Рекультивация земель. Проект рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности

 

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/ размещено уведомление о начале разработки проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке проведения рекультивации и консервации»

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке проведения рекультивации и консервации» (далее – Проект) разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях реализации пунктов 6 и 7 статьи 13 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.

Для правообладателей земельных участков Проектом устанавливаются требования к составу работ по консервации и рекультивации земель, требования к составу и содержанию проектов рекультивации и консервации земель, порядок разработки и утверждения проектов рекультивации земель, а также порядок приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель, решения о консервации земель.

Состояние: общественное обсуждение
Дата начала общественного обсуждения: 20 апреля 2017 года
Дата окончания общественного обсуждения: 4 мая 2017 года

https://regulation.gov.ru/projects#npa=64199 

 

В Росприроднадзоре обсудили проблемные вопросы рекультивации объектов недропользования

17 марта 2017 года в Ситуационном центре Министерства природных ресурсов состоялось совещание Росприроднадзора по вопросу рекультивации объектов недропользования. Выступивший на совещании начальник Управления государственного геологического надзора Росприроднадзора Олег Поляков доложил, что по итогам анализа данных территориальных органов Росприроднадзора, Роснедра, Россельхознадзора и региональных органов исполнительной власти зафиксировано 563 объекта, подлежащих рекультивации. Наибольшее количество таких объектов находится на территории Приволжского и Центрального федеральных округов (269 и 74 соответственно).

На совещании было обращено внимание на несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу. В частности, на невозможность осуществления государственного геологического надзора на объектах, не подлежащих федеральному надзору и не включенных в соответствующий перечень. А также на то, что более четверти от общего числа нерекультивированных объектов – это случаи, когда ответственный за рекультивацию недропользователь находится в состоянии банкротства.

Руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров отметил, что одна из важнейших задач Службы – сокращение площади нарушенных земель, подлежащих рекультивации. Руководителем Росприроднадзора дано поручение обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с инициативой по разработке ряда нормативных правовых актов.

Также было отмечено, что за минувший год Служба активизировала применение дистанционных методов надзора, наиболее эффективных в сфере охраны земельных ресурсов. Среди перспективных задач Росприроднадзора – увеличение количества нарушений, выявленных методами дистанционного контроля.

https://rpn.gov.ru/node/31269 

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1369 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре»

Основные положения:

Указанное Постановление вносит изменения в Положение о государственном земельном надзоре в части расширения полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, дополнив пункт 4 подпунктом «г1» следующего содержания:

«г1) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;».

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информацииhttps://www.pravo.gov.ru 19 декабря 2016 года
Действие: вступает в силу с 26 декабря 2016 года. 

https://www.ecolawyer.ru 

 

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Источник: ГОСТ 17.5.1.01-83* Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13 декабря 1983 г. № 5854.

 

Нарушенные земли – земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Источник: Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема России № 67 от 22 декабря 1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

https://www.ecospecialist.ru 

 

На полигоне гвардейского зенитного ракетного полка, располагавшегося недалеко от деревни Лыткино Солнечногорского района Подмосковья, незаконно организована огромная свалка твердых бытовых отходов. В ходе расследования оперативники выяснили, что свалка, на которую свозили мусор со всей Московской области, была создана еще в 2000 году, причем если в 2001 году ее площадь составляла 3 га, то в 2011 году она занимала уже 22 га.
Как установило следствие, весьма прибыльную свалку (пригнать на военный полигон один грузовик с мусором стоило от 3 тыс. до 5 тыс. руб.) организовал командующий войсками командования специального назначения (Московского округа ВВС и ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев. Он, по версии следствия, заключал договоры с гендиректором ООО "Проектстрой" Андреем Коноваловым на проведение рекультивационных работ на военном полигоне. Но вместо восстановления территории, говорится в деле, "Проектстрой" занимался незаконной вырубкой леса и рытьем котлованов. При этом, установили следователи, технические нормы не соблюдались, что позволяло выбрасываемым на свалку ядохимикатам попадать в Истринское и Клязьминское водохранилища, а также в пруд детского оздоровительного комплекса управделами президента РФ "Солнечный". Следствие подсчитало, что экологии района был нанесен ущерб на 23 млрд руб.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3155395

 

По вопросу о правомерности требований в качестве условия утверждения  акта приемки-передачи рекультивированных земель исключения рекультивированного земельного участка из какого-либо реестра, в том числе, который ведется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также наличия документа, подтверждающего, что объект размещения отходов исключен из ГРОРО

Основные выводы заключения:

1. Организация приемки (передачи) рекультивированных земель осуществляется постоянной комиссией по вопросам рекультивации земель, создаваемой решением органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

При этом создание постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления;

2. В случае если нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления не предусмотрен порядок организации приемки (передачи) рекультивированных земель, и при этом постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель решением органа местного самоуправления не создана, юридическое лицо, осуществившее рекультивацию должно направить письменное извещение о завершении работ по рекультивации в орган местного самоуправления.

При этом орган местного самоуправления обязан утвердить или отказать в утверждении  акта приемки-передачи рекультивированных земель в месячный срок после поступления указанного извещения;

3. Условие утверждения  акта приемки-передачи рекультивированных земель – исключение рекультивированного земельного участка из какого-либо реестра, в том числе, который ведется органами государственной власти субъекта Российской Федерации – не соответствует действующему законодательству.

Одновременно указание в качестве условия приемки рекультивированных участков, ранее предоставленных под размещение шламовых амбаров, наличие документа, подтверждающего что объект размещения отходов исключен из ГРОРО, также не соответствует действующему законодательству.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (май 2016)

 https://www.ecours.ru/ru/

 

По вопросу проведения после 1 июля 2015 г. государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности

Основные выводы заключения:

1. Действующим законодательством необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель не предусмотрена;

2. С 1 июля 2015 года объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в т.ч. проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

При этом под землями используемыми, но не предназначенными для размещения отходов I - V классов опасности необходимо понимать земли, используемые для несанкционированного размещения отходов I - V классов опасности;

3. С 1 июля 2015 года объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в т.ч. проекты рекультивации земель, нарушенные при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых для несанкционированного размещения отходов I - V классов опасности.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС, в модуле Путеводитель по юридическим заключениям – Взаимодействие с госорганами – Госэкспертиза – Экологическая экспертиза (июль 2015 г.)

https://www.ecospecialist.ru

  

Юридические заключения АСУ ЭКОЮРС: по вопросу правомерности использования отходов для целей рекультивации карьерных выемок

Основные выводы заключения:

1. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2011 года № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации выемок и искусственно созданных полостей» и Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2014 года № ВК-03-03-36/9604 «О разъяснении норм законодательства по вопросу размещения отходов организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых» не являются нормативными правовыми актами и не влекут каких-либо правовых последствий.

На указанные письма нельзя ссылаться при разрешении споров;

2. Захоронение отходов и использование отходов являются самостоятельными видами обращения с отходами;

3. Использование отходов является одним из установленных законодательством способов применения отходов для выполнения работ, направленных на восстановление продуктивности и ценности нарушенных земель.

4. Если утвержденным проектом рекультивации земель предусматриваются работы по применению отходов в целях восстановления продуктивности и ценности нарушенных земель, основания признания данных работ по применению отходов деятельностью по размещению отходов отсутствуют;

5. Для осуществления деятельности по использованию отходов I - IV класса опасности для рекультивации земель юридическим лицам, проводящим рекультивацию земель, необходимо утвердить проект рекультивации земель, в котором предусмотреть осуществление работ по применению отходов в целях восстановления продуктивности и ценности нарушенных земель;

6. Позиции, содержащиеся в Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2011 года № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации выемок и искусственно созданных полостей» и Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2014 года № ВК-03-03-36/9604 «О разъяснении норм законодательства по вопросу размещения отходов организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых», не соответствуют действующему законодательству.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (август  2015) 

https://www.ecours.ru/ru/

 

 

 

 

Меню

Новости экологии