Проблема утилизации строительных отходов в России

С каждым годом из-за строительства инфраструктурных объектов в крупных городах увеличивается количество строительных отходов. Большая часть отходов вывозится на полигоны, загрузка которых приближается уже к критической отметке. Неудивительно, что сейчас тема утилизации строительного мусора очень актуальна. Ежегодно в России образуется 15–17 млн тонн строительных отходов. Строительный мусор имеет 4-й класс опасности, поэтому вывоз и утилизацию строительного мусора необходимо производить с соблюдением всех правил безопасности. Согласно действующему законодательству вывоз крупногабаритного мусора в столице и других городах РФ осуществляется только на специально оборудованные полигоны. Далее захоронение отходов выполняется согласно установленным стандартам. Специализированные компании, которые оказывают услуги по вывозу строительного мусора обладают лицензией на деятельность по вывозу отходов и могут предоставить все необходимые документы о месте размещения отходов. Но сейчас главной проблемой утилизации строительных отходов становится не транспортировка, а вторичное использование и экологичное захоронение.
Что происходит со строительным мусором после вывоза?

Перед каждым предприятием, которое ведет строительную деятельность, встает вопрос, как избавляться от строительных отходов. Например, крупные строительные фирмы могут вывезти мусор на какой-нибудь другой объект, где заливается фундамент. Мелким компаниям остается либо вывозить мусор на городские свалки, либо сотрудничать с крупными фирмами. А для того, чтобы далеко не вывозить мусор, можно организовать переработку прямо на месте. Для этого существуют передвижные дробилки. Однако строительная дробилка стоит недешево, поэтому чаще всего отходы вывозятся на полигоны.

Утилизация строительного мусора имеет свою специфику: из-за веса и крупных габаритов возникают сложности при складировании, сборе и транспортировке для утилизации на полигонах. Эксперт компании «ЭкоПроектСервис» Татьяна Коваленко рассказала: «В соответствии с действующим законодательством в г. Москве N 981-ПП от 12 декабря 2006 г., площадка для временного хранения отходов строительства и сноса должна представлять собой специально выделенный и оборудованный участок, предназначенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности. В зависимости от вида образующихся отходов, а также класса их опасности, сбор и временное хранение должны осуществляться раздельно. Размеры участка для сбора и временного хранения отходов, количество бункеров-накопителей заранее должны быть рассчитаны на определенный объем образующихся отходов. Площадка должна быть расположена так, чтобы не создавать помех для проезда спецтехники, отходы должны вывозиться с площадки по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 7 дней. Если отходопроизводитель на строительной площадке не использует образующиеся отходы на своей стройплощадке с целью получения вторичного сырья и дальнейшего использования в производственном процессе, (например из боя бетона, боя железобетона, боя кирпича, щебня потерявшего потребительские свойства путем дробления на дробильных комплексах можно получить вторичный щебень), отходы вывозятся для получения вторичного сырья на специализированные полигоны, имеющие разрешительную документацию и возможность принимать строительный мусор». Услуги по вывозу строительного мусора в крупных городах требуют особого подхода к организации перевозки, так как из-за развитой транспортной сети и высокой загруженности дорог процесс транспортировки строительного мусора на полигоны усложняется».

По словам представителя одного из полигонов Павла Герасина, ежегодно на свалку вывозят около 700 тыс. тонн строительных отходов, две трети которых используют при приготовлении смесей для рекультивации с последующим использованием по назначению, а остальная часть перерабатывается на дробильно-сортировочных установках во вторичный щебень и возвращается на строительные площадки Москвы и Московской области в виде строительных материалов.

Отходы, используемые в качестве рекультиванта, поступают со строительных площадок города Москвы и Московской области, что позволяет положительно решать еще одну наболевшую проблему, связанную с размещением строительного мусора и грунта, образующихся в большом количестве при строительстве зданий, сооружений, а также при прокладке новых линий метрополитена.

Однако работа в сфере обращения с отходами требует получения соответствующего разрешения, так как указанный вид деятельности является лицензируемым, а сама деятельность по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов жестко регламентируется как федеральным законодательством, так и законодательными актами субъектов Федерации.

Так, законом г. Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления» установлен технологический регламент процесса обращения с отходами, согласно которому транспортировка и размещение отходов на конкретных объектах осуществляется по разрешениям, выдаваемым Департаментом строительства г. Москвы. Эта организация не только определяет потоки и объемы направляемых строительных отходов и грунтов для их использования в качестве рекультиванта, но и осуществляет соответствующий контроль за классом опасности размещаемых отходов.

Для обеспечения контроля за поступающими отходами на каждую поставляемую партию строительных инертных отходов требуется паспорт качества с подписью ответственных лиц предприятия, поставляющих отходы, что позволяет полигону проводить рекультивацию любой направленности: сельскохозяйственной, лесохозяйственной, рыбохозяйственной, рекреационной, строительной.

Помимо этого на все отходы, поступающие с площадок строительного комплекса, должны быть представлены сертификаты соответствия перечню Минздрава с характеристикой состава отходов, подтверждающей их химическую и радиационную безопасность, или заключения органов Роспотребнадзора.

На месте все поступающие строительные инертные отходы и грунты проходят обязательный визуальный и дозиметрический контроль с записью в соответствующих журналах.

«Перед тем как грунт или строительные отходы поступят на площадки организации, штатный эколог предприятия знакомится с санитарно-эпидемиологическим заключением на данный отход, — рассказывает эксперт компании Павел Герасин. — Далее, при положительной резолюции эколога, грунт и строительные отходы поступают на площадку для депонирования, предварительно перед въездом пройдя визуальный и радиационный контроль. Затем, согласно техническим условиям, осуществляется приготовление смесей для рекультивации. После этих процедур проводится отбор пробы с определением класса опасности методом «Биотестирования». После этого приготовленные смеси используются при рекультивации земель».

Эксперт рассказал, что с целью учета оборота выданных и реализованных талонов (грузов) по заказу полигона была создана конфигурация. В ней оператором создаются талоны по заказам клиентов с определенными данными. Оператор печатает талоны и передает клиенту. В каждом талоне формируется уникальный штрихкод, который выводится на печатной форме. Кроме того, в системе и в каждом талоне содержится следующая информация: вид отхода, тоннаж, объект вывоза, объект ввоза, организация перевозчик, срок действия.

Для учета талонов в момент ввоза (вывоза) на объектах устанавливаются мобильные терминалы сбора данных (ТСД) с функцией GPRS (для передачи данных используется мобильный Интернет). Все данные о грунтах и строительных отходах из системы полигона передаются в мобильные терминалы. В момент ввоза (вывоза) водитель (представитель) клиента предоставляет талон со штрихкодом, который сканируется оператором компании с помощью мобильного терминала. После сканирования талон регистрируется в системе как закрытый. Информация об этом отходе передается (согласно графику обмена) в систему, а из системы — на другие терминалы.
Вторая жизнь строительного мусора

Сегодня компании по переработке строительного мусора ведут активный поиск технологий переработки строительных отходов. Если говорить об утилизации отходов строительства, то ее можно осуществлять в двух направлениях. Надо отметить, что переработка строительного мусора стоит значительно дешевле, чем закупка новых стройматериалов. Тем не менее в процессе переработки вторая жизнь дается многим материалам: асфальтобетон, бой бетона, бой железобетона, кирпичный бой, лом черных и цветных металлов, древесина, старые шины, отходы кровельных материалов и многое другое. Или повторное использование отдельных частей здания в новом строительстве.
 Известно, что многие страны Европы при приеме отходов на полигоны требуют официальных доказательств того, что свозимые к ним отходы переработать невозможно. Складирование строительного мусора на свалках стоит довольно дорого, и отходы дешевле перерабатывать, чем вывозить. Поэтому многим застройщикам выгоднее тратить средства, время и усилия на переработку и утилизацию строительных отходов, чем вывозить их на свалку.

Если рассмотреть технологию переработки строительного мусора в промышленных масштабах, то это весьма дорогостоящий процесс. Не всегда удается соблюсти всю технологию из-за сжатых сроков выполнения работ.
Незаконные свалки

Во многих регионах России складывается неблагоприятная экологическая ситуация, вызванная незаконным оборотом строительных отходов. К сожалению, не все отходы достигают полигонов, по-прежнему большое количество отвозится на несанкционированные свалки. Проверить законность того или иного полигона достаточно просто, полигон должен быть в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО). Кроме того, иметь действующую лицензию на обращения с теми отходами, которые принимает, а также иметь действующий лимит на размещение. К сожалению, нет действующей базы по регионам, где было бы точно указано помимо наличия лицензии, то, какие отходы принимает тот или иной полигон, позволяет ли лимит принимать отходы, или полигон уже исчерпал свой лимит, где находится фактически площадка, какие отходы имеет право принимать, а какие нет.

Мы связались с руководителем природоохранных проектов МОО «Зеленый фронт» Егором Леонтьевым, который рассказал о том, что неправильная утилизация строительных отходов влечет целый ряд экологических проблем. Во-первых, это загрязнение почвы отходами различных классов опасности. Во-вторых, засыпка водоемов ведет к вымещению воды. А значит, стоки со свалки могут попасть самотеком и через грунтовые воды.

Активистами МОО «Зеленый фронт» в рамках общественного экологического мониторинга неоднократно выявлялись факты несанкционированных свалок строительных отходов. Фотоматериалы и письменные запросы сотрудников использовались в качестве основы для возбуждения надзорными органами административных и уголовных дел. МОО «Зеленый фронт» в течение 2013 года неоднократно фиксировали факты вывоза грунта, образованного в результате землеройных работ на строительных объектах Санкт-Петербурга, на несанкционированные свалки. С места строительства ЖК «Балтийская жемчужина» грунт многократно незаконно вывозился на участки вблизи р. Красненькая Красносельского р-на, д. Низино Ломоносовского р-на Ленобласти, а также вблизи р. Дудергофка в Красносельском р-не и на территорию Южно-Приморского парка. Подобная деятельность фиксировалась на объектах строительства «Сетл Сити» на Петергофском шоссе, жилого р-на «Славянка» в Пушкинском р-не Петербурга, на объекте строительства «Экспофорум», ЖК «Летний» на Пулковском шоссе, на объекте ФГУП «Почта России» на Софийской улице, ТРК «Европолис» на Полюстровском проспекте в Петербурге и др. По всем фактам активистами МОО «Зеленый фронт» направлены обращения в надзорные органы, по результатам которых нарушителям были выданы соответствующие предписания. Помимо указанных, были выявлены и иные объекты несанкционированной приемки строительных отходов: КАС «Лигово» южнее пр. Народного Ополчения в Санкт-Петербурге, севернее р. Красненькая на территории МО «Автово», две свалки вблизи п. Янино Всеволожского р-на, свалка возле КАД и Шафировского проспекта в Санкт-Петербурге, свалка по адресу ул. Челябинская, 159А, свалка вблизи КАД и д. Заневка Всеволожского р-на, свалка за Шушарским кладбищем и вблизи Московского шоссе. Только по последнему объекту штрафы за незаконную деятельности составляют 1 млн руб.

По материалам МОО «Зеленый фронт» ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» выдано предписание организовать мероприятия по вывозу отходов грунта, размещенного возле СТЦ «Мега-Парнас» в объеме 45 277,6 куб. м, на санкционированный полигон или использовать с учетом проектной документации, разработанной в соответствии с действующим законодательством РФ. В 2014 году выявлена свалка стройотходов в п. Понтонный Колпинского района Санкт-Петербурга, а также свалка в д. Новосергиевка Всеволожского района Ленинградской области.
 На сегодня утилизация и вторичная переработка строительного мусора являются более затратными процессами, чем вывоз строительных отходов и их захоронение на полигонах. Представители компаний, которые занимаются утилизацией мусора, солидарны в том, что эту проблему нужно решать на государственном уровне.


По информации, полученной от органов исполнительной власти города Москвы, деятельность которых связана с координацией деятельности участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве, осуществлением функций по разработке и реализации государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления в городе Москве в 2013 году объем отходов строительства и сноса составил около 3 млн. тонн, что сравнимо с аналогичным показателем 2012 года ( около 3,3 млн.тонн). В 2013 году образовалось около 25 млн. тонн строительных грунтов, в том числе около 13, 29 млн. тонн строительных замусоренных грунтов ( грунты 4 и 5 класса опасности). Значительное увеличение объемов образования строительных грунтов по сравнению с предыдущим периодом связано с увеличением объемов строительства метрополитена.

 Порядок обращения со строительными отходами на территории Москвы


Информация предоставлена Департаментом строительства города Москвы

В настоящее время на строительных площадках территории города Москвы образуется не менее 3 миллионов тонн отходов строительства и сноса и более 15 миллионов кубических метров грунтов с разной степенью замусоренности и класса опасности в год.

В целях недопущения образования стихийных свалок, снижения нагрузки на городские транспортные магистрали, учета оперативных и перспективных интересов и потребностей строительного комплекса к завозу грунтов в городе создана и функционирует Система перемещения отходов строительства и сноса и грунтов.

В рамках системы решается задача экологической реконструкции городских территорий, то есть отходы строительства и сноса и грунтов вывозятся на специальные объекты переработки, полигоны и карьеры в соответствии с имеющимися у них лимитами на размещение отходов.

Достижение данных задач возможно только при согласовании с заказчиком объемов вывоза отходов строительства и отходополучателя до момента начала производства работ на строительном объекте. Данное согласование должно носить временный характер, быть информативным не только для подрядных организаций, но и для контролирующих организаций, легко отслеживаемым и проверяемым документом.

На Департамент строительства города Москвы возложены функции по контролю за перемещением отходов строительства и сноса и грунтов.

В настоящее время Департаментом строительства города Москвы выдаются следующие документы:
 - разрешение на перевозку грунта в городе Москве;
 - разрешение на перемещение отходов строительства и сноса для переработки;
 - разрешение на перемещение отходов строительства и сноса для захоронения.
 Должный учет и регулирование позволяет снизить нагрузки на транспортные сети и экологию города. Так, на сегодняшний день, около 50 процентов от общего объема образующихся грунтов не являются замусоренными и большая часть из них направляется на городские объекты с отрицательным балансом грунтов. Остальные грунты, в зависимости от класса опасности и расположения объектов, перемещаются на ближайшие полигоны и карьеры, имеющие лимиты на размещение отходов соответствующих классов опасности.

То же касается и отходов строительства и сноса. Сносимые здания в максимально возможной степени перерабатываются для получения вторичного сырья. Материалы, не подлежащие рециклингу, направляются для размещения на соответствующие полигоны и карьеры.

За 2013 год Департаментом строительства выдано разрешений на перевозку более 17 миллионов кубических метров грунта и 3 миллионов тонн отходов строительства.

При проектировании строительства или сноса какого-либо объекта разрабатывается проектная документация, в том числе технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса. Указанной проектной документацией предусматривается весь процесс обращения с отходами с момента их образования до момента размещения (объекты переработки или захоронения отходов).

В свою очередь при выдаче разрешений на перемещение отходов Департамент строительства города Москвы руководствуется разработанной и утвержденной проектной документацией.

https://ecoprogress.pro/econews/latest-issue/actual/actual_409.html