Как осуществлять постановку объектов, оказывающих НВОС, на учет в случае, если объединены несколько производственных объектов, относящихся к разным категориям

Каким образом необходимо осуществлять постановку объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на учет в случае, если в одной производственной цепочке объединены несколько производственных объектов, относящихся к разным категориям?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно абзацу 51 статьи 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

При этом под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная статья Федерального закона была изложена в новой редакции.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 1 января 2016 года) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

На основании изложенного к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду относятся:

  • объекты капитального строительства и другие объекты, в процессе эксплуатации которых осуществляются:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень) – для атмосферного воздуха, для водных объектов и для почв. 

На основании изложенного в случае, если в процессе эксплуатации объектов капитального строительства и других объектов не осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (в отношении веществ, указанных в Перечне);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (в отношении веществ, указанных в Перечне);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления – данные объекты не являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и не подлежат постановке на государственный учет.

Для отнесения совокупности объектов к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду необходимо установить следующие обязательные признаки:

  • объединение объектов единым назначением;
  • неразрывная физическая или технологическая связь объектов;
  • расположение объектов в пределах одного или нескольких земельных участков;
  • наличие от конкретного объекта воздействия, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение:

  • об отнесении используемых объектов к категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • об определении в качестве объекта негативного воздействия совокупности объектов и (или) отдельных самостоятельных объектов.

При этом к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, может быть отнесено, в том числе, используемое оборудование.

Необходимо отметить, что наличие оформленной разрешительной документации для целей идентификации объекта или совокупности объектов в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не имеет самостоятельного правового значения.

На основании изложенного, производственные объекты, относящихся к разным категориям, могут быть поставлены на государственный учет по усмотрению хозяйствующего субъекта либо как самостоятельные объекты - при наличии у данных объектов признаков объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, либо как единый объект (совокупность объектов) – при наличии признаков, необходимых для отнесения объектов к совокупности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

https://www.ecolawyer.ru