Вправе ли организации не учитывать суммы платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, уплаченных в 2015 году при расчете квартальных авансовых платежей в 2016 году?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со статьей 16.4 указанного Федерального закона отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

На основании пункта 3 статьи 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

При этом плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

При этом в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что статья 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» была изложена в указанной редакции в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу с 1 января 2015 года.

При этом в соответствии со статьей 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) было указано, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного с 1 января 2015 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносится исключительно за выбросы от стационарных источников.

Необходимо отметить, что указанная позиция подтверждается, в том числе, Письмом Минприроды России от 10 марта 2015 года № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников».

На основании изложенного организации были вправе не учитывать суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, уплаченных в 2015 году при расчете квартальных авансовых платежей в 2016 году.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утв. Госкомэкологией России 29 декабря 1998 года, утратили силу с 1 января 2016 года) (далее – Методические указания) данные Методические указания приравнивали к сбросу загрязняющих веществ в водные объекты, сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (утратили силу с 23 сентября 2016 г.) были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

При этом порядок определения платы и ее предельных размеров за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, а равно нормативы платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе, за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, установлены не были.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что действовавшими до 1 января 2016 года  нормативными правовыми актами не были установлены порядок определения платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, а также нормативы платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, до принятия соответствующих нормативных правовых актов или внесения дополнений в действующие нормативные правовые акты у природопользователей отсутствовала обязанность по внесению платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком.

Таким образом, организации были вправе не учитывать суммы платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, уплаченных в 2015 году при расчете квартальных авансовых платежей в 2016 году.

https://www.ecolawyer.ru

Меню

Новости экологии