Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Необходимо ли при эксплуатации трубопроводов, пролегающих под дном водного объекта, заключать договор водопользования? (Письмо Минпироды от 17.11.11г.№06-14-44/16955)

Необходимо ли при эксплуатации трубопроводов, пролегающих под дном водного объекта, заключать договор водопользования в части использования акватории данного водного объекта?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

На основании пункта 1 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

В соответствии с пунктом 6 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 года № 764, для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, платежной базой является площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Необходимо отметить, что в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87, площадь загрязненной акватории водного объекта, в м2, определяется по формуле № 23: S = L x B, где – L – длина водного объекта, а B - ширина.

На основании изложенного акватория водного объекта предоставляется в пользование на основании договора пользования водным объектом в пределах определенной площади. При этом под площадью акватории понимается пространство ограниченное длинной и шириной части поверхности водного объекта.

Необходимо отметить, что в соответствии с Толковым словарем русского языка (под редакцией С.И. Ожегова) под акваторией понимается поверхность водного пространства, водоема.

Таким образом, использование акватории означает использование поверхности водного объекта.

В случае если при осуществлении деятельности по эксплуатации подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов поверхность водного объекта не используется, использования акватории водного объекта не происходит.

Данный вывод подтверждается положениями части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ в соответствии с которой на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, предоставляются в пользование для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

Также в соответствии со статьей 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

На основании изложенного нахождение, в том числе, определенного объема воды в объекте и его изменение во времени является одним из признаков водного режима. При этом наличие водного режима позволяет определить объект в качестве водного объекта.

Следовательно, «акватория водного объекта» и «водный объект» являются понятиями, имеющими различное правовое содержание. Водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ определяет лишь пространственные характеристики водного объекта, но не все составляющие элементы водного режима.

На основании изложенного использование акватории водного объекта не означает использование объема воды, сосредоточенной в водном объекте.

При этом использование акватории водного объекта может иметь место и в случае временного отсутствия воды в водном объекте.

Указанный вывод подтверждается, в том числе, статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона использование акватории водных объектов и использование водных объектов являются самостоятельными видами пользования водным объектом.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса РФ (в редакции от 19 июня 2007 года) на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставлялись в пользование, в том числе, для размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 июля 2008 года № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ был изложена в следующей редакции:

«5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;».

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 14 июля 2008 года № 118-ФЗ) на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

При этом до 18 июля 2008 года размещение гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций осуществлялось на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

При этом обращаем внимание Ухтинского городского суда Республики Коми, что частью 1 статьи 11 Водного кодекса РФ (в редакции от 19 июня 2007 года предусматривала необходимость заключения договоров водопользования для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

Таким образом, до 18 июля 2008 года размещение, в том числе, мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций осуществлялось на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и не рассматривалось в качестве использования акватории водного объекта.

При этом с 18 июля 2008 года оформление решений о предоставлении водных объектов в пользование для размещения гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций не требуется.

Одновременно, решения о предоставлении водных объектов в пользование должны оформляться исключительно для строительства указанных объектов при условии, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

С учетом выделения в статье 11 Водного кодекса РФ использования акватории водного объекта в качестве самостоятельного вида пользования водным объектом можно сделать вывод о том, что использование водного объекта для строительства и размещения гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов не является использованием акватории водного объекта.

На основании изложенного исключение размещения гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов из видов использования водных объектов, осуществляемых на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, не означает необходимости заключения в данном случае договора на водопользование в части использования акватории водного объекта.

Следуя обратной логике, предоставление в пользование водных объектов, в том числе, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство не связано с изменением дна и берегов водных объектов должно осуществляться на основании договора водопользования как использование акватории водного объекта.

При этом использование водных объектов, в том числе, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов должно с точки зрения Татарского природоохранного межрайонного прокурора осуществляться как на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, так и на основании договора водопользования как использование акватории водного объекта.

Необходимо отметить, что исключение размещения гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов из видов использования водных объектов, осуществляемых на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, означает отсутствие необходимости как оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование, так и заключения в данном случае договора на водопользование в части использования акватории водного объекта.

В соответствии с разъяснениями Минприроды России в изданном по обращению Росприроднадзора Письме от 17 ноября 2011 года № 06-14-44/16955 эксплуатация подводных и подземных переходов осуществляется на основании договоров водопользования, заключенных с целью использования акватории водного объекта.

При этом в качестве обоснования указанной позиции приводится довод о том, что вдоль подводных переходов, для исключения возможности повреждения трубопроводов, устанавливаются охранные зоны в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны, в которых вводятся ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

Установление охранной зоны ограничивает либо исключает использование водного объекта в ее границах в иных целях, установленных Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года №74-ФЗ (Водный кодекс), в том числе осуществления общего водопользования.

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает большое количество случаев установления охранных зон с особым правовым режимом использования территории и акватории, в том числе, санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников водоснабжения и т.д.

При этом действующее законодательство не содержит требований к лицу, в интересах которого устанавливаются данные зоны, оформлять право пользования территорией (акваторией), которые оказались в пределах данных зон.

Таким образом, установление охранной зоны газопровода не может являться основанием для понуждения организации заключить договор на предоставление в пользование акватории водного объекта, равно как и основанием для понуждения организации заключить договор на предоставление в пользование земельного участка, оказавшегося в охранной зоне газопровода. 

Необходимо отметить, что указанная позиция подтверждается, в том числе, арбитражной судебной практикой.

Так в соответствии с Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2013 года по делу № А58-7292/2012 в силу пункта 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации строительство подводных и подземных переходов, трубопроводов, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Между тем, указанное относится к субъектам, осуществляющим пользование водными объектами в ходе строительства подземных трубопроводов с использованием акватории водного объекта, и не свидетельствует о том, что лицо, эксплуатирующее данный объект одновременно осуществляет использование акватории водных объектов.

При применении Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 06-14-44/16955 необходимо иметь ввиду следующее.

В соответствии со пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года – еженедельно.

При этом, в соответствии с пунктом 10 Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Также, в соответствии с пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

При этом, в соответствии с пунктом 2 Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 06-14-44/16955 не является нормативным правовым актом и не влечет каких-либо правовых последствий. На указанное письмо нельзя ссылаться при разрешении споров.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии