Каким образом Организация может признать определенный вид отхода продукцией и реализовать в установленном законом порядке?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Из указанного определения следует, что важнейшим критерием при решении вопроса о принадлежности или непринадлежности вещи к отходам до 1 января 2015 года являлось сохранение или утрата вещью потребительских свойств, а также относимость вещи к остаткам сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458) абзац 2 статьи 1 изложен в новой редакции, в соответствии с которой отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Также, в соответствии с указанной статьей Федерального закона отходы от использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

На основании изложенного с 1 января 2015 года основными признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам, являются:

  • образование веществ и предметов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления;
  • применение собственником веществ и предметов действий по их удалению.
  • При этом признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам от использования товаров, являются:
  • утрата готовыми товарами (продукцией) полностью или частично своих потребительских свойств;
  • складирование товаров (продукции) полностью или частично утративших свои потребительские свойства в месте сбора отходов;
  • передача товаров (продукции) полностью или частично утративших свои потребительские свойства в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов.

Важно отметить, что собственник веществ или предметов самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам.

Необходимо отметить, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит определение понятия «удаление».

При этом на основании комплексного анализа положений, указанного нормативного правового акта можно сделать вывод, что под удалением понимается совершение образователем вещи действий по обращению с вещью как с отходом.

Важно отметить, что вывоз вещи за пределы территории хозяйствующего субъекта для целей признания ее отходом не имеет самостоятельного правового значения.

На основании изложенного юридическое лицо самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам и о необходимости их удаления.

При этом побочные продукты производства не являются отходами, и могут быть переданы любому юридическому или физическому лицу в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Вопрос об отнесении побочных продуктов производства к отходам, решается юридическим лицом по своему усмотрению.

При этом в случае, если юридическое лицо считает, что побочные продукты производства обладают самостоятельными потребительскими свойствами, и не подлежат удалению в качестве отходов, - они могут быть переданы любому юридическому или физическому лицу в соответствии с требованиями гражданского законодательства. 

Согласно пункту 82 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 года № 242-ст, потребительское свойство товара – свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

В соответствии с пунктом 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, (далее – ГОСТ 30772-2001) побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

При этом согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.

Важно отметить, что решение об отнесении сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образованных в процессе производства и потребления, к отходам либо к побочной продукции принимается лицами, в процессе производства и потребления которых данные изделия или продукты образуются.

При этом то обстоятельство, что побочный продукт указан в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в качестве отхода, не имеет самостоятельного правового значения и не может рассматриваться контролирующими органами в качестве основания отнесения побочного продукта к отходам.

 Необходимо отметить, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не связывает относимость вещи к отходам или побочному продукту условием о необходимости первичной переработки вещи.

Вопрос об относимости вещи к отходам или вторичному продукту решается собственником вещи самостоятельно. При этом признаком вторичного продукта является отнесение вещи к таковому в соответствии с технологической документацией организации.  

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании»):

  • стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
  • продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
  • стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В соответствии с абзацем 5 статьи 13 ФЗ «О техническом регулировании» к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе стандарты организаций.

Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ и абзацу 5 статьи 12 ФЗ «О техническом регулировании» организации, в том числе коммерческие организации, вправе разрабатывать и утверждать стандарты организаций на производимую продукцию, в том числе на побочную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции.

Необходимо отметить, что одной из форм, в рамках которой осуществляется разработка стандартов организаций, являются Технические условия на производимую продукцию.

Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.) установлены ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 года № 425, в соответствии с которым установление правил и характеристик в сферах производства и обращения продукции может осуществляться посредством разработки, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на производимую продукцию.

При этом производимая побочная продукция, на которую составлены технические условия, не является отходом и может быть передана третьим лицам на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно пункту 1 статьи 13 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 42 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, хозяйствующему субъекту целесообразно обратиться на договорной основе в экспертную организацию, аккредитованную в установленном законом порядке, с целью получения экспертного заключения об отсутствии вредного воздействия на человека и среду обитания произведенной продукции.

http://www.ecours.ru/ru/

Меню

Яндекс.Метрика