Ответ Генеральной прокуратуры в части писем МПР, РПН, о порядке проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, утверждению ПНООЛР

Настоящим Центр правового обеспечения природопользования (далее – Центр) направляет для использования в работе Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 № 74/3-341-2015, полученное Центром в ответ на Обращение к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству, и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. 

В соответствии с указанным письмом Генеральная прокуратура считает незаконным отказ  территориальных управлений Росприроднадзора в утверждении НООЛР по причине отсутствия отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении заявителем в территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, обосновывающих состав и свойства отходов расчетов и документов. 

Генеральная прокуратура признала письма Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925, 04.12.2014  05-12-44/27813, от l3.05.2015  05-12-44/11З12, письмо Росприроднадзора от 18.05.2015№ АА-03-04-З6/820З, 16.07.201 АА-03-04-36/12З24 документами, в которых произвольно трактуютсянормы федерального законодательства, неправомерно устанавливаются требования кразрабатываемой разрешительной документации, что нарушает права субъектов предпринимательскойдеятельности. 

Генеральная прокуратура Российской Федерации считает Письмо Минприроды России от 04.12.20105-12-44/27813 документом, в котором определен неустановленный федеральным законодательствомперечень документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности, которые прилагаются к копии заверенного предпринимателями и юридическими лицами паспорта отхода при его направлении в территориальный орган Росприроднадзора.

Кроме того, данным письмом Минприроды России хозяйствующим субъектам необоснованно предлагается представлять имеющиеся в органах Росприроднадзора сведения о ранее согласованных с ними документах, подтверждающих класс опасности отхода для окружающей среды, что является излишним административным барьером. 

В качестве меры прокурорского реагирования на допущенные нарушения законодательства Генеральной прокуратурой Российской Федерации направлено представление Министру природныхресурсов и экологии Российской Федерации. 

Центр считает Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 № 74/3-341-2015общей правовой победой всех природопользователей и благодарит все организации, подписавшиеОбращение к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке. 

Без Вашего участия данный результат был бы невозможен. 

С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор 

ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

Подробнее:

https://www.ecours.ru/ru/

 

27.11.15г. Уважаемые клиенты и партнеры Центра правового обеспечения природопользования!

Судя по количеству обращений предприятий-природопользователей в Центр, можно сделать вывод, что территориальные органы Росприроднадзора не готовы воспринимать Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 № 74/3-341-2015 в качестве руководства к действию, – без получения соответствующих указаний от Минприроды России и (или) Центрального аппарата Росприроднадзора.

При этом на Открытом совещании, состоявшемся в Росприроднадзоре 19 ноября 2015 г., Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Н.Б. Нефедьев не смог пояснить, когда и как Минприроды России собирается реагировать на внесенное Генеральной прокуратурой в адрес Министра природных ресурсов и экологии России представление.

Итоги совещания РПН (19.11.15г.) по вопросу выдачи лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности. 

Ввиду изложенного Центр предлагает природопользователям в каждом конкретном случае незаконного отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обращаться в соответствующий территориальный орган прокуратуры с заявлением и приложением к заявлению копии Письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 № 74/3-341-2015

Примерная форма заявления:

В адрес _______________________________ поступило письмо Управления Росприроднадзора по ________________________________ (далее – Административный орган) от ____________________ № _________________________ «О некомплектности представленных документов».

В соответствии с указанным письмом Административный орган уведомил нашу организацию о необходимости устранения нарушений, выявленных при рассмотрении документов, представленных в Управление для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по причине их некомплектности, наличия в них неточностей и неполноты сведений.

В качестве некомплектности, наличия неточностей и неполноты сведений указано на отсутствие в составе ПНООЛР реквизитов письма о направлении хозяйствующим субъектом в Управление документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности, в частности, подтвержденных сведений о соответствии видов отходов конкретному классу опасности для окружающей среды для отходов:

_________________________________;

_________________________________.

При этом под реквизитами письма о направлении хозяйствующим субъектом в Управление документов, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности, Административный орган понимает копию письма Управления о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и Банк данных об отходах, или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО.

В обоснование своей позиции Административный орган сослался на позиции Минприроды и Росприроднадзора, изложенные в письмах № 05-12-44/27813 от 04.12.2014 г. № 05-12-44,11312 от 13 мая 2015 г. № АА-03-04-36/8203 от 18.05.2015 г.

Необходимо отметить, что позиция Административного органа не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с Письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 № 74/3-341-2015 (прилагается) Генеральная прокуратура считает незаконным отказ  территориальных управлений Росприроднадзора в утверждении НООЛР по причине отсутствия отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении заявителем в территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, обосновывающих состав и свойства отходов расчетов и документов.

При этом Генеральная прокуратура признала письма Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925, 04.12.2014 № 05-12-44/27813, от l3.05.2015 № 05-12-44/11З12, письма Росприроднадзора от 18.05.2015 № АА-03-04-З6/820З, 16.07.2015 № АА-03-04-36/12З24 документами, в которых произвольно трактуются нормы федерального законодательства, неправомерно устанавливаются требования к разрабатываемой разрешительной документации, что нарушает права субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются в т.ч. соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

прошу: 

 Провести проверку законности действий и принять меры прокурорского реагирования в отношении Управления Росприроднадзора по _________________________ в связи с необоснованным отказом данного административного органа в рассмотрении представленных для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение документов и, как следствие, – затягиванием процесса оформления необходимой разрешительной документации.

 Приложение:

Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 № 74/3-341-2015

 Генеральный директор

https://www.ecours.ru/ru/

 

Приказ Росприроднадзора от 11 сентября 2015 г. № 741 «О формировании Рабочей группы Росприроднадзора по проблемным вопросам правоприменения в области обращения с отходами производства и потребления»

https://ecostaff.ru/novosti/5447-prikaz-rosprirodnadzora-ot-11-sentyabrya-2015-g-741-o-formirovanii-rabochej-gruppy-rosprirodnadzora-po-problemnym-voprosam-pravoprimeneniya-v-oblasti-obrashcheniya-s-otkhodami-proizvodstva-i-potrebleniya

  

10.09.15г. В Центр правового обеспечения природопользования поступило Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 74/3-341-2015 от 28.08.2015 г. в ответ на обращение К Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке (в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности).
В соответствии с Письмом сообщено, что в Генеральной прокуратуре организовано рассмотрение обращения Центра по вопросу неправомерного разъяснения Минприроды России, Росприроднадзором требований законодательства об отходах производства и потребления и по другим вопросам. Срок проверки продлен руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с необходимостью проведения дополнительных проверочных мероприятий. Обращаем внимание всех заинтересованных организаций, что Центр продолжит постоянный мониторинг ситуации и будет сообщать о ее развитии.

https://www.ecours.ru/ru/

 

Центром правового обеспечения природопользования (далее – Центр) было подготовлено обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации (в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности).

До настоящего времени ответ от Генерального прокурора РФ на указанное обращение не поступил.

При этом в Центральном аппарате Росприроднадзора 12 августа 2015 года состоялось заседание рабочей группы по урегулированию проблемных вопросов в части порядка проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На указанном заседании представитель Минприроды России - заместитель начальника отдела Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды К.Я. Кушнир разъяснил, что Минприроды России не собирается менять свою позицию, изложенную в письме 13.05.2015 № 05-12-44/11312.

Одновременно представителями Росприроднадзора также было заявлено, что данная Федеральная служба не собирается менять свою позицию, изложенную в письме № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г.

Указанная, очевидно незаконная позиция Минприроды России и Росприроднадзора, вынуждает Центр инициировать обращение по рассматриваемому вопросу к Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации и требовать от данных высших должностных лиц Российской Федерации незамедлительно вмешаться в ситуацию.

В связи с изложенным, просим всех заинтересованных организаций поддержать инициативу Центра, ознакомиться с Обращением и в срок до 24 августа 2015 г. обеспечить его подписание Вашей организацией. 

Подписание Обращения осуществляется руководителем организации или профильным заместителем руководителя прилагаемого к Обращению подписного листа.

После подписания просим сканированную копию подписного листа направить в Центр по электронной почте  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  для формирования общего списка подписавших Обращения организаций.

 С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

 https://www.ecours.ru/ru/

 

 

Обращение

К Президенту Российской Федерации В.В. Путину 

 

 (в связи с изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности) 

 

Уважаемый Владимир Владимирович! 

 

В последнее время в системе природоохранного законодательства Российской Федерации сложилась, без преувеличения, ужасающая ситуация.

Отсутствие большого количества нормативных правовых актов, принятие которых не успевает за появлением новых Федеральных законов, породило порочную практику правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды с помощью писем и разъяснений Минприроды России, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и других государственных органов.

При этом правовые позиции, излагаемые в данных письмах и разъяснениях,  в большинстве своем направлены против интересов природопользователей, являются незаконными и необоснованными, создают необоснованные препятствия в осуществлении правомерной хозяйственной деятельности.    

Так, 16 июля 2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования было издано письмо № АА-03-04-36/12324 (далее – Письмо).

В соответствии с данным Письмом указано, что представление в составе проекта НООЛР сведений о классах опасности, наименованиях и кодах видов отходов или части отходов, не подтвержденных в установленном порядке территориальным органом Росприроднадзора, представление в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в ФККО, а также и указание в приложениях 8 и 9 к проекту НООЛР реквизитов письма, которым хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора были направлены документы, которые не являются документами, подтверждающими класс опасности отхода, является представлением недостоверной информации, что в соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50)  является основанием для отказа в утверждении НООЛР.

В письме также указано, что согласно Методическим указаниям сведения об отходах при заполнении форм в приложениях к проекту НООЛР приводятся с обязательным указанием наименования и кода отхода по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.

В обосновании своей позиции Росприроднадзор в т.ч. ссылается на позицию Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312, направленную в адрес Росприроднадзора для руководства в работе.

При этом в соответствии с указанным Письмом Минприроды России выдача территориальными органами Росприроднадзора индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам разрешительной документации в области обращения с отходами возможна только при условии указания в них конкретных видов отходов, включенных в ФККО.

Обращаем Ваше внимание, что указанные письма Минприроды России и Росприроднадзора прямо противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:

наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка;

отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный № 22З13);

превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

При этом в соответствии с п. п. 1 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349) (далее - Методические указания) данные Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

На основании п. 2 указанного нормативного правового акта Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 21 Методических указаний в разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение № 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу(ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение № 9 к Методическим указаниям).

Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При этом в приложениях № 8 и № 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Необходимо отметить, что какая-либо иная информация, касающаяся подтверждения отнесения вида отхода к конкретному классу опасности, помимо указанной выше, в составе ПНООЛР не представляется.

При этом отсутствие отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не может являться основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании изложенного позиция Минприроды России, изложенная в  Письме 13.05.2015 № 05-12-44/11312 и позиция Росприроднадзора, изложенная в Письме от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324 противоречат действующему законодательству.

Тем не менее,  указанные письма были доведены до сведения территориальных органов Росприроднадзора, и были восприняты последними в качестве руководства к действию, что, в свою очередь приводит к многочисленным нарушениям прав субъектов хозяйственной деятельности.

Так, практически во всех субъектах Российской Федерации территориальные органы Росприроднадзора в настоящее время отказывают субъектам хозяйственной деятельности в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с тем, что в документах, представленных природопользователями, содержится информация об отходах, не включенных в ФККО.

При этом единственные на сегодняшний день изменения в ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора 18 июля 2014 г. были внесены только 28 апреля 2015 г.

Таким образом, Минприроды России и Росприроднадзор своими, по сути вредительскими действиями, искусственно создали ситуацию, при которой хозяйствующие субъекты не могут включить образующиеся у них отходы в ФККО и как следствие – оформить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.   

 

На основании изложенного, просим:

1.Поручить Министерству природных ресурсов и экологии незамедлительно подготовить разъяснения по вопросу незаконности правовых позиций, изложенных в Письме Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312 и Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г.;

2.Предостеречь Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о недопустимости нарушения закона путем издания писем, содержащих правовые позиции, противоречащие действующему законодательству и устанавливающие незаконные обязанности и ограничения в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

 

 С уважением,

подписи представителей организаций согласно приложенному списку

 

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

к Обращению

к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и

к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

 (в связи с изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности) 

 

Наименование организации

ФИО и должность

Подпись*

 

 

 

 

 Примечание:

*Подпись не должна выходить за рамки отведенной ячейки таблицы.

https://www.ecolawyer.ru 

 

Росприроднадзор опубликовал результаты первого заседания рабочей группы

Росприроднадзор отчитался о проведении первого заседания рабочей группы Росприроднадзора по вопросам порядка и сроков проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Во встрече принимали участие представители территориальных органов Росприроднадзора, ФБУ «ФЦАО», а также представители заинтересованных организаций.

По информации, опубликованной на сайте ведомства, цель создания этой рабочей группы состоит в необходимости сокращения избыточных административных барьеров в сфере оказания природопользователям государственных услуг в сфере обращения с отходами.

По итогам заседания были приняты решения о необходимости подготовки участниками рабочей группы конкретных предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в области обращения с отходами, о разработке проекта инструктивно-методического документа по предоставлению территориальными органами Росприроднадзора государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Источник: https://rpn.gov.ru/node/14098 

 

В Центральном аппарате Росприроднадзора 12 августа 2015 года состоялось первое заседание рабочей группы по урегулированию проблемных вопросов в части порядка проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В работе рабочей группы принял участие Генеральный директор Центра правового обеспечения природопользования Борис Кокотов.

Представляем Вашему вниманию краткий отчет о первом заседании рабочей группы (см.ниже).

По окончании заседания было предложено участникам рабочей группы и всем заинтересованным организациям в срок до 3 сентября 2015 года представить конкретные предложения по изменению:

- Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности";

- Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

- Приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Обращаем внимание на то обстоятельство, что по договоренности с  начальником Управления государственного экологического надзора Н.Р. Соколовой Центр правового обеспечения природопользования принял на себя обязательство провести работу по собиранию от заинтересованных организаций и обобщению предложений по внесению изменений в указанные нормативные правовые акты.

На основании изложенного просим в срок до 31 августа 2015 года направить в адрес Центра правового обеспечения природопользования конкретные предложения по внесению изменений:

- в Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности";

- в Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

- в Приказ Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Предложения просим направлять на электронную почту:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 С уважением,

Кокотов Борис

Генеральный директор

ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

 https://www.ecours.ru/ru/

 

 

Краткий отчет о заседании рабочей группы по урегулированию проблемных вопросов в части порядка проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

(Москва, 12 августа 2015 г.)

В Центральном аппарате Росприроднадзора 12 августа 2015 года состоялось первое заседание рабочей группы по урегулированию проблемных вопросов в части порядка проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 

На заседании присутствовали около 20 человек, в т.ч.:

- от Минприроды России - Кушнир Константин Яковлевич, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды;

- от Росприроднадзора – Соколова Наталья Романовна, начальник Управления государственного экологического надзора;

- от Департамента Росприроднадзора по ЦФО – Кочнов Михаил Юрьевич, Начальник отдела регулирования обращения с отходами Департамента;

- от ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» - Алладин Александр Владимирович, заместитель Директора;

- представители организаций.

 

Повестка заседания:

1.Проблемные вопросы процедуры подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды. Нормативно-правовое регулирование паспортизации отходов I-IV класса опасности. Порядок и сроки проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.

2.Проблемные вопросы формирования и ведения ФККО.

3.Проблемные вопросы порядка предоставления территориальными органами Росприроднадзора государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: нормирование отходов, не включенных в ФККО; переоформление документа утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

4.Ответы на вопросы природопользователей и заинтересованных организаций.

 

***

1.Заседание открыла Н.Р. Соколова.

Было разъяснено, что задача рабочей группы – сформировать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы порядка проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:

- Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности";

- Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

- Приказ Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Было обращено внимание на необходимость организации тесного взаимодействия между природопользователями и Росприроднадзором при решении указанной задачи.

Н.Р. Соколова сообщила о том, что Минприроды России и Росприроднадзором рассматривается вопрос о возврате к порядку паспортизации отходов, не включенных в ФККО, существовавшем до 1 августа 2014 года – введение «временных» паспортов, действующих до включения отходов в ФККО.

Одновременно будет предложено Правительству РФ отменить Постановление от 16 августа 2013 г. № 712.

Н.Р. Соколова также предложила рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в ПНООЛР путем представления соответствующих сведений (в т.ч. об отходах новых видов) в техническом отчете.

 

 2.Слово было предоставлено Б.В. Кокотову – Генеральному директору Центра правового обеспечения природопользования.

В своем выступлении Б.В. Кокотов обратил внимание на следующие обстоятельства:

- незаконность отказа теруправлениями Росприроднадзора в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с наличием в ПНООЛР видов отходов, не включенных в ФККО;

- необходимость подготовки разъяснений Росприроднадзора, которые должны дезавуировать правовые позиции, изложенные в письме № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г.

 

Позиция Б.В. Кокотова было поддержана Обуховой Д.М. – Генеральным директором ООО «Юридический центр промышленной экологии».

Выступивший с репликой Кушнир Константин Яковлевич разъяснил, что Минприроды России НЕ СОБИРАЕТСЯ менять свою позицию по указанному вопросу – в ПНООЛР должны быть предусмотрены исключительно отходы, включенные в ФККО.

Судя по реакции представителей Росприроднадзора, они также не собираются предпринимать какие-либо действия по изменению ситуации. 

 

Б.В. Кокотов и Д.М. Зобова предупредили К.Я. Кушнира и представителей Росприроднадзора о том, что подобная позиция министерства и федеральной службы будет являться предметом обращения как отдельных субъектов хозяйственной деятельности, так и предпринимательских сообществ в уполномоченные органы.

Г-н Кушнир покинул заседание рабочей группы в середине заседания, и больше в зал заседания не возвращался.

Иных представителей Минприроды России в составе рабочей группы не было.

После ухода г-на Кушнира все обсуждения свелись к озвучиванию конкретных проблем, возникающих у природопользователей и у разработчиков проектной документации (которых среди участников заседания было большинство) при применении нормативных правовых актов.

По окончании заседания Н.Р. Соколовой было предложено участникам рабочей группы и всем заинтересованным организациям в срок до 3 сентября 2015 года представить конкретные предложения по изменению:

- Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности";

- Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

- Приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

https://www.ecospecialist.ru

 

 

Появилась первая реакция на обращение Центра правового обеспечения природопользования к Генеральному прокурору РФ (в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности).

В Центральном аппарате Росприроднадзора принято решение о создании рабочей группы по урегулированию проблемных вопросов в части порядка проведения работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспортизации отходов, оказания государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с участившимися обращениями хозяйствующих субъектов в данной сфере. В настоящее время формируется состав участников рабочей группы, в которую будут включены заинтересованные лица
Заявку о включении в состав рабочей группы необходимо направить на адрес электронной почты:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. .
В заявке необходимо указать:

  • Полное наименование организации;
  • ФИО; 
  • Должность;
  • Контактные данные. 

Первое заседание рабочей группы состоится 12 августа 2015 года с 13:00 по 15:00 в здании Минприроды России по адресу: Москва, ул.Б.Грузинская, д.4/6, зал заседаний, 3 этаж.При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.Контактное лицо от Росприроднадзора – Зиновьева Евгения Александровна, тел. (499) 254-89-14.

https://www.ecolawyer.ru 

 

Уважаемые коллеги! 

Центром правового обеспечения природопользования подготовлено обращение к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также в связи с незаконностью использования Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования практики издания писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающие препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. 

Мы считаем, что чем большее количество организаций подпишет данное Обращение, тем больше шансов на то, что на него (Обращение) обратят внимание в Генеральной прокуратуре.

В связи с изложенным, просим поддержать инициативу Центра, ознакомиться с Обращением и в срок до 29 июля 2015 г.обеспечить его подписание Вашей организацией.  

Подписание Обращения осуществляется руководителем организации или профильным заместителем руководителя прилагаемого к Обращению подписного листа.

После подписания просим сканированную копию подписного листа направить в Центр по электронной почте  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. для формирования общего списка подписавших Обращение организаций.

 Благодарим за внимание!

 

 

Обращение

к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке

(в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации иФедеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающие препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности)

 

Уважаемый Юрий Яковлевич!

 

В соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) данная федеральная служба, в числе прочего вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Необходимо отметить, что 16 июля 2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования было издано письмо № АА-03-04-36/12324 (далее – Письмо).

В соответствии с данным Письмом указано, что представление в составе проекта НООЛР сведений о классах опасности, наименованиях и кодах видов отходов или части отходов, не подтвержденных в установленном порядке территориальным органом Росприроднадзора, представление в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в ФККО, а также и указание в приложениях 8 и 9 к проекту НООЛР реквизитов письма, которым хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора были направлены документы, которые не являются документами, подтверждающими класс опасности отхода, является представлением недостоверной информации, что в соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50)  является основанием для отказа в утверждении НООЛР.

В письме также указано, что согласно Методическим указаниям сведения об отходах при заполнении форм в приложениях к проекту НООЛР приводятся с обязательным указанием наименования и кода отхода по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.

В обосновании своей позиции Росприроднадзор в т.ч. ссылается на позицию Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312, направленную в адрес Росприроднадзора для руководства в работе.

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50) основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:

наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка;

отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный № 22З13);

превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

При этом в соответствии с п. п. 1 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349) (далее - Методические указания) данные Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

На основании п. 2 указанного нормативного правового акта Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 21 Методических указаний в разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение № 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу (-ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение № 9 к Методическим указаниям).

Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При этом в приложениях № 8 и № 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Необходимо отметить, что какая-либо иная информация, касающаяся подтверждения отнесения вида отхода к конкретному классу опасности, помимо указанной выше, в составе ПНООЛР не представляется.

При этом отсутствие отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не может являться основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании изложенного, позиция Росприроднадзора, изложенная в Письме от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324, не соответствует действующему законодательству.

Обращаем внимание Генерального прокурора Российской Федерации на то обстоятельство, что в последнее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, начали использовать практику установления обязанностей и ограничений в отношении субъектов хозяйственной деятельности путем принятия разъяснительных писем.

При этом  указанные письма доводятся до сведения территориальных органов Росприроднадзора, и воспринимаются последними в качестве руководства к действию, что, в свою очередь приводит к многочисленным нарушениям прав субъектов хозяйственной деятельности.

Примеры указанных писем:

- Письмо Минприроды России от 17 марта 2014 г. № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений».

- Письмо Минприроды России от 30 июля 2014 г. № 05-12-44/16059 «О направлении разъяснений».

- Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов».

- Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 мая 2015 № 05-12-44/11312.

На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» просим:

1. Принести протест на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г.;

2. Предостеречь Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о недопустимости нарушения закона путем издания писем, содержащих правовые позиции, противоречащие действующему законодательству и устанавливающие незаконные обязанности и ограничения в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

  

С уважением,

подписи представителей организаций согласно приложенному списку:

 

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

к Обращению к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке

(в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма № АА-03-04-36/12324 от 16 июля 2015 г., а также изданием Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования писем, содержащих правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающие препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности)

  

Наименование организации

ФИО и должность

Подпись*

 

 

 

 

Примечание:

*Подпись не должна выходить за рамки отведенной ячейки таблицы.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню