Переоформление (оформление) лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до вступления в силу № 458-ФЗ, № 203-ФЗ; ПП РФ №1062; отходов, не включенных в ФККО

06.05.16г.

Вниманию соискателей лицензий (лицензиатов) в области обращения с отходами

 

08.04.16г.

В Правительство РФ направленно обращение о необходимости переноса срока выдачи лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами на 1 июля 2017 года

 

До 1 января 2017 года вводится переходный период в отношении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указанный переходный период, в частности, относится к выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Законом также переносятся сроки введения нового порядка лицензирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года.

Кроме того, конкретизировано, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок и сроки ее внесения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Перейти в текст документа

http://www.consultant.ru/law/review/2770705.html
© КонсультантПлюс, 1992-2015 

 

Природоохранное требование: На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Нормативный акт: Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712, пункт 10

Ответственность: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, статья 8.1

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20000 до 100000 рублей.

Органы, привлекающие к административной ответственности:

  • Государственный экологический надзор: Росприроднадзор;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Давность привлечения к административной ответственности – один год.

Возможно проведение административного расследования. 

http://www.ecospecialist.ru 

 

08.12.15г. Принято решение о продлении до 1 июля 2016 года срока обязательного лицензирования, а также о необходимости скорейшего завершения министерствами работы по формированию соответствующих регламентов и процедур.

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Хлопонин отметил, что в 2015 году в России положено начало формированию современной и эффективной отрасли по обращению с отходами. В соответствии с поправками, внесёнными в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 1 января 2016 года вводится обязательное лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами.

В настоящее время на рынке работает свыше 20 тыс. организаций, которые должны получить соответствующие лицензии, – от компаний, перевозящих отходы, до крупных промышленных холдингов. Однако, по словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог. Также Росприроднадзор и Роспотребнадзор используют разные критерии для отнесения отходов к классам опасности, в результате чего требуются дополнительные согласования.

В этой связи Александр Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик.

По итогам совещания принято решение о продлении до 1 июля 2016 года срока обязательного лицензирования, а также о необходимости скорейшего завершения министерствами работы по формированию соответствующих регламентов и процедур.

Но для реализации данного решения, необходимо принятие Госдумой соответствующих поправок.

http://government.ru/news/20941/  

 

Письмо Росприроднадзора от 17 ноября 2015 года № АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности»

http://ecostaff.ru/novosti/5810-pismo-rosprirodnadzora-ot-17-noyabrya-2015-goda-as-03-03-36-20364-o-litsenzirovanii-deyatelnosti

 

Итоги совещания РПН (19.11.15г.) по вопросу выдачи лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.

http://ecostaff.ru/novosti/5741-19-11-15g-rpn-provedjot-soveshchanie-po-voprosu-vydachi-litsenzij-na-deyatelnost-po-sboru-transportirovaniyu-obrabotke-utilizatsii-obezvrezhivaniyu-razmeshcheniyu-otkhodov-i-iv-klassov-opasnosti

  

Проект Приказа Минприроды РФ «Об утверждении Административного регламента РПН по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

http://ecostaff.ru/novosti/5716-proekt-prikaza-minprirody-rossii-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnoj-sluzhby-po-nadzoru-v-sfere-prirodopolzovaniya-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-po-litsenzirovaniyu-deyatelnosti-po-sboru-transportirovaniyu-obrabotke-utiliza 

 

Вебинар 26.10.15г., по новому порядку лицензирования деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности (ПП РФ №1062)

http://ecostaff.ru/novosti/5626-vebinar-26-10-15g-po-novomu-poryadku-litsenzirovaniya-deyatelnosti-po-obrashcheniyu-s-otkhodami-i-iv-klassov-opasnosti-pp-rf-1062

 

ПП РФ №1062 от 03.10.15г. "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (458-ФЗ)

http://ecostaff.ru/novosti/3355-proekt-postanovleniya-pravitelstva-rf-o-litsenzirovanii-deyatelnosti-po-sboru-transportirovaniyu-obrabotke-utilizatsii-obezvrezhivaniyu-razmeshcheniyu-otkhodov-i-iv-klassov-opasnosti  

 

Юридическое заключение АСУ ЭКОЮРС

по вопросу о возможности оформления лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении отходов, не включенных в ФККО

Основные выводы заключения:

1.Видом отхода в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов является позиция отхода в федеральном классификационном каталоге отходов, в коде которой в одиннадцатом знаке используется цифра от 1 до 5;

2.Для целей лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, необходимо предоставить перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности;

При этом в приложении к лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности также должны быть указаны позиции отходов из федерального классификационного каталога отходов, в коде которых в одиннадцатом знаке используются цифры от 1 до 5;

3.Действующее законодательство не предусматривает указание в лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп отходов;

4.Юридические лица, оформившие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, вправе обращаться исключительно с видами отходов, указанных в лицензии;

5.В соответствии со сложившейся до вступления в силу Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792) практикой, наименование групп отходов и подгрупп отходов использовались в качестве наименования конкретных видов отходов для целей лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

В данном случае при включении в перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с опасными отходами в качестве вида отходов наименование групп отходов и при совпадении данных наименований с  наименованиями блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп отходов из ФККО (утв. Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445) лицо, оформившее лицензию вправе осуществлять обращение с отходами в отношении всех видов отходов, входящих в группу (подгруппу) с учетом соответствующего класса опасности отходов;

6.Отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, могут быть предусмотрены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и указаны в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 При этом указание в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в качестве кода вида отхода, не включенного в ФККО, кода блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп отходов является непосредственным соблюдением требований Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349).

Ввиду указанного можно сделать вывод о возможности указания в лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп отходов в качестве видов отходов - для целей обращения с видами отходов, не включенных в ФККО;

7.Наименование блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп отходов могут быть использованы в качестве наименования конкретных видов отходов исключительно для целей лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности для целей обращения с видами отходов, не включенных в ФККО.

При этом в заявлении об оформлении лицензии необходимо указать в качестве наименования конкретных видов отходов наименование блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп отходов, к которым при подтверждении отнесения отходов к конкретным классам опасности были отнесены отходы, отсутствующие в ФККО. 

http://www.ecospecialist.ru 

 

19.10.15г. В связи с утверждением постановлением Правительством РФ от 3 октября 2015 г. № 1062 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности Центром правового обеспечения природопользования подготовлена Правовая позиция по вопросу о применении подп. «в» п. 5 и подп. «г» п. 7 данного Положения.

В соответствии с выводами указанной позиции проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, введенных в эксплуатацию, или разрешение на строительство которых выдано до 11 января 2009 года, в т.ч. до 1 января 2007 года, не подлежит представлению на государственную экологическую экспертизу.

При этом день вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – 1 января 2007 года – не имеет самостоятельного значения.

http://www.ecours.ru/ru/ 

 

Центр правового обеспечения природопользования 1 октября 2015 года направил Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу оформления лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. 
Необходимо отметить, что инициативу Центра поддержали более 70 организаций, подписавших Обращение.
Искренне благодарим всех, поддержавших Центр. 
Вместе мы можем многое!

http://www.ecospecialist.ru

 

25.09.15г. Центром правового обеспечения природопользования подготовлено Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу оформления лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В Обращении предлагается в кратчайшие сроки утвердить положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, либо инициировать принятие федерального закона о внесении изменений в ст. 23  ФЗ № 458 в части изменения срока, до наступления которого необходимо оформить лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности – до 1 января 2019 года.

В связи с изложенным просим поддержать инициативу Центра, ознакомиться с Обращением и в срок до 30 сентября 2015 г. обеспечить его подписание Вашей организацией. 

 

Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву (по вопросу оформления лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности)

В соответствии со ст. 16 ФЗ № 458 часть 4 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») дополнена пунктом 5 следующего содержания:

«5) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.».

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 24 ФЗ № 458 указанные положения федерального закона вступили в силу с 1 июля 2015 года.

На основании изложенного, с 1 июля 2015 г. подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со ст. 23 ФЗ № 458 (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 203-ФЗ) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Также в соответствии с ч. 3.1.  указанной статьи Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года.

При этом после 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, в случае необходимости осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, организации обязаны получить лицензию на осуществление данных видов деятельности до 1 января 2016 года.

Также в соответствии со ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что до настоящего времени положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности Правительством Российской Федерации не утверждено.

Одновременно не определен государственный орган, который вправе осуществлять лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, до утверждения Правительством Российской Федерации положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов и определения государственного органа, уполномоченного осуществлять такое лицензирование, оформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов не представляется возможность.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона  от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления в т.ч. деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, после 1 июля 2015 года юридические лица вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы для целей оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Необходимо отметить, что субъекты хозяйственной деятельности в настоящее время несут существенные финансовые траты связанные с проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы, и при этом не имеют возможности оформить лицензию.

При этом в средствах массовой информации циркулируют слухи об инициативах  принять федеральный закон о внесении изменений в ст. 23  ФЗ № 458 в части изменения срока, до наступления которого необходимо оформить лицензии  деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности – до 1 января 2019 года.

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация которая характеризуется с одной стороны – необходимостью совершения хозяйствующими субъектами действий по оформлению до 1 января 2016 года лицензий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, с другой – невозможностью оформления данных лицензий в связи с отсутствием положения о лицензировании.

На основании изложенного просим в кратчайшие сроки утвердить положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, либо инициировать принятие федерального закона о внесении изменений в ст. 23  ФЗ № 458 в части изменения срока, до наступления которого необходимо оформить лицензии  деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности – до 1 января 2019 года.

 С уважением,

подписи представителей организаций согласно приложенному списку

http://www.ecolawyer.ru 

 

21.09.15г Центр правового обеспечения природопользования направил в РСПП  предложения по оптимизации (отмене) административных процедур в сфере лицензирования деятельности по обращению с отходами 

Предложения по оптимизации (отмене) административных процедур в сфере лицензирования деятельности по обращению с отходами 

Природоохранное законодательство в 2014 -2015 годах претерпело значительные изменения. Особое внимание следует обратить на вновь возникшие проблемы в области лицензирования деятельности по обращению с отходами.

Изначально к лицензируемым относилось пять видов деятельности по обращению с отходами (ст.9 Федеральный закон от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), ред. от 08.11.2007) и  лицензия выдавалась на пять лет. Затем лицензии стали бессрочными (Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ). С целью сокращения избыточных барьеров при осуществлении предпринимательских видов деятельности количество лицензируемых видов деятельности сократилось до двух: обезвреживание и захоронение (п. 30 Закона №99-ФЗ, ред. от 25.06.2012).

Большинство добросовестных предприятий переоформили лицензии и приготовились спокойно работать, в том числе и ОАО «Сургутнефтегаз».

Однако с 01.01.2015 вступили в силу изменения в Закон № 99-ФЗ, согласно которым лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон №458-ФЗ) в редакции 29.12.2014), и устанавливающий, что имеющиеся лицензии утратят силу с 01.07.2015. Так согласно п.3 ст.23 Закона №458-ФЗ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, т.е. до 01.01.2015, действуют до 30.06.2015. Это вызвало серьезный резонанс, поскольку получение новой лицензии - дело весьма непростое, этим пришлось бы одновременно заняться всем предприятиям, причем в соответствии с новым порядком лицензирования.  

Однако 30.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 №203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон №203-ФЗ), внесший изменения, в том числе в п.3 ст.23 Закона №458-ФЗ.

Закон №203-ФЗ предусматривает, в частности, что:

лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (подпункт а пункт 2 статья 3 Закон №203-ФЗ).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (подпункт б пункт 2 статья 3 Закон №203-ФЗ).

Таким образом:

при осуществлении деятельности только по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять указанную деятельность до 01.01.2019 на основании действующей лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.

в случае осуществления  деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I – IV классов опасности, помимо деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности необходимо переоформить действующую лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности на лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности до 01.01.2016.

Следует обратить внимание что требования Закона №203-ФЗ противоречат решениям принятым на совещании у Председателя Правительства РФ от 01.06.2015 №ДМ-П13-48пр (далее – Совещание) о моратории до 01.01.2019 на вновь вводимые требования к лицензированию деятельности по обращению с отходами. Более того по состоянию на 16.09.2015 Положения о порядке лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, переоформления действующих лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Нормативно-правовые акты), регламентирующие эти административные процедуры, отсутствуют.

Природопользователь, по состоянию на настоящее время не имеет возможности приступить к получению или переоформлению действующих лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. С учетом того, что оборудование и объект, необходимые для обеспечения лицензируемого вида деятельности находятся в нескольких субъектах РФ, процедура получения лицензии не может быть короткой, что вынуждает предприятия, занимающиеся помимо деятельности по обезвреживанию и размещению отходов, деятельностью по их сбору, транспортированию, обработке, утилизации становиться нарушителем требований законодательства РФ в области лицензирования деятельности с отходами.

На основании изложенного, с целью выполнения решений, принятых на Совещании необходимо перенести срок вступления в законную силу требований о лицензировании и возможности переоформления действующих лицензий, введенных в действие Законом от 29.12.2014 №458-ФЗ до 01.01.2019.

http://www.ecospecialist.ru 

 

Юридическое заключение Центра правового обеспечения природопользования по вопросу о действиях, которые необходимо совершить для оформления лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов до 1 января 2016 года

Основные выводы заключения:

1. С 1 июля 2015 г. подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

2. Условием предоставления лицензии, в т.ч. лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, которые устанавливаются соответствующим положением о лицензировании;

3. До настоящего времени положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности Правительством Российской Федерации не утверждено.

Одновременно не определен государственный орган, который вправе осуществлять лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

4. До утверждения Правительством Российской Федерации положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и определения государственного органа, уполномоченного осуществлять такое лицензирование, оформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов не представляется возможным;

5. После 1 июля 2015 года юридические лица вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы для целей оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности;

6. Осуществление с 1 января 2016 года деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности без соответствующей лицензии будет являться основанием для привлечения организации к административной ответственности по ст.ст. 14.1, 19.20 КоАП РФ;

7. В целях соблюдения требований действующего законодательства в части необходимости наличия лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов, необходимо совершить следующие действия:

 - обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы для целей оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности;

- обратиться в Федеральную службу в сфере природопользования и ее территориальные органы с заявлением о предоставлении лицензии и перечнем документов в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 255) (в случае осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности;

- не менее чем за тридцать дней до 1 января 2016 года обратиться в Правительство РФ, как уполномоченный орган, который должен определить государственный орган, который вправе осуществлять лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с заявлением о предоставлении лицензии деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

http://www.ecours.ru/ru/

 

Заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации Р. Р. Гизатулин заявил о том, что постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I-IV классов опасности все-таки будет принято в 2015 году

Р. Р. Гизатулин заявил, что на подписи у Председателя Правительства РФ находится проект Постановления о перечне видов товаров, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Кроме того, Минприроды России внесло в Правительство РФ семь нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами. В частности, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I-IV классов опасности.  В числе прочего, заместитель министра заявил о готовности территориальных органов Росприроднадзора к оформлению указанных лицензий. 
Р. Р. Гизатулин также обратил внимание на принятие принципиального решения о том, что нормативы утилизации отходов в 2015 году будут нулевые, в 2016 году - на уровне от 5%.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/2262837 

 

Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение «по вопросу действия лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, выданных до 3 ноября 2011 года»

Основные выводы заключения:

1.Лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, выданные до 3 ноября 2011 года, действуют до истечения срока их действия, указанного в лицензии;

2.Организации, оформившие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности до 3 ноября 2011 года вправе осуществлять деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности до истечения срока их действия, указанного в лицензии;

3.После истечения срока указанного в лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, лицензии подлежат переоформлению в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 22  ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

4.Статья 23 ФЗ № 458 (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 203-ФЗ) применяется к лицензиям на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданных после 3 ноября 2011 г. (бессрочных лицензий).

При этом к лицензиям на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности применительно к указанной статье Федерального закона относятся в т.ч. лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, которые были оформлены в период с 3 ноября 2011 года по 24 июня 2012 г. 

http://www.ecospecialist.ru 

  

16.06.15г. Правительство РФ приняло решения по итогам совещания о предельном уровне неналоговых платежей предпринимателей и организаций. Об этом сообщается на официальном сайте кабмина.

Так, Правительство РФ одобрило предложение Минэкономразвития России о введении до 1 января 2019 года моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей и организаций. При этом ведомству поручено совместно с общественными объединениями предпринимателей продолжить работу по подготовке предложений, направленных на снижение фискальной и административной нагрузки на предпринимателей и организации в результате установления неналоговых платежей. Например, Минэкономразвития России должно подумать над тем, какие платежи предлагается отменить, на какие ввести временный мораторий, для каких платежей изменить принципы их взимания, а для каких – скорректировать ставки. О ходе такой работы необходимо доложить в Правительство РФ до 15 июля 2015 года.

 

Кроме того, планируется:

  • установить норматив утилизации в отношении всех категорий товаров в размере 0%, за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания, а также групп товаров, по которым уже осуществляется утилизация;
  • отложить введение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на такие сбросы в централизованные системы водоотведения, ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений или разработки и утверждения планов снижения сбросов;
  • перенести сроки создания резервов материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных и критически важных объектов;
  • сохранить коэффициент 0,3 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранить действие ранее выданных бессрочных и срочных (до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2019 года) лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, предусмотрев возможность их переоформления;
  • перенести срок выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти поручено в двухнедельный срок подготовить проекты нормативных правовых актов и иных документов, обеспечивающих реализацию принятых решений.


ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/631170/#ixzz3dFxzRGDT

 

 

Юридическое заключение по вопросу о возможности переоформления лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности выданных до 1 июля 2015 г. 

Основные выводы заключения:

1. С 1 июля 2015 г. подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; 

2. Юридические лица смогут обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы для целей оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности  исключительно после 1 июля 2015 года; 

3. В случае если юридическое лицо не осуществляло виды деятельности по обращению с отходами до 1 июля 2015, подлежавшие лицензированию и  планирует осуществлять лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами после 1 июля 2015 года, оно обязано оформить  лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; 

4. В случае если до 1 июля 2015 года юридическое лицо осуществляло деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, а также иные виды деятельности по обращению с отходами (сбор, использование, транспортирование), оно обязано оформить  лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; 

5. В случае если до 1 июля 2015 года юридическое лицо осуществляло деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, и после 1 июля 2015 г. планирует осуществлять деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов, оно обязано оформить  лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; 

6. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). 

Ввиду изложенного представляется необходимым до истечения срока действия (до 30 июня 2015 г.) лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до 30 июня 2015 года, обратиться в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора для начала процедуры переоформления выданных ранее лицензий.

http://www.ecospecialist.ru/priobresti-po-spetsialist.html  

 

Комментарии к Федеральному закону от 29.12.14г. №458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления"

http://ecostaff.ru/458-fz 

 

Разъяснения РПН от 06.04.2015 г. N АА-03-03-28/5320 "О проекте ФЗ в котором лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, выданные до 1 июля 2015 года, действуют до 1 октября 2015 года"

http://ecostaff.ru/novosti/4102-raz-yasneniya-rpn-ot-06-04-2015-g-n-aa-03-03-28-5320-o-proekte-fz-v-kotorom-litsenzii-na-osushchestvlenie-litsenziruemogo-vida-deyatelnosti-vydannye-do-1-iyulya-2015-goda-dejstvuyut-do-1-oktyabrya-2015-goda

  

 

6 марта 2015 г. Центром правового обеспечения природопользования в Администрацию Президента РФ и Аппарат Правительства РФ направлены коллективные обращения организаций-природопользователей по вопросу изменения сроков вступления в силу правовых норм Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в части переоформления лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии с поступившей  в Центр информацией данные обращения были направлены для рассмотрения соответственно в Минприроды России и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Необходимо отметить, что в т.ч. в связи с указанными обращениями, 10 апреля 2015 года Министерством природных ресурсов и экологии РФ в Государственную Думу РФ был внесен Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

С 1 июля 2015 г. лицензированию в области обращения с отходами будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Рассматриваемый проект Федерального закона предусматривает перенос с 1 июля 2015 г. на 1 января 2016 г. даты вступления в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», устанавливающих необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость переноса срока вступления в силу указанных положений связана:

- с отсутствием порядка получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также перечня документов, необходимых соискателю лицензии;

- с вступлением в силу лишь с 1 июля 2015 г. положения ст. 40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающего выдачу санитарно-эпидемиологического заключения на соответствующую деятельность.

В результате в настоящее время складывается ситуация, при которой у лицензиатов отсутствует возможность своевременной подачи документов для получения новой лицензии.

Необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу данного федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.

В рассматриваемом проекте изменений данного положения не предусмотрено.

http://www.ecospecialist.ru/priobresti-po-spetsialist.html

 

 

Уважаемые коллеги!

 Центром правового обеспечения природопользования подготовлено обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву (далее – Обращение) с просьбой инициировать в порядке части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации законодательную инициативу по принятию до 1 июля 2015 года Федерального закона, предусматривающего возможность переоформления лицензий на деятельность по обезвреживанию и  размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, а также переходный период, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматель смогут оформить лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не будучи при этом нарушителями законодательства.

 Мы считаем, что чем большее количество организаций подпишет данное Обращение, тем больше шансов на то, что на него обратят внимание.

В связи с изложенным, просим поддержать инициативу Центра, ознакомиться с Обращением и в срок до 28 февраля 2015 г. обеспечить его подписание Вашей организацией. 

 Подписание Обращения осуществляется руководителем организации или профильным заместителем руководителя прилагаемого к Обращению подписного листа.

После подписания просим цветную сканированную копию подписного листа направить в Центр по электронной почте eco@ecours.ru для формирования общего списка подписавших Обращение организаций.

 Благодарим за внимание!

 ПРОЕКТ

Обращение

К Президенту Российской Федерации В.В. Путину

и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

 Уважаемые Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич!

 29 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 458-ФЗ).

Данный Федеральный закон вступил в силу 1 января 2015 года.

Обращаем Ваше внимание, что Федеральным законом № 458-ФЗ предусмотрена новая редакция части 4 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О  лицензировании отдельных видов деятельности», которая дополнена пунктом 5 следующего содержания:

«5) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности».

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 458-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 июля 2015 года.

Таким образом, с 1 июля 2015 года в Российской Федерации будет подлежать лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

При этом  до 1 июля 2015 г. подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию и  размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗлицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.

При этом указанным Федеральным законом не предусмотрена ни возможность переоформления лицензий, выданных до вступления его в силу, ни переходный период, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматель смогут оформить лицензии на виды деятельности, которые с 1 июля 2015 года будут подлежать лицензированию.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 40 Федерального закона  от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать в т.ч. для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

При этом в соответствии со ст. 5  Федерального закона № 458-ФЗ внесены изменения в ст. 40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми  слова «использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению» заменены словами «обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению».

Указанные изменения также вступят в силу с 1 июля 2015 года.

Таким образом, заявление о получении санитарно-эпидемиологического заключения, необходимого для оформления лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, соискатели лицензии (действующие лицензиаты) вправе подать не ранее 1 июля 2015 года.

Отсутствие в Федеральном законе № 458-ФЗ указания на возможность переоформления лицензий на деятельность по обезвреживанию и  размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до вступления в силу данного Федерального закона, а также переходного периода, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут оформить лицензии на виды деятельности, которые с 1 июля 2015 года будут подлежать лицензированию, приведет к тому, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности, с 1 июля 2015 года станут нарушителями законодательства, и могут быть привлечены к административной ответственности, а их должностные лица – к уголовной.

на основании изложенного, просим Вас:

инициировать в порядке части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации законодательную инициативу по принятию до 1 июля 2015 года Федерального закона, предусматривающего возможность переоформления лицензий на деятельность по обезвреживанию и  размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, а также переходный период, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматель смогут оформить лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не будучи при этом нарушителями законодательства.

 С уважением,

подписи представителей организаций согласно приложенному списку

 

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

к Обращению к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву  с просьбой инициировать в порядке части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации законодательную инициативу по принятию до 1 июля 2015 года Федерального закона, предусматривающего возможность переоформления лицензий на деятельность по обезвреживанию и  размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, а также переходный период, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматель смогут оформить лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не будучи при этом нарушителями законодательства

Наименование организации

Должность

Подпись*

 

 

 

 Примечание:

*Подпись не должна выходить за рамки отведенной ячейки таблицы.

 

 Уважаемые друзья!

 6 марта 2015 г. Центром правового обеспечения природопользование в Администрацию Президента РФ и Аппарат Правительства РФ направлены коллективные обращения (12) организаций-природопользователей по вопросу изменения сроков вступления в силу правовых норм Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в части переоформления лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

 Настоящим информируем о промежуточных результатах рассмотрения указанных обращений, изложенных в ПисьмеАппарата Правительства РФ от 12 марта 2015 г. № П9-11903 и Письме Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 6 марта 2015 г. № А26-11-23384571».

http://www.ecours.ru/econews/upload-files/dr_rubriki/Pismo2.pdf

http://www.ecours.ru/econews/upload-files/dr_rubriki/Pismo1.pdf

 

 

 20.03.15г. Бизнес просит правительство отсрочить ввод лицензирования по обращению с отходами, иначе это приведет к горам мусора и значительным штрафам

 К закону об обращении с твердыми бытовыми отходами, вступившему в силу с начала 2015 года, возникает всё больше претензий — по информации «Известий», свое возмущение на этой неделе высказали нефтегазовые компании. Они просят правительство, Минэнерго, Минприроды и профильные комитеты Госдумы (копии писем есть у «Известий») перенести крайний срок получения лицензий на обращение с ТБО с 1 июля 2015 года как минимум на 2,5 года. Компании заявили, что рискуют попросту оказаться под завалом собственного промышленного мусора уже летом 2015 года, на аналогичные проблемы указывают и энергогенерирующие компании. В итоге бизнесу придется нарушать закон и платить многомиллионные штрафы за нелегальный вывоз мусора, возможны также принудительные приостановки деятельности.

 Согласно принятому закону «Об отходах производства и потребления» (458-ФЗ), к 1 июля все юрлица, занимающиеся сбором, вывозом и утилизацией мусора, — их порядка 15 тыс. — должны получить новые лицензии на свою деятельность. А все выданные до вступления закона в силу бессрочные лицензии (то есть до 1 января 2015 года) аннулируются.

 Компании, в числе которых структуры «Газпрома», НОВАТЭКа, «Лукойла», в своих письмах ссылаются на складывающуюся абсурдную ситуацию с выполнением закона. Так, по п. 3 ст. 23 закона 458-ФЗ выданные структурам лицензии по размещению отходов I–IV классов опасности (от чрезвычайно опасных до малоопасных; есть еще V класс — это безопасные) действуют до 30 июня 2015 года, при этом Росприроднадзор выдает новые лицензии только при получении санитарно-эпидемиологического заключения (выдается тем же ведомством). При этом правила (СанПиНы), по которым эти заключения получают, тоже вступают в силу только 1 июля, пишут в своем письме представители «Газпром энергохолдинга», это «дочка» «Газпрома». Лицензию необходимо получить в течение 45 дней после вступления в силу СанПиНов.

 — У нас корпоративные процедуры по привлечению подрядных организаций для переоформления лицензий по всему холдингу займут до полутора лет, — посетовал источник «Известий» в «Газпром энергохолдинге». Источник в «Лукойле» говорит, что у компании Вагита Алекперова аналогичные процессы займут около года. Он также считает, что за 45 дней, собственно, Росприроднадзор не успеет обработать все заявки на лицензии. В ведомстве не смогли предоставить оперативный комментарий.

 «Лукойл» в своем письме предлагает не получать новых лицензий, а переоформлять их (присовокупляя к действующим правам на захоронение введенные законом права на сбор и транспортировку мусора) — и тогда можно уложиться в несколько недель. Предложение по такому переоформлению поддерживают и в других нефтегазовых компаниях. Как пояснил «Известиям» представитель одной из них, на получение новых лицензий времени фактически не отводится, а значит, в течение минимум 45 дней компании вынуждены будут прервать все операции с отходами и сверхнормативно накапливать мусор. Отправляли ли подобные предложения другие крупные компании («Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Татнефть», «Сибур»), узнать не удалось. В НОВАТЭКе не смогли дать оперативный комментарий.

 Каждая из этих компаний занимается утилизацией скапливающихся промышленных ТБО (в основном это отработанные масла на месторождениях, промасленная ткань, металлолом и продукты горения) по-своему: одни имеют свои дочерние структуры, получающие лицензии и вывозящие ТБО на специализированные полигоны, подконтрольные органам местного самоуправления, другие для этого нанимают подрядные компании. Что касается бытовых отходов, образуемых уже не в ходе производственных работ компании, а самими сотрудниками, этот мусор вывозится частниками.

 В энергогенерирующей компании «Интер РАО» сообщили, что складируют свои производственные отходы сами и заинтересованы в получении лицензии в срок. По словам представителя «Интер РАО», лицензия компании необходима для складирования золошлаковых отходов от угольных электростанций (объемы отходов оцениваются 3,5 млн т в год). Однако даже если компания сама не занимается захоронением отходов, для их передачи ей всё равно нужно получать лицензию, отметил «Известиям» представитель другого генератора — ТГК-2.

— Соответственно, в период с 1 июля 2015 года и до оформления новых лицензий все угольные электростанции России будут считаться нарушителями экологического законодательства и к ним могут быть применимы санкции вплоть до остановки на срок до 90 дней. Мы надеемся, что до этого не дойдет и будет найдено правильное решение проблемы, — говорит представитель «Интер РАО».

 Предложения энергетиков по переносу дедлайна могут привести к спорам в профильных комитетах Госдумы — их позиции по этому вопросу разные, выяснили «Известия». Так, председатель комитета по энергетике Иван Грачев пообещал собрать компании и обсудить сроки переноса лицензирования для дальнейшей корректировки закона о ТБО. А первый зампред комитета по природным ресурсам Иван Никитчук указал, что комитет не станет одобрять коррективы в принятый закон. Все подзаконные акты, включая СанПиНы, должны появиться до 1 июля и вступить в силу раньше, говорит Никитчук.

 Ранее с письмами о других сложностях с исполнением предписаний нового закона о ТБО, но только в адрес президента, энергетические компании уже выступали. В феврале, как пояснил «Известиям» источник в одной из компаний, главы «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и «Татнефти» писали, что закон был принят слишком поспешно и не дал достаточного времени для компаний, чтобы подстроиться под него, они тоже предлагали отсрочить его вступление в силу до 2018 года для экономии средств компаний на переоформление лицензий и уплату экологического сбора (вводится для тех, кто не инвестирует в свои мусороперерабатывающие заводы). Механизм оплаты экосбора нефтяниками еще не определен. Минприроды оценивало годовые доходы от экосбора в 30 млрд рублей, и источник в «Лукойле» сетует, что ввод лицензирования нужен государству только для того, чтобы закрыть дыру в бюджете.

 Пока официального ответа на февральское письмо ни от администрации президента, ни от профильных министерств не поступало. Вероятнее всего, это предложение не пройдет — замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин (курирует вопрос утилизационного сбора) сказал «Известиям», что министерство «заинтересовано в том, чтобы эта отрасль создавалась уже сегодня, а не в 2018 году». Проект уже достиг своей главной цели, считают в министерстве, — бизнес впервые серьезно задумался о необходимости переработки отходов, указали в пресс-службе. Что касается последнего обращения об отсрочке ввода лицензирования, то его в Минприроды пока не получали.

 Предложения энергетиков уже поддержали в Общественной палате, сообщил «Известиям» глава комиссии ОП по экологии Сергей Чернин, а также в НП «Совет производителей энергии», говорит источник в одной из генерирующих компаний. В письме на имя министра энергетики РФ Александра Новака (копия есть у редакции) директор НП Игорь Миронов также опасается, что компании до 1 июля обязаны будут приостановить любую деятельность с ТБО. НП предлагает ввести переходный период и продлить срок получения лицензий еще на 2 года, до 1 июля 2017 года. По данным источника в одной из компаний, идентичные предложения были направлены «Советом» зампреду правительства, курирующему ТЭК, Аркадию Дворковичу. В пресс-службе Минэнерго и аппарате вице-премьера не смогли оперативно отреагировать на запрос.

 На новый закон властям жаловались и представители массовых потребительских сегментов, на них тоже будет действовать экологический сбор (вводится как для производителей, не имеющих своих перерабатывающих мощностей, так для импортеров). В феврале производители и поставщики различных товаров народного потребления просили президента отсрочить введение повышающего цены на электронику и другие товары экосбора — тоже до 2018 года.

 Читайте далее: http://izvestia.ru/news/584290#ixzz3V2jGggsv

 

 

22.04.15г. Минэнерго предлагает отложить мусорную реформу

Поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые возвращают лицензирование обращения с мусором, должны заработать с 1 июля 2015 года — но этого не произойдет. После получения писем от генерирующих и нефтяных компаний Министерство энергетики РФ выступило против разработанного Минстроем и Минприроды закона. Минэнерго намерено отсрочить введение лицензий на вывоз отходов на один год. Минприроды готово перенести начало лицензирования на сбор и транспортировку отходов на октябрь, а действующие лицензии на захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) ведомство предлагает переоформлять к началу будущего года.

Декабрьские поправки в закон о мусоре предполагают, что все юрлица, занимающиеся сбором, вывозом и утилизацией мусора, — их порядка 15 тыс. — должны получить новые лицензии на свою деятельность к 1 июля. Новый закон также ввел экологический сбор с прицелом на 30 млрд рублей в бюджет ежегодно, но реализацию этой нормы переносить не планируется: первый взнос производители и импортеры техники должны перечислить Росприроднадзору до 15 октября (izvestia.ru/news/582739).

Однако энергетические компании, нанимающие подрядчиков или же сами вывозящие свой промышленный мусор (они и сейчас лицензируются, так как работают с мусором высоких классов опасности), были не согласны с этим. В своих письмах в Минприроды, Минэнерго и профильные комитеты Госдумы бизнес просил (izvestia.ru/news/584290) отсрочить введение лицензий до 2018 года из-за невозможности получения новых санзаключений Росприроднадзора к 1 июля. Крупнейшие нефтегазовые и генерирующие компании указывали, что рискуют нарваться на многомиллионные штрафы при вывозе промышленного мусора или приостановить свою деятельность. 

Как сообщил «Известиям» замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, Минэнерго выслало несколько писем в Минприроды с предложением перенести лицензирование на сбор, вывоз и захоронение ТБО до 1 июля 2016 года, но пока ведомства находятся в разногласиях.

— Бизнес нужно понять: упал денежный поток, выросли затраты в связи с девальвацией рубля, компании просто-напросто не успевают реализовывать все свои планы, — говорит Кравченко. — На мой взгляд, надежность работы должна быть в приоритете у компаний, поэтому Минприроды должно пойти на это.

Есть и альтернативный вариант переносу лицензирования, говорит близкий к Минэнерго источник. По его словам, есть возможность продления действующих лицензий, тогда можно уложиться в несколько недель, говорили в своем письме с аналогичными предложениями представители «Лукойла».

Предложения Минэнерго по отсрочке лицензирования активно поддерживаются депутатами. 10 апреля в Госдуму заксобранием Краснодарского края был внесен законопроект с новыми поправками в закон «Об отходах производства и потребления», депутаты просят перенести лицензирование, но на более скромный срок, чем хочет Минэнерго, — до 1 января 2016 года. В законопроекте депутаты также указывают на невозможность срочного оформления лицензий в связи с одновременным (с 1 июля) вступлением в силу поправок о лицензируемых видах работ с опасными отходами (ст. 40 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Госдуму просили помочь отсрочить лицензирование и металлурги, сообщил «Известиям» член думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Василенко, комитет поддержал их опасения.

По сути, предложения депутатов почти полностью повторяют новую позицию Минприроды.

— Министерство рассматривает возможность переноса начала нового
 лицензирования [по сбору и транспортировке мусора] с 1 июля на 1 октября 2015 года и продление переходного
периода, когда будут действовать и «старые» лицензии [на захоронение], до 31 декабря 2015 года, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Минприроды пришлось отложить введение лицензирования потому, что компании объективно уже бы не успели оформить лицензии, считает знакомый с переговорами источник «Известия». На прохождение экспертиз и лицензионных проверок нужно как минимум два месяца, плюс рассмотрение заявки — еще 45 дней, то есть постановление должно было выйти не позже середины марта, «а этот дедлайн уже пройден», говорит он.

Энергетики тем не менее не в восторге от предложений ни Минприроды, ни Минэнерго. Проблемы при получении новых лицензий предложения не решают, говорит представитель одной из нефтедобывающих компаний, с ним согласен представитель «Совета производителей электроэнергии». В структурах «Газпрома» также настаивают на ранее предложенных правительству сроках оформления до 1 января 2017 года. Если министерства не сумеют договориться в срок, возможен вариант оформления новых лицензий за счет применения старых правил лицензирования по переоформлению ранее полученных лицензий, поскольку новых Минприроды пока не выпустило.

Профессиональные операторы по обращению с отходами вполне удовлетворены решением Минприроды. По словам гендиректора крупного оператора по обращению с отходами ОАО «Эко-система» Андрея Якимчука, предоставляемых трех месяцев вполне хватит для оформления лицензий, если все подзаконные акты выйдут к июлю; с Якимчуком также соглашается председатель комиссии Общественной палаты по экологии Сергей Чернин.



Читайте далее: http://izvestia.ru/news/585727#ixzz3Y1gR0p6W

 

 

Меню

Яндекс.Метрика