Возможна ли передача отходов физическим лицам?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») обращение с отходами –  деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Необходимо отметить, что анализ норм ФЗ «Об отходах производства и потребления» позволяет сделать однозначный вывод о применимости его основных положений исключительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Так, глава III «Общие требования к обращению с отходами» содержит требования исключительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

При этом требования к физическим лицам определены в статье 13.1 и регулируют исключительно вопросы обращения с отходами черных и цветных металлов и исключительно в части предоставления права физическим лицам отчуждать лом и отходы цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот является одним из основных принципов в области обращения с отходами.

На основании статьи 21 указанного Федерального закона основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

платность размещения отходов;

экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и данным Федеральным законом.

При этом в соответствии со статьей 24 Федерального закона экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

  • понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
  • применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Из изложенного следует, что соблюдение принципов экономического стимулирования, равно как и  реализация методов экономического стимулирования были бы невозможны в отношении физических лиц, если бы последние осуществляли деятельность в области обращения с отходами.

Одновременно, положения ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части нормирования в области обращения с отходами и учета и отчетности в области обращения с отходами также могут быть применимы только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Необходимо отметить, что позиция о возможности передачи отходов физическим лицам предполагает наличие двух различных с точки зрения правовых последствий видов правового регулирования обращения с отходами индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и граждан.

При этом, к последним, в силу особенностей их правового статуса не могут применяться практически все принципиально важные положения ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Необходимо ответить, что в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721) в таблицах «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» и «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица» указывается информация об отходах, переданных для использования, обезвреживания, размещения (хранение и захоронение) в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Также в соответствии с пунктом 23 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 года № 349) в разделе «Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения» ПНООЛР приводятся данные о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения в табличном виде (Приложение № 11 к Методическим указаниям).

В данном разделе указываются также полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (последнее – при наличии), место нахождения (жительства) и ИНН хозяйствующих субъектов, принимающих отходы.

Необходимо отметить, что в соответствии с формой федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (утв. Приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17) в указанной форме отражается количество отходов, переданных в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

На основании изложенного в соответствии с указанными нормативными правовыми актами передача отходов, безотносительно класса их опасности, физическим лицам не предусмотрено.

При этом необходимо отметить, что в законодательстве не содержатся прямо установленных запретов на передачу отходов физическим лицам, не обладающим правовым статусом индивидуальных предпринимателей.

Тем не менее, организация, передавшая отходы физическим лицам может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил ведения учета в области обращения с отходами и заполнения форм статистической отчетности – поскольку в таблицах учета и формах статистической отчетности будет невозможно отразить передачу отходов физическим лицам.

http://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика