Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Вправе ли контролирующий орган производить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по фактическим данным (замерам)

Вправе ли контролирующий орган производить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по фактическим данным (замерам), если Организация осуществляет в основном неорганизованные выбросы и проведение замеров не представляется возможным?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии с пунктом 5.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Приказом Минприроды России от 26 января 1993 года, действовали по 1 сентября 2014 года) (далее – Инструктивно-методические указания)  фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ учитывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме № 2-тп (воздух) и № 2-тп (водхоз), составленных на основании журналов ПОД, в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год. При этом на основании пункта 5.3 указанного нормативного правового акта исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить:

  • данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;
  • данные о расходе топлива, сырья, материалов;
  • данные о временном режиме работы оборудования за год;
  • данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
  • нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
  • нормативы и характеристики выноса веществ с мелиоруемых объектов, селитебных и иных территорий.

На основании пункта 5.4 Инструктивно-методических указаний при определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов), можно использовать следующие варианты:

1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;

2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объема выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;

3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Для природопользователей, имеющих сезонный характер работы, возможно считать отчетным периодом - сезон года.

В соответствии с пунктом 5.6 указанного нормативного правового акта были установлены особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, в том числе:

  • при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
  • при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
  • в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
  • разрешенный валовый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую валовый выброс.

Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом Минприроды России от 4 июля 2014 года № 302 (вступил в силу со 2 сентября 2014 года) Инструктивно-методические указания признаны утратившими силу.

На основании изложенного масса загрязнений, поступающих в окружающую природную среду для целей расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду до 2 сентября 2014 года определялась в соответствии с порядком, установленным Инструктивно-методическими указаниями.

В соответствии со статьей 16. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ «Об охране окружающей среды») платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

При этом платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

В соответствии со статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

На основании пункта 3 указанной статьи Федерального закона программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе:

  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

При этом документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию в том числе о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

На основании изложенного, осуществляют производственный экологический контроль и разрабатывают программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Необходимо отметить, что указанная выше редакция статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» вступила в силу с 1 января 2015 года.

При применении указанной статьи Федерального закона необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции данного Федерального закона).

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В соответствии со статьей 4.2. ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

Необходимо отметить, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи Федерального закона присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена соответствующая категория.

Ввиду то, что информация о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений должна содержаться в программе производственного экологического контроля; информация о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ и о методиках (методах) измерений;  о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений должна содержаться в документации, содержащей сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, - до постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и присвоения им соответствующей категории хозяйствующие субъекты вправе определять платежную базу для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по своему усмотрению – расчетным или экспериментальным способами.

Данный вывод подтверждается следующим.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями (введен в действие Приказом Росстандарта от 20 марта 2014 года № 208-ст) (далее – ГОСТ 17.2.3.02-2014) нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и хозяйствующего субъекта в целом (а также его отдельных производственных территорий).

При этом устанавливаемые нормативы ПДВ (ВСВ) для ЗВ характеризуются следующими величинами:

  • максимальное разовое значение, г/с;
  • валовое значение, т/год.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ 17.2.3.02-2014 основным видом производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) является контроль непосредственно на источниках.

Согласно пункту 6.2 ГОСТ 17.2.3.02-2014 в план-график контроля не включаются вредные (загрязняющие) вещества и источники выбросов, не подлежащие государственному учету и нормированию.

В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ 17.2.3.02-2014 контроль выбросов проводится инструментальными и расчетными методами.

При этом контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ и соблюдением ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.

На основании изложенного, контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух -  как максимально разового значения, г/с, так и валового значения, т/год может осуществляться как инструментальными, так и расчетными методами – по усмотрению хозяйствующего субъекта.

При этом метод контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ и соблюдением ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов должен определяться в соответствии с методикой расчета, разрабатываемой хозяйствующими субъектами, и используемой при проведении инвентаризации.

https://www.ecours.ru/ru/

 

Меню

Новости экологии