Общественная организация Служба экологической безопасности Республики Крым

 

В Государственной Думе проведен круглый стол по вопросу соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации на территории Крыма

18.02.2015 Руководитель общественной организации «Служба экологической безопасности Республики Крым» А.В. Стебной  принял участие в проведении круглого стола на тему: «Экологическое регулирование в Крыму в условиях переходного периода социально-экономической интеграции и в связи с необходимостью соблюдения на его территории природоохранного законодательства Российской Федерации». 

Мероприятие состоялось 18 февраля 2015 года в Государственной Думе г. Москва под руководством депутата Государственной Думы, члена Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергея Вострецова, при участии депутатов Государственной Думы, представителей города Федерального значения Севастополь, Общественной палаты Российской Федерации, общественных объединений и организаций. 

Участники круглого стола обсудили и приняли рекомендации по вопросам особенностей государственного экологического контроля (надзора) в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, участия общественности и бизнес сообщества в программах экологического развития регионов, комплексной стратегии экологической стабилизации и развития в условиях переходного периода, правового регулирования и развития общественного экологического контроля на территории Крыма, основных направлений реализации программ экологической стабилизации и экологического развития в законотворческой деятельности, реализации новых экологически чистых технологий в сфере утилизации отходов, топливной энергетики, ЖКХ, очистки воды. 

 

 

Рекомендации круглого стола на тему: «Экологическое регулирование в Крыму в условиях переходного периода социально-экономической интеграции и в связи с необходимостью соблюдения на его территории природоохранного законодательства Российской Федерации»

18 февраля 2015г. Государственная Дума ФС РФ

Заслушав и обсудив доклады, выступления и презентации по актуальным проблемам развития и экологического регулирования Крыма, особенностей проведения государственного экологического надзора (контроля), в т.ч. взаимодействия с общественным экологическим контролем, как инструментом развития местного самоуправления и реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, участники круглого стола отметили:

- природоохранное законодательство РФ на территории Крыма исполняется не в полной мере, деятельность ответственных органов зачастую носит декларативный характер без закрепления правовых и организационных мер осуществления экологического развития и проведения государственного экологического надзора (контроля);

- нет должной согласованности в действиях институтов гражданского экологического контроля и властных структур в области охраны окружающей среды;

- имеет место частичное дублирование контрольных полномочий органов государственного экологического надзора (контроля), полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ – Республики Крым и города федерального значения Севастополь и органов местного самоуправления;

- отсутствует должная информация о реальном состоянии окружающей среды и профилактических природоохранных мероприятиях; местные и региональные природоохранные программы зачастую разрабатываются и принимаются без подключения институтов гражданского общества;

- правовой нигилизм населения и чиновников, несогласованность действий органов местного самоуправления, общественности и бизнеса, факты коррупции способствуют росту экологических правонарушений, снижения престижа природоохранной работы в обществе;

Участники круглого стола поддерживают инициативы Президента Российской Федерации по экологическому развитию страны, в том числе Республики Крым и города Севастополь, общественного контроля во всех областях деятельности государства, в т.ч. – общественного экологического контроля, как инструмента устойчивого развития и обеспечения национальной и экологической безопасности России, и принимают следующие рекомендации:

1.Комитету Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

Рассматривать экологическое регулирование в Крыму у условиях переходного периода как одно из социально значимых направлений экологической стабилизации и экологического развития, активизации гражданских инициатив в области охраны окружающей среды.

Рекомендовать создать при Комитете ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии рабочую группу или  включить в экспертный совет представителей Крыма – экспертов, экологов, заинтересованного бизнес-сообщества и общественности по анализу и выработке рекомендаций, направленных на улучшение законотворческой и просветительской работы по природопользованию и охраны окружающей среды.

2.Обратится к Правительству Республики Крым и города Севастополь о создании реестра общественных организаций, уполномоченных проводить мероприятия общественного экологического контроля и независимого экологического мониторинга во взаимодействии с государственными надзорными органами экологического контроля в рамках единой системы экологического надзора (контроля) и экологического мониторинга.

3.Рекомендовать Правительству Республики Крым и природоохранных властных структур города Севастополь повысить оперативность реагирования на заявления и обращения граждан и общественных организаций о выявленных нарушениях природоохранного законодательства, а также разработать процедуру доступа к экологической информации и информирования общественности о смостоянии окружающей среды и мерах по ее охране в соответствии с требованимя российского законодательства.

4.Рекомендовать Министерству экологии и природопользования Республики Крым, а также города Севастополь ввести в практику государственной надзорной деятельности совместные с представителями общественного экологического контроля проверки и рейды, широко освещать их результаты в информационных материалах и СМИ, совместно с общественными организациями и ВУЗами наладить систему подготовки общественных инспекторов-экологов.

5.Рекомендовать главам субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Крыма создать экологические советы при администрациях с привлечением научной общественности и представителей общественного экологического контроля и экологического мониторинга.

6.Считать взаимодействие ОЭКР с органами государственной и муниципальной власти, Общественной Палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ в Крыму, общественным советом при Министерстве экологии и природопользования Республики Крым, общественными организациями, отраслевыми профсоюзами организаций и предприятий необходимым условием построения и функционирования системы общественного экологического контроля (ОЭК) на территории Крыма, успешного продвижения гражданских законодательных инициатив в области охраны окружающей среды.

7.Рекомендовать проводить регулярные тематические совместные заседания Общественной палаты РФ, общественных палат Крыма, ОЭКР и других НКО.

 

 

А.В. Стебной тезисы доклада:

Общественный экологический контроль на территории Крыма: правовое регулирование и развитие

 I. Общая часть:

 1. Уникальная история, местоположение, человеческий потенциал Крыма позволяет региону стать активным участником природоохранной реформы Российской Федерации создав экологичные производства, реализовав принципы наилучших доступных технологий, стимулируя к развитию отрасли переработки и вторичного использования отходов производства и потребления - сортировочных комплексов, заводов по утилизации бытовых отходов.

 В соответствии с Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Совета министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым части полномочий в сфере охраны окружающей природной среды, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2014 № 779 утвержден Административный регламент осуществления Советом министров Республики Крым переданных полномочий Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды.

 Таким образом, Министерство экологии и природных ресурсов является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым по осуществлению переданных Росприроднадзором полномочий.

 2. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ будет осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

 Статус регионального оператора будет присваиваться на срок не менее чем десять лет. Региональные операторы обязаны будут осуществлять свою деятельность на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых с собственниками твердых коммунальных отходов. Правительством РФ будет утверждена типовая форма такого договора.

 Таким образом, полномочия по управлению отходами передаются с муниципального уровня на региональный. При этом у Крыма появляется больше возможностей для создания современных полигонов, перерабатывающих производств, современных высокотехнологичных заводов.

 3. Сегодня техническая база системы обращения с отходами отстает от реальных требований  российского законодательства в этой сфере.

 По состоянию на сегодняшний  день ни один объект размещения ТБО по своим техническим характеристикам не может быть включен в Государственный Реестр объектов размещения отходов и соответственно, размещение отходов ТБО  на них  должно быть запрещено.

 В реестр не могут быть внесены объекты,  расположенные в границах населенных пунктов, лесопарковых зон, водоохранных зон водных объектов, объекты, исчерпавшие производственные мощности и другие объекты, которые не соответствуют санитарным нормам и природоохранным требованиям.

 Возле населенных пунктов в районах  расположено 269 постоянно действующих сельских свалок, учет размещения отходов на которых не осуществляется.

  Органами экологического контроля совместно с природоохранной прокуратурой в 2014 году в ходе оперативных проверок  выявлено 351 место стихийного размещения отходов, общей площадью – более 814 тыс. кв.м., принятыми мерами ликвидировано только 22 выявленные свалки, это вопрос ответственности органов местного самоуправления. И такую работу необходимо провести всем руководителям муниципальных образований, т.к. в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года определено, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований относится к полномочиям местных органов самоуправления. Хочу отметить, что на рекультивацию свалок в Крыму в рамках Федеральной целевой программы в 2015 году будет выделено 3 млрд. рублей.

 4. Одна из главных проблем сегодня — дефицит мощностей по переработке отходов, то есть современных высокотехнологичных заводов.

В настоящее время выполнен первый этап НИРа по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории Крыма.

 Основной задачей  генеральной схемы санитарной очистки Республики Крым является создание экологически и экономически эффективной отрасли по обращению с отходами производства и потребления, уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, повышение степени использования сырьевого потенциала отходов и обеспечение безопасной переработки отходов.

 Следующие этапы разработки генеральной схемы санитарной очистки территории Крыма включают определение норм накопления твердых бытовых отходов с учетом сезонности, разработку логистических схем сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

 После разработки и утверждения схемы начнется реализация проектов по строительству мусороперерабатывающих комплексов. В настоящее время рассматривается 6 инвестиционных проектов по строительству 6 мусороперерабатывающих заводов на полуострове.  Предполагается строительство заводов на каждые 2-3 района и крупный город, что поможет решить проблему обращения с отходами в Крыму.

 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым рассмотрело 18 инвестиционных предложений по технологии переработки ТБО, проанализировав которые, пришли к выводу, что на завершающей стадии, после сортировки и переработки ресурсоценных материалов (пластик, древесина, стекло, железо) необходимо использовать технологию, основанную на термическом разложении неоднородных отходов на газообразные составляющие с последующим воздействием на синтез-газ высокотемпературной плазменной струёй, что способствует окончательному распаду тяжёлых (токсичных) газообразных соединений. Преимущества заводов, использующих данную технологию: переход к бесполигонной системе обращения с отходами, небольшой земельный участок для строительства /от 1 до 3 га/, 4-7 % конечного остатка в виде стекловидных гранул, которые можно использовать в строительстве, а так же одновременная выработка электроэнергии и тепла на уровне 7 МВт и 12 гигакалорий при сжигании 10 тонн отходов.

 Вопросы  обращения с отходами на территории Республики Крым требуют безотлагательного решения, поскольку представляют реальную экологическую опасность. На сегодняшний день  общий объём накопленных отходов в Республике Крым составляет 55 млн. тонн, из них 25 млн. тонн – твёрдые бытовые отходы. В Республике Крым имеются 28 полигонов ТБО, из них незначительный запас мощности имеют только - 9   (это - Армянск, Евпатория (пгт. Мирный), Джанкой, Белогорск, Щелкино и пгт.Раздольное, пгт.Первомайское,  пгт.Советское, пгт.Черноморское).

 5. Значительной проблемой в 2015 году станет проблема размещения грунтов, строительных отходов образовавшихся в результате проведения строительных работ.

 Особое значение в этой связи имеет несовершенство системы привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, установленные КоАП размеры штрафных санкций не учитывают в короткий срок (например в течении года) возможности повторения правонарушения без усиления административной ответственности. В данной ситуации возмещение ущерба не сопоставимо с размерами вреда, возникающего в результате причинения ущерба природным компонентам и окружающей среде.

 6. Требует совершенствования методическое обеспечение осуществления экологического контроля (надзора) в регионе. Так, до настоящего времени отсутствует методика расчета размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

 Становление институтов гражданского общества должно сопровождаться расширением института общественного контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольно-надзорную деятельность государственных органов, способен оказать им неоценимую помощь и поддержку в профилактике и предупреждении экологических правонарушений.

 Участие граждан в охране окружающей среды посредством осуществления общественного экологического контроля является эффективным средством обеспечения права человека на благоприятную среду, формирования зрелых позиций граждан проживающих на соответствующей территории.

  Поэтому для активизации конструктивного экологического общественного контроля государству необходимо принимать различные меры, в том числе на законодательном уровне.

 До настоящего времени Российской Федерацией не ратифицированы имеющие принципиальное значение для повышения роли общественности при принятии экологически значимых решений международные конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (г. Орхус, 1998 год)  и «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (г. Эспо, 1991 год).

II. Специальная часть:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На наш взгляд основной вопрос общественного экологического контроля заключается в оперативном подтверждении факта административного правонарушения, составления протокола, отбора проб.

Органами составляющими протокол по ст.8.2 КоАП РФ являются:

1. Росприроднадзор - осуществляющий государственный экологический контроль; Роспотребнадзор – контроль в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2. Органы внутренних дел (Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию");

3. А также  Минобороны России, ФСИН России, Управление делами Президента РФ, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФМБА России (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации") осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах специального назначения;

 4. Ространснадзор

 Таким образом, протокол правонарушения по ст. 8.2 КоАП могут составить представители большинства   контрольных ведомств за исключением МЧС РФ.

Данное обстоятельство находит подтверждение в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) содержится пункт: "77. Руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов."

При этом в пункте 19 правил противопожарного режима запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

Таким образом, фактически санкционируется возможность сжигания отходов на расстоянии более 50м от объектов.  Для этого достаточно уведомить органы МЧС, что будешь проводить сожжение сухих веток, подготовить поливочную машину, огнетушители, внештатную пожарную охрану и появляется неконтролируемая возможность обезвреживания любых отходов не подтвержденного состава на территории водоохраной зоны, землях населённого пункта, пограничной зоны, детского санатория и т.д. (см. приложение 1).  Наряды МЧС РФ в случаях описанных в приложении 1, при вызове на тушение горящих отходов даже не выезжали.

Это устоявшаяся практика и в условиях отсутствия как внутреннего, так и внешнего контроля за обращением с отходами, большинство полигонов ТБО, коммунальных предприятий Крыма,  а также природопользователи владельцы санаториев, минипансионатов, магазинов, садовых товариществ ее используют и сжигают отходы, экономя деньги на вывозе и утилизации твёрдых коммунальных отходов, фальсифицируя первичный учет образования отходов.

При этом, согласно Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) действующего с 01.08.2014г: отходы коммунальные включают:

 

Код отхода

Наименование отхода

7 31 200 01 72 4

мусор и смет уличный

7 33 100 01 72 4

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 210 01 72 4

мусор и смет производственных помещений малоопасный

7 33 220 01 72 4

мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный

7 33 310 01 71 4

смет с территории гаража, автостоянки малоопасный

7 33 390 01 71 4

смет с территории предприятия малоопасный

7 33 390 02 71 5

смет с территории предприятия практически неопасный

7 31 200 02 72 5

мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства

7 31 300 01 20 5

растительные отходы при уходе за газонами, цветниками

7 31 300 02 20 5

растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками

 

 Таким образом, травяные и древесно-кустарниковые и другие отходы являются отходами производства и потребления, и обращение с ними регулируется п. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»  отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок запрещается.

Такая же порочная практика сложилась в Московской области при сжигании порубочных остатков якобы для уничтожения короеда-типографа.  По согласованию с МЧС сжигаются согласно ФККО отходы:

 

1 52 110 01 21 5

отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок

1 52 110 02 21 5

отходы корчевания пней

1 52 110 03 23 5

зелень древесная

1 52 110 04 21 5

отходы раскряжевки

 При этом отсутствует экологический и санитарный контроль за состоянием почв, атмосферного воздуха.  И возникают следующие вопросы:

Почему для обезвреживания отходов не используются специальные сертифицированные установки?

Правомерность "контролируемого сжигания" на предмет производственного контроля в части обращения с отходами производства и потребления, разрешительной документации полученной в установленном порядке, а при их отсутствии коррупционной составляющей и (или) халатности органов осуществляющих хозяйственную деятельность и органов осуществляющих контроль?

Правомерность не выполнения требований нормативных документов, н-р: СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, в том числе с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ (продуктов горения) в атмосферном воздухе населённых мест; 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части обращения с отходами?

Правомерность отсутствия научного обоснования метода уничтожения короеда – типографа, подтвержденного экспертизами, заключениями экспертов? Очевидно, что на гари затем размножаются другие насекомые-паразиты, например усачи, а после выжигания погибают организмы-педобионты верхнего слоя почвы?

Правомерность отсутствия расчета и возмещения вреда причиненного самовольным уничтожением или порчей почв в лесах, согласно методике исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного  законодательства (ПП РФ от 08.05.2007г. №273)?

Данные вопросы направлены в Генеральную прокуратуру, ждем ответа.

 III. Предложения и рекомендации:

Рассмотреть вопрос о ратификации в кратчайшие сроки международных конвенций «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (г. Орхус, 1998 год) и  «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (г. Эспо, 1991 год).

Установление возможности проведения государственного экологического надзора вне рамок государственного строительного надзора.

Рассмотреть вопрос о разработке государственной экологической политики, реализуемой на региональном уровне Крымского федерального округа.

Обеспечить принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Крымского федерального округа в области управления системой охраны окружающей среды и природопользования, а также организации и проведения государственного экологического надзора и мониторинга регионального уровня.

Внести изменения в п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390) исключив слова «в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов».  

 Дополнить полномочия МЧС РФ по составлению протокола и привлечение к ответственности по гл. 8 КоАП РФ.

 Увеличить административную ответственность за повторные аналогичные нарушения экологического и санитарного законодательства в течении года.

Внести изменения в 131-ФЗ в части обязательной инвентаризации муниципалитетами, городскими округами мест стихийного размещения отходов, накопленного прошлого экологического ущерба, разработки  и утверждения плана производственного экологического контроля территории.

Обеспечить возможность размещения информации о проблемных территориях КФО в Федеральной государственной информационной системе общественного контроля природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации «ФГИС «Наша природа» с момента разработки портал работает в тестовом режиме. Разместить информацию по КФО не возможно. (https://priroda-ok.ru/#home:)

Спасибо за внимание.

 

  

 05.12.2014 сотрудники Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым приняли участие в рабочей встрече с представителями общественной организации «Служба экологической безопасности Республики Крым».

На обсуждение участников был вынесен ряд вопросов касающихся  работы членов общественной организации, а также взаимного сотрудничества.

В частности, был поднят вопрос о необходимости разработки и согласования Порядка взаимодействия Минприроды Крыма и общественных организаций при осуществлении ими общественного контроля.

Также, рассматривался вопрос о необходимости разработки нормативных правовых актов, реализующих полномочия общественных организаций при осуществлении общественного контроля.

http://meco.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/290514.htm

 

 

16 ноября 2014 года в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым состоялось совещание представителей Минприроды Республики Крым и Региональной общественной организации «Служба экологической безопасности Республики Крым» по вопросу обсуждения взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны окружающей среды

http://meco.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/289254.htm

 

 

Меню

Яндекс.Метрика