Некоторые аспекты правовой защиты водоисточников в бассейне

Некоторые аспекты правовой защиты водоисточников в бассейне

Балтийского моря

Терентьев В.И., Лопатин С.А.

ОАО «Водоканал-инжиниринг», Санкт-Петербург

              

    Бассейн Балтийского моря, в состав которого входят Ладожское и Онежское озера, является важным водным объектом на Северо-Западе России и на его примере видно состояние и перспективы улучшения законодательства,  связанного с охраной  водных объектов, особенно используемых в качестве водоисточников.

В разной степени загрязняемый водосборный бассейн Ладожского и Онежского озера находится на территории ряда субъектов Северо-Западного региона. Высокий уровень воздействия веществ химической и биологической природы на  поверхностные воды отмечается в бассейне реки Невы, которая является практически единственным источником питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга и части Ленинградской области. В Невской губе Финского залива выявлены признаки глубокой депрессии водной экосистемы, обусловленной превышением предельно допустимой для нее антропогенной нагрузки.

Одной из причин сложившейся ситуации, приводящей как к изменению в неблагоприятную сторону экологического состояния водных объектов бассейна Балтийского моря, так и к употреблению населением недоброкачественной питьевой воды (вследствие также несовершенства водоподготовки), является недостаточно разработанное водно-санитарное законодательство, слабая реализация общественно и экологически значимых принципов, к числу которых следует отнести:

- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития региона;

- бассейновый принцип в природоохранной деятельности, учитывая неразрывную гидрологическую и экологическую взаимосвязь Финского залива с Ладожским и Онежским озерами;

- в полном объеме и своевременная реализация природоохранного законодательства;

- приоритетность профилактических (природоохранных и здоровьесберегающих) мероприятий и технологий, обусловленная их высокой экономической эффективностью по сравнению с затратами, связанными с ликвидацией последствий их невыполнения;

- безусловная реализация правил гигиенического (гарантийность, дифференцированность, комплексность, сбалансированность, динамичность и др.) и экологического (принцип биоразнообразия, приоритетность естественной саморегуляции, принцип цели, принцип «слабого звена» и др.) нормирования.

Для устойчивого социально-экономического развития региона только Ленинградской области в ближайшие годы потребуется увеличить объемы централизованного водоснабжения в 2-3 раза, что будет способствовать  достижению высоких темпов экономического развития,  существенному расширению жилищного строительства, модернизации  жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо в полном объеме реализовать требования существующего экологического законодательства. Например, в Федеральном законе от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) отмечается, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Следовательно, существует правовая основа для повышения статуса ЗСО водоисточников путем расширения перечня ООПТ, включив в него зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников. По определению ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Несомненно, что природные комплексы, на которых организуется водозабор, должны иметь такой экологический статус, который будет играть существенную роль в создании условий, благоприятно влияющих на здоровье потребителей воды.

Некоторые эксперты считают, что ухудшение качества Ладожской и Онежской воды отчасти является результатом принятия некоторых поправок к экологическому законодательству. Например, до введения в действие Водного кодекса водоохранная зона Ладоги составляла от 2 до 3 км, а сейчас – всего 0,2 км. Кроме того, до 2007 года запрещались коммерческие вырубки в километровой водоохранной зоне. С принятием нового Лесного кодекса данная зона была существенно сокращена, а также исчезла категория «реестроохраняемых лесов». Наконец, изменился порядок проведения экологической экспертизы, которая теперь не в полной мере обеспечивает защиту природных ресурсов.

       Таким образом,в связи с быстрорастущим в мире дефицитом пресной воды Ладожское и Онежское озера, как крупнейшие в Европе природные источники питьевой высококачественной воды, приобретают стратегическое и геоэкологическое значение. Для предотвращения их дальнейшего загрязнения необходимо принятие федерального закона прямого действия – «Об охране Ладожского озера», включающего статьи, касающиеся его использования для обеспечения населения Северо-Западного региона (а в перспективе и потребителей на европейском водном рынке) питьевой водой, отвечающей отечественным и международным санитарно-гигиеническим требованиям. В последующем необходимо разработать целевую программу по Ладоге, как перспективной экосистеме, а также – по бассейну Балтийского моря в целом. Важнейшей задачей становится сохранение водных объектов бассейна Балтийского моря, как источников водоснабжения, на основе снижения антропогенной нагрузки на них, а также за счет их экологической реабилитации. Необходимо разработать и законодательно утвердить карту прибрежных территорий Ладожского и Онежского озер с учетом экологических ограничений, включая особо охраняемые территории, особо охраняемые водные территории, а также зоны санитарной охраны водоисточников, что позволит организовать надежную защиту Ладоги в целом.  Для повышения правового статуса зон санитарной охраны водоисточника до уровня особо охраняемой территории необходимо внести соответствующие поправки в Водный кодекс РФ, в Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О водоснабжении и водоотведении». Наконец, в целях дальнейшего совершенствования водного законодательства, а также учитывая выступление Президента России В.В. Путина на заседании Совета Безопасности 19 ноября 2013 г. и его предложения по вопросу охраны Ладожского и Онежского озер как крупнейших источников пресной воды,   целесообразно Ленинградскую область рассматривать в качестве модельного региона для решения проблем централизованного водоснабжения двух субъектов РФ (включая и Санкт-Петербург). Для этого необходимо разработать целевую (комплексную) федеральную программу по Ладожскому озеру, включающую оценку запасов пресной воды, прогнозную оценку качества воды и возможность обеспечения водой населения субъектов Северо-Западного региона и (в перспективе) европейских государств, придав Ладожскому озеру особый статус стратегического водоисточника как для России, так и для Европы и закрепив этот статус на законодательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меню

Яндекс.Метрика