Выступления Прокопьева Владимира Михайловича, председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии

ТЕЗИСЫ

Выступления Прокопьева Владимира Михайловича, председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии

 на парламентских слушаниях «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»

 

Без дальнейшего развития федерального законодательство, расширения полномочий регионов в области охраны окружающей среды,  субъекты РФ не могут обеспечить достойную правовую базу на местах. Нет у нас достаточных полномочий, чтобы обеспечить экологическую безопасность территорий.

 

Ставим вопрос о пересмотре нормы экологического страхования из диспозитивной в императивную. Это позволит создать реальный механизм возмещения финансовых затрат на восстановление природной среды.

 

До сих пор законодательством РФ не определены такие понятия  как, «экологический ущерб», «экологические обременения» Отсутствуют методики выявления, учета и оценки «экологического ущерба», связанного с хозяйственной деятельностью. Не отработаны механизмы финансирования соответствующих мероприятий по ликвидации «экологического ущерба», связанного с хозяйственной деятельностью, и реабилитации загрязненных территорий, на основе государственно-частного партнерства.

 

Отсутствие системы экологического нормирования значительно тормозит развитие всей систему экологического законодательства. В этой связи, мы считаем необходимым разработку и принятие закона "О нормативах качества окружающей среды Российской Федерации".  С  принятием которого станет возможным оценить реальный экологический ущерб на территориях экологического бедствия и определить объемы средств, необходимые на восстановление пригодной для жизни экологической обстановки.

 

Основным препятствием в эффективном осуществлении государственного экологического надзора  считаем отсутствие четкого разграничения объектов, а значит и полномочий в сфере государственного экологического надзора на  федеральном и региональном уровнях.

 

В целях усиления ответственности в области охраны окружающей среды предлагаем расширить право субъектов Российской Федерации по введению дополнительных составов в административное законодательство в области охраны окружающей среды, это позволит применять данный инструмент более эффективно

 

В последнее время возникает вопрос создания экологического фонда, который позволит аккумулировать средства, поступающие от предприятий, в той или иной форме загрязняющих окружающую  природную среду.

 

В федеральном законодательстве отсутствуют нормы обеспечения экологической безопасности при осуществлении космической деятельности.

В 2015 году планируется ввести в строй космодром «Восточный», и ряд территорий регионов, будут задействованы под районы падения космических объектов. В связи с чем, вновь возникает вопрос об ускорении разработки и принятия Федерального закона «О районах падения космических объектов» и о разработке федеральной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности».

Последние изменения в законодательстве показали себя не с самой лучшей стороны, думаю, это относится и к упрощению проведения государственной экологической экспертизы. Институт экологической экспертизы необходимо вернуть для наиболее экологически значимых или опасных объектов,  для проектов генеральных схем и планов развития территорий путем возврата, ранее существующих правовых норм.

 

Со времен принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды»  практически не появилось ни одного значительного правового акта в его развитие, касающегося территорий экологического неблагополучия. До сих пор действует весь объем правового материала по данным вопросам, принятыееще в 90-х годах.

 

Одна из серьезнейших проблем при обеспечении  эффективного правового  поля – неисполнимость законодательства, ее размытые границы, отсылочные нормы.

Пример тому, является наша терпимость к экологическим преступлениям, выраженная в степени взимания платежей за загрязнение окружающей среды и возмещения экологического вреда.

В заключение хотелось бы высказать следующее для эффективного правового обеспечения экологического развития России, возможно, нам не стоит все строить заново, необходимо просто закончить и довести до конца уже начатое.

 

 

 

 

 

Предложения в рекомендации парламентских слушаний:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

          -  провести ревизию исполнения принятых рекомендаций «круглых столов», «парламентских слушаний» в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

       -  совместно с Правительством Российской Федерации создать рабочие группы по разработке проектов федеральных законов «Об экологическом аудите», «Об экологическом страховании» и «О нормативах качества окружающей среды»;

- провести парламентские слушания, посвященные обсуждению вопросов обеспечения экологической безопасности ракетно-космической деятельности;

- организовать проведение правительственного часа «О ходе реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

-  вернуться к рассмотрению проекта федерального закона «О платежах  за негативное воздействие на окружающую среду»;

-  инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части  передачи объектов федерального государственного экологического надзора в ведение регионального экологического надзора или передачи их субъектам РФ на исполнение с предоставлением субвенций из федерального бюджета;

-  инициировать внесение изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и в иные нормативные правовые акты в части восстановления института экологической экспертизы для наиболее экологически значимых или опасных объектов,  для проектов генеральных схем и планов развития территорий.

 

 

 

 

2. Правительству Российской Федерации:

    -  ускорить разработку  проекта федерального закона «О районах падения космических объектов» и внести его на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации;

    -  разработать и принять федеральную целевую программу «Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности»;

    - рассмотреть целесообразность разработки Экологического кодекса Российской Федерации;

    -  принять меры законодательного закрепления создания федеральных и региональных экологических фондов с целью аккумулирования средств поступающих в виде штрафных санкций за нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации и платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  - расширить право субъектов Российской Федерации по введению дополнительных составов в административное законодательство в области охраны окружающей среды;

  -   разработать нормативно-правовые акты, реализующие норму 57 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части  установления порядка объявления и установления режима зон экологического бедствия.

        

Меню

Яндекс.Метрика