О нормативно-правовом развитии экологического строительства

Тезисы доклада на Парламентских слушаниях на тему

 «Правовое обеспечение государственной политики

в области экологического развития Российской Федерации»

 

 

О нормативно-правовом развитии экологического строительства

в Российской Федерации

 

Проблема по нахождению разумного баланса между необходимостью экономического освоения территории и снижением ущерба окружающей среде существует во всем цивилизованным мире. И мировой опыт располагает сегодня целым набором проверенных инструментов по минимизации негативного воздействия в строительстве. «Зеленые» стандарты  - наиболее эффективный из них. Это комплексный инструмент, который оптимально обеспечивает сокращение общего влияния объекта недвижимости на окружающую среду и человеческое здоровье, что достигается за счёт эффективного использования энергии, воды и других ресурсов, а также сокращения отходов, выбросов и других воздействий на природу.

 

Одновременно с подготовкой к проведению сочинской олимпиады в нашей стране началось и формирование отечественной нормативно-правовой базы в сфере экологического строительства. Под руководством Минприроды России в 2010 году был создан первый российский «зеленый» стандарт – «Система добровольной экологической сертификации объектов недвижимости - Зеленые стандарты»,  которая успешно была использована на некоторых олимпийских объектах, а уже в 2012 году - Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».

 

Сочинский опыт оказался чрезвычайно полезным для понимания того ресурса и возможностей, которые дают строителям «зеленые» стандарты. Но вместе с тем, мы прошли сложный путь от апробации наших документов до их адаптации в соответствии с необходимыми международными требованиями внедренческого уровня. 

 

Тем не менее, говоря о дальнейшем развитии «зеленого» строительства в России, можно констатировать, что практическая реализация планов по экологизации строительной сферы и применению в ней «зеленых» стандартов в настоящее время осуществляется медленными темпами.

 

К сожалению, пока в нашей стране недостаточно сформирован спрос на «зеленое» строительство. Ситуация на рынке показывает, что вкладывать деньги в экологию и ресурсосбережение подавляющее число застройщиков пока еще не готовы.  Очевидно, что  представителям бизнеса необходимо четкое понимание экономической эффективности вложения средств во внедрение и применение современных «зеленых» строительных технологий и материалов. Представители строительного бизнеса, да и потребители, в полной мере еще не осознали всех преимуществ использования «зеленых» решений, и в первую очередь, экономических.

 

Уверен, что сегодня нужно кардинально пересмотреть подходы к нормированию в строительной сфере. Необходимо произвести переход от стратегии снижения расходов на строительство дома к стратегии снижения совокупной стоимости владения им, с учетом всех стадий жизненного цикла.

 

Применение повышенных экологических  требований уже на стадии проектирования позволяет снизить энергоемкость объекта и соответственно уменьшить коммунальные расходы на 40 %. Кроме этого, снижение негативного воздействия на окружающую среду и уровня заболеваемости жителей сегодня также конвертируется в денежный эквивалент.

 

На мой взгляд, следует также скорректировать кредитно-денежную политику  таким образом, что бы у кредитных учреждений появилась возможность широко использовать банковские инструменты для стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в «зеленые» строительные проекты.

 

Вместе с тем, для  повышения спроса на «зеленые» дома в среднесрочной перспективе, необходимо уже сегодня разрабатывать и реализовывать  программы по формированию экологически ориентированного спроса и повышению экологической грамотности потребителей. Это будет подталкивать и девелоперов и застройщиков к активным действиям по экологизации своей продукции, по созданию современного, экологически безопасного и экономически выгодного жилья.

 

Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 год» предполагается большое количество мероприятий в различных отраслях экономики, предусматривающих применение «зеленых» стандартов строительства.

 

Кроме того, государственные компании разрабатывают свои корпоративные «зеленые» стандарты и начинают применять их в своей работе. Примером тому может служить опыт ГК «Олимпстрой», ГК «Автодор», Фонда «Сколково». Считаю, что в ближайшем будущем все компании с государственным участием будут иметь в своих организационных структурах подразделения по экологизации строительства, располагающими соответствующим персоналом и нормативной базой.

 

Есть сегодня и примеры того, как субъекты Российской Федерации приступили к работе по внедрению «зеленых» стандартов на региональном уровне. Это город Москва, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Московская, Ульяновская и Новосибирская область.

 

Точками роста «зеленого» строительства  являются сегодня индустриальные и технопарки, а также крупные инфраструктурные проекты, такие как «Смарт-Сити Казань» и  «Иннополис» в Республике Татарстан. Одним из заметных драйверов в этой области можно с уверенностью назвать Чемпионат мира по футболу 2018 года, при подготовке к которому все стадионы в обязательном порядке должны будут пройти экологическую сертификацию.

 

Говоря о перспективных возможностях применения в России «зеленых» стандартов и раскрытии  всего их потенциала, представляется крайне полезным и экономически эффективным использовать эти инструменты в таких значимых проектах, как проектирование и строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), подготовка к саммитам ШОС и БРИКС,зимней Универсиаде 2019 года, а такжепри освоении Арктики и обеспечении инфраструктурой национальной морской транспортной магистрали «Северный морской путь».

 

С учетом вышеизложенного, в целях обеспечения благоприятных правовых условий для развития экологического строительства в Российской Федерации представляется необходимым применение на всем жизненном цикле объекта недвижимости «зеленых» стандартов. Для решения данной задачи считаю целесообразным реализацию следующих мер:

  1. Разработать предложения по созданию условий для прохождения на обязательной основе экологической сертификации на соответствие «зеленым» стандартам объектов недвижимости, проектируемых, строящихся, эксплуатируемых и утилизируемых за счет средств госбюджета;

  2. Разработать комплекс стимулирующих мер для хозяйствующих субъектов, в том числе налоговых, по увеличению объема строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации на соответствие «зеленым» стандартам;

  3. Разработать предложения по созданию условий для проведения на обязательной основе экологической сертификации на соответствие «зеленым» стандартам объектов недвижимости при реализации крупных государственных инфраструктурных проектов;

  4. Разработать предложения по обязательному применению «зеленых» стандартов  при капитальном строительстве компаниями с государственным участием.

     

     

 

Рашид Исмаилов

Директор НП «Центр зеленых стандартов»,

Член Высшего экологического совета

Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и  экологии.

 

 

 

 

 

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика