, правил поведения, … основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях».

Несмотря на то, что эта позиция в стандартах занимает весьма скромное место, ее значение огромно, так как приобщение обучающихся к ценностям экологической культуры, их освоение и «присвоение» способствует становлению экологического стиля жизни отдельного человека и общества.

Особую значимость это имеет для подготовки выпускников гуманитарных подразделений вузов (педагоги, журналисты, социальные, библиотечные и другие работники), которым предстоит выполнять в жизни общества важнейшие социальные, образовательные, просвещенческие и воспитательные функции – готовить ту новую генерацию граждан, которая и обеспечит устойчивое развитие общества.

В общей части ряда образовательных стандартов высшего профессионального гуманитарного образования встречаются термины «экологическая культура», «экологическое мышление». Но в  наборах ключевых компетенций на уровне их формирования в процессе освоения общеобразовательных дисциплин гуманитарно-социального и естественнонаучного блоков для всех ступеней образования и направлений подготовки естественнонаучная и экологическая компетенции как самостоятельные отсутствуют.  В стандартах лишь обозначены отдельные стороны общих компетенций, в какой-то мере связанные с использованием естествознания и экологии в профессиональной деятельности.

Но необходимо не просто восстановление позиций ЭО, необходимы его трансформация с учетом требований новой эпохи, а также международного и отечественного опыта ЭОУР, повышение его культурологического и эколого-правового потенциалов, разработка и реализация содержания образования, средств, форм и методов обучения и воспитания, способствующих его переходу на уровень ЭОУР. Однако без поддержки государства вряд ли это возможно. 

Предложения

Для реализации перехода отечественного образования к модели ЭОУР на первом этапе необходимы:

- включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы;

- включение в федеральные государственные образовательные стандарты экологической компетенции как одной из ключевых, что обяжет органы образования и образовательные учреждения включить в федеральную часть учебных планов экологические дисциплины и направить усилия на восстановление статуса естественнонаучного образования как их основы;

- детальные мониторинговые исследования состояния экологического образования в регионах;

- продуманная на основе данных мониторинга государственная и региональная образовательная политика, учитывающая  позиции  ЭОУР;

- концепция перехода системы экологического образования на модель ЭОУР, разработанная с учетом специфики регионов;

- целевая программа ее практического осуществления, обеспеченная государственным финансированием;

- разработка модели школы XXI века – школы реализующей идеи ЭОУР;

 - разработка и реализация структуры и содержания экокультурной составляющей образования, соответствующих требованиям ЭОУР;

- усиление деонтологической составляющей ЭОУР, реализация в его содержании основ экологической этики и экологического права как регулятивов поведения и деятельности человека в окружающей среде;

- подготовка и переподготовка педагогов для работы в модели экологического образования для устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

Меню

Новости экологии