Плата за размещение отходов с 01.01.2016г. (технический отчет, повышающий коэффициент, КБК, обращение к Президенту РФ) (5)

 

Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"

 

Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-30/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

 

Письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 года № АА-06-01-36/5099 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов» (+комментарий)

 

По вопросу о правомерности требований территориальных управлений Росприроднадзора об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента, в отношении отходов, размещенных в период с момента окончания срока предоставления технического отчета и до момента его предоставления

Основные выводы заключения:

1. Технический отчет по обращению с отходами представляется в уведомительном порядке, и содержит информацию о фактическом использовании, обезвреживании, размещении, передаче другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период;

2. При отсутствии подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

3. Действующим законодательством не предусмотрена процедура по приостановлению (аннулированию) утвержденных лимитов на размещение отходов (документа об утверждении лимитов на размещение отходов);

4. Деятельность по обращению с отходами может быть приостановлена в связи с непредставлением технического отчета по обращению с отходами исключительно в соответствии с назначенным в рамках производства по делу об административном правонарушении административным наказанием – административным приостановлением деятельности;

5. В связи с тем, что не предоставление технического отчета не является самостоятельным основанием для автоматического прекращения действия утвержденных лимитов на размещение отходов (документа об утверждении лимитов на размещение отходов), требования о внесении платы за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента в отношении отходов размещенных в период с момента окончания срока предоставления технического отчета и до момента его предоставления, не соответствуют действующему законодательству;

6. В случае несвоевременного предоставления технического отчета по обращению с отходами, обязанность по предоставлению указанного отчета с организации не снимается;

7. Непредоставление технического отчета по обращению с отходами является основанием для  привлечения организации к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (январь 2016)

http://www.ecours.ru/ru/

 

21.04.16г. Комитет Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел обращение Центра по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Напомним, что 21 марта 2016 года Центр направил Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды»

20 апреля 2016 года получено Письмо от 13 апреля 2016 года № 3.12-24/201 от Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, согласно которому Комитет рассмотрел обращение Центра по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды» и направил запросы в Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Министерство финансов РФ.

http://www.ecospecialist.ru 

 

18.04.16г. Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение по вопросу об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение твердых коммунальных отходов

Основные выводы заключения:

1.Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению;

2.Собственники твердых коммунальных отходов осуществляют взаимодействие с региональными операторами на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также:

- типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации;

- региональными программами в области обращения с отходами и территориальными схемами обращения с отходами, утвержденными соответствующими субъектами Российской Федерации;

3.Собственники твердых коммунальных отходов оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

При этом при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами учитываются расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;

4.До настоящего времени правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не утверждены;

5.Положение ст. 16.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части обязанностей региональных операторов уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов может применяться при условии:

- наделения юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее, чем 26 сентября 2016 г.);

- утверждения соответствующими субъектами Российской Федерации региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;

- утверждения Правительством Российской Федерации типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и правил обращения с твердыми коммунальными отходами;

- установления единого тарифа на услугу соответствующего регионального оператора;

6.Региональный оператор обязан выполнять обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твердых коммунальных отходов только после заключения с собственником отходов договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До заключения данного договора обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твердых коммунальных отходов выполняется лицом, образовавшим данные отходы.

http://www.ecospecialist.ru 

 

Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение:

  • по вопросу об указании в распоряжениях о переводе денежных средств при перечислении авансовых квартальных платежей платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) кода ОКТМО

Основные выводы заключения:

1.Плата за размещение отходов производства и потребления уплачивается по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления;

2.Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период рассчитывается путем суммирования сумм платы, уплаченных по итогам трех первых кварталов отчетного года и суммы платы, исчисленной по итогам четвертого квартала с учетом корректировки суммы платы по отчетному году.

При этом квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) вносятся в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год;

3.При перечислении авансовых квартальных платежей платы за негативное воздействие на окружающую среду в распоряжениях о переводе денежных средств необходимо указывать в качестве информации, идентифицирующей платеж, код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду; применительно к плате за размещение отходов – код ОКТМО территории, на которой расположен объект размещения отходов производства и потребления.

При этом организации вправе самостоятельно определить соотношение сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов)  в соответствии с кодом ОКТМО:

  • путем соблюдения соотношения распределения сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) по кодам ОКТМО, которое имело место при перечислении платы за НВОС в предыдущем году;
  • путем определения процентного соотношения распределения сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) по кодам ОКТМО, исходя из фактически оказанного воздействия в соответствующем квартале.
  •  
  • http://www.ecospecialist.ru 

 

Пояснения Центра правового обеспечения природопользования по некоторым вопросам уплаты авансового платежа (платы за НВОС) за первый квартал 2016 г.

 Вопросы:

1.Как нужно платить плату за НВОС в 2016 году?

2.Как рассчитать плату за 1-й квартал 2016 г.?

3.До какого числа необходимо уплатить плату за 1-й квартал 2016 г.?

4.Можно ли уплатить плату за НВОС за 1 –й квартал 2016 г. за  фактически оказанное негативное воздействие?

5.Нужно ли для целей расчета платы учитывать плату за выбросы от передвижных источников, уплаченную в 2015 г.?

6.Нужно ли для целей расчета платы учитывать плату за оказанное сверхнормативное и сверхлимитное воздействие, уплаченную в 2015 г.?

7.Каким образом при перечислении авансового квартального платежа за 1-й квартал 2016 г. необходимо указывать в качестве информации, идентифицирующей платеж, коды бюджетной классификации?

8.Нужно ли предоставлять какие-либо документы в территориальные управления Росприроднадзора при перечислении платы за НВОС за 1-й квартал 2016 г.?

 

1.Как нужно платить плату за НВОС в 2016 году? 

   За 1-й квартал 2016 г. – до 20 апреля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

   За 2-й квартал 2016 г. – до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

   За 3-й квартал 2016 г. – до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

   За 2016 г. – до 1 марта 2017 г. в размере, определенном по итогам корректировки суммы платы за 2016 г. 

 

Ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»

2.Как рассчитать плату за 1-й квартал 2016 г.? 

 1.При расчете одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за 2016 г. необходимо использовать фактический выплаченный размер платы за отчетный год, определяемый путем суммирования четырех календарных кварталов.

2.Под фактически выплаченным размером платы за отчетный год необходимо понимать размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемой путем суммирования платы фактически уплаченной по итогам каждого из кварталов 2015 г. в течение времени, предоставленном хозяйствующим субъектам для перечисления платы;

 3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченная в 2015 г. до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также уплаченная за четвертый квартал 2015 г. до 20 января 2016 г. считается фактически уплаченной за 2015 год, определяемый путем суммирования четырех календарных кварталов.

 4.При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченная после 20 января 2016 г. должна быть использована при расчете одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в следующем календарном году;

 5. Плата должны быть рассчитана по следующей формуле:

плата за НВОС за 1-й квартал 2015 г. +  плата за НВОС за 2-й квартал 2015 г. + плата за НВОС за 3-й квартал 2015 г. + плата за НВОС за 4-й квартал 2015 г. /4

 Пример:

1 шаг- сложение:

100 р. (1-й квартал) + 250 р. (2-й квартал) +350 р. (3-й квартал) + 200 р. (4-й квартал) = 900 р.

 2 шаг - деление:

900 р. /4 = 225 р.

 Результат:

Сумма платы за НВОС за 1-й квартал 2016 г. составляет 225 рублей 

3.До какого числа необходимо уплатить плату за 1-й квартал 2016 г.? 

До 20 апреля 2016 г. (включительно)

Плата за НВОС может быть уплачена в т.ч. 20 апреля 2016 г. 

Ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»

4.Можно ли уплатить плату за НВОС за 1 –й квартал 2016 г. за  фактически оказанное негативное воздействие? 

Позиция 1

«Нет, нельзя»          Ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» 

Позиция 2

«Да, можно»   Позиция Центра правового обеспечения природопользования: 

1.Пункт 3 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части указания на необходимость внесения квартальных авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, должен применяться в случаях, когда сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная в отношении планируемого объема негативного воздействия на окружающую среду, равна или больше суммы платы, уплаченной за предыдущий год;

2.В случае, если негативное воздействие в следующем календарном году планируется в объеме меньшем, чем это имело место в предыдущем году, квартальные платежи могут быть внесены в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной в отношении планируемого объема негативного воздействия;

3.В случае, если по итогам отчетного периода (года) размер платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к конкретному кварталу окажется равным или больше одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, организация может быть привлечена к ответственности за невыполнение требований п. 3 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Пример:

Формула 1.

Плата за 4 квартала 2015 г. составила 1000 р.

Плата за первый квартал 2016 г. – 250 р. (1000 /4)

 Формула 2.

Ожидаемый объем негативного воздействия в 2016 г. применительно к плате за НВОС – 400 р.

Плата за первый квартал 2016 г. (по факту) – 100 р. (400 р. / 4) 

Для применения Формулы 2 необходимо чтобы по итогам 2016 г. объем негативного воздействия в 2016 г. применительно к плате за НВОС был меньше, чем 1000 р. – с тем, чтобы квартальные платежи соответственно были меньше 250 р.

Таким образом, недоплаты (в т.ч. по итогам каждого из трех первых кварталов 2016 г.) не будет.

В случае, если после применения Формулы 2  плата за негативное воздействие за 2016 г. составит 1000 р. или больше, - территориальное управление Росприроднадзора может сделать вывод о нарушении требований п. 3 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды». 

5.Нужно ли для целей расчета платы учитывать плату за выбросы от передвижных источников, уплаченную в 2015 г.? 

 Нет, не нужно.  С 1 января 2015 г. плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносится исключительно за выбросы от стационарных источников.

Таким образом, организации вправе не учитывать суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, уплаченных в 2015 г. при расчете квартальных авансовых платежей в 2016 г. 

 6.Нужно ли для целей расчета платы учитывать плату за оказанное сверхнормативное и сверхлимитное воздействие, уплаченную в 2015 г.? 

 Да, нужно.  В случае, если в 2015 г. плата за НВОС уплачивалась в т.ч. за оказанное сверхнормативное и сверхлимитное воздействие, квартальные авансовые платежи в 2016 г. должны рассчитываться путем определения одной четвертой части от суммы всех платежей за НВОС, уплаченных в 2015 г.

7.Каким образом при перечислении авансового квартального платежа за 1-й квартал 2016 г. необходимо указывать в качестве информации, идентифицирующей платеж, коды бюджетной классификации? 

 При перечислении авансовых квартальных платежей платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г. в распоряжениях о переводе денежных средств необходимо указывать в качестве информации, идентифицирующей платеж, коды бюджетной классификации, определенные Перечнем доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и соответствующих им кодов подвидов (групп, аналитических групп) доходов бюджетов, главными администраторами которых являются в т.ч. федеральные государственные органы (Приложение 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н). 

Организации вправе самостоятельно определить соотношение сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду по подвидам кодов бюджетной классификации:

-  путем соблюдения соотношения распределения сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое имело место при перечислении платы за НВОС в предыдущем году;

-  путем определения процентного соотношения распределения сумм платы за НВОС по подвидам кодов бюджетной классификации, исходя из фактически оказанного воздействия в соответствующем квартале. 

 8.Нужно ли предоставлять какие-либо документы в территориальные управления Росприроднадзора при перечислении платы за НВОС за 1-й квартал 2016 г.? 

 Нет, не нужно. Предоставление каких-либо документов (расчетов платы за НВОС, документов, подтверждающих фактически оказанное воздействие и т.п.) в какие-либо государственные органы при расчете и уплате квартальных авансовых платежей действующим законодательством не предусмотрено. 

 http://www.ecolawyer.ru 

 

Администрация Президента Российской Федерации, в связи с обращением Центра по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды», запросила в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации  необходимые документы и материалы

Напомним, что 21 марта 2016 года Центр направил Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды»

31 марта 2016 года получено первое Письмо от 23 марта 2016 года № А26-11-27269871 от Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, согласно которому срок рассмотрения обращения продлен на 30 дней (до 21 мая 2016 года) в связи с тем, что в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации запрошены документы и материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения. 

http://www.ecolawyer.ru

 

21 марта 2016 года ООО «Центр правового обеспечения природопользования» направил Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды»

http://www.ecours.ru/ru/

 

09.03.16г. Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину

по вопросу о необходимости внесения изменений в ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 

Уважаемые Владимир Владимирович и Сергей Евгеньевич! 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» был дополнен статьей 16.4 - «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с пунктами 2 и 3 указанной статьи было установлено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

При этом плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Указанные положения Федерального закона должны были вступить в силу с 1 января 2016 г.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ пункт 3 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» п. 3 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» был дополнен абзацем следующего содержания:

"Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.".

Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2016 г.

Таким образом, Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ был изменен порядок уплаты платы за НВОС, – установлено требование об уплате платы за НВОС четыре раза в течение отчетного периода, вместо одного раза, как это было предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.

При этом в качестве способа расчета платы за НВОС за первые три квартала отчетного периода - календарного года, предусмотрено исчисление платы в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ установлено нормативное положение, согласно которому за первые три квартала отчетного периода - календарного года природопользователи обязаны вносить плату за НВОС не за реально оказанное негативное воздействие на окружающую среду в текущем квартале, но за объем воздействия, оказанный в предыдущем году, в размере одной четвертой части от уплаченной в предыдущем году платы за НВОС.

Подобный подход при исчислении платы за НВОС представляется необоснованным, противоречащим принципам справедливости и разумности.

Необходимо отметить, что суммы платы за НВОС, уплаченные в предыдущем году могут по разным причинам существенно отличаться от объема негативного воздействия, которое будет оказано в текущем году, в т.ч. в связи с возможностью применения природопользователями предусмотренных ФЗ «Об охране окружающей среды» стимулирующих коэффициентов к нормативам платы за НВОС, а также вычетом из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, перечисляя суммы платы за НВОС, несоответствующие фактически оказанному объему негативного воздействия будут вынуждены фактически замораживать свои финансовые средства до подачи декларации о плате за НВОС – до 10 марта года следующего за отчетным и проведения корректировки платы за отчетный период.

Одновременно указанный подход приведет к ситуации, когда получатели платы за НВОС (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) также не смогут вовремя получать суммы платы за НВОС, адекватные оказанному природопользователями воздействию, в т.ч. и в случае, когда оказываемое негативное воздействие больше негативного воздействия, оказанного в предыдущем году, или когда при расчете платы за НВОС в текущем году должны быть применены повышающие коэффициенты.

Также необходимо отметить существенные неудобства, которые возникнут у природопользователей при перечислении авансовых платежей за НВОС, ввиду невозможности адекватного указания в платежных поручениях КБК и ОКТМО – по причине несовпадения фактически оказанного объема негативного воздействия и его видов с соответствующими показателями предыдущего года.

Одновременно перечисление платы за НВОС по ОКТМО соответствующих муниципальных образований без учета фактического объема негативного воздействия, оказанного в пределах территории соответствующего муниципального образования, повлечет за собой необходимость корректировки платы за НВОС по итогам отчетного года и возврат перечисленных частей данной платы и (или) ее перенаправление в бюджеты других муниципальных образований.

Важно отметить, что с 1991 г. по 1 января 2016 г. природопользователи оплачивали плату за НВОС ежеквартально в соответствии с фактически оказанным негативным воздействием на окружающую среду.

При этом принятие Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ рассматривалось в качестве существенного облегчения деятельности природопользователей в связи с устранением необходимости их взаимодействия с государственными органами по вопросам подготовки и сдачи расчета платы за НВОС, а также снижения финансовой нагрузки посредством реализации принципа взимания платы за НВОС один раз в год.

Изменение государственного подхода к указанному в настоящем письме вопросу выглядит немотивированным и неразумным.

На основании изложенного, просим:

Инициировать принятие федерального закона о внесении изменений в ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части установления порядка уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за фактически оказанное негативное воздействие в пределах соответствующего отчетного периода либо сроков, установленных в пределах отчетного периода.

С уважением,

подписи представителей организаций согласно приложенному списку

Подписание Обращения осуществляется путем подписания прилагаемого к Обращению подписного листа руководителем организации или профильным заместителем руководителя. 

После подписания просим скан-копию подписного листа направить в Центр по электронной почте  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.   для формирования общего списка подписавших Обращение организаций.

С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

 

Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение по вопросу о применении коэффициента 0 к нормативам платы за размещение отходов после 1 января 2016 года

Основные выводы заключения:

1.С 1 января 2016 года к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются исключительно коэффициенты, установленные пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ);

2.Коэффициенты, установленные Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» с 1 января 2016 года не применяются;

3.Коэффициент 0 к ставкам платы за размещение отходов применяется в соответствии с формулировкой, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ.

При этом срок, в течение которого образованные отходы могут быть использованы в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом, либо переданы для использования другим лицам, не установлен;

4.С 1 января 2016 года хозяйствующие субъекты вправе применять коэффициент 0 к ставкам платы за размещение отходов безотносительно времени, в течение которого отходы после их образования были использованы в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданы для использования другим лицам;

5.Хозяйствующие субъекты вправе применять коэффициент 0 к ставкам платы за размещение отходов в том числе в случае использования в собственном производстве или передачи для использования отходов, образованных и размещенных в течение любого периода времени до 1 января 2016 года;

6.Хозяйствующие субъекты вправе применить коэффициент 0 к нормативам платы за размещение отходов при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного года.

При этом применение данного коэффициента должно быть предусмотрено в  декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

http://www.ecospecialist.ru  

 

Верховный Суд РФ признал не действующими с 1 января 2016 года отдельные положения письма Росприроднадзора "О плате за размещение отходов"

Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 N АКПИ15-1379 <О признании недействующими абзацев второго, седьмого, восьмого и тринадцатого письма Федеральной службы в сфере природопользования от 03.06.2013 N ВК-06-01-36/7676 "О плате за размещение отходов">

Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 1 января 2016 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ дополнен статьей 16.1, введенной в действие с 1 января 2016 года

Согласно указанной норме плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовывались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1).

По смыслу приведенного предписания обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы, за исключением твердых коммунальных отходов; региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по их размещению. При этом от исполнения подобной обязанности освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В отличие от названных законоположений оспариваемые второй, седьмой, восьмой и тринадцатый абзацы Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года N ВК-06-01-36/7676 "О плате за размещение отходов" определяют в качестве плательщиков данного публично-правового платежа только собственников отходов, не делают исключения в исполнении такой обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории; не выделяют из числа отходов твердые коммунальные отходы; разъясняя, что платным является само негативное воздействие на окружающую среду, а не хозяйственная деятельность, исключают из числа плательщиков специализированные организации - региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Анализ указанного Письма позволяет сделать вывод о том, что оно, формально не являясь нормативным правовым актом, фактически в оспариваемых абзацах содержит нормативные предписания, рассчитанные на многократное применение, которые приобретают обязательный характер для неограниченного круга лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, через правоприменительную деятельность территориальных органов Росприроднадзора.

Таким образом, абзацы второй, седьмой, восьмой и тринадцатый Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года N ВК-06-01-36/7676 "О плате за размещение отходов" противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что влечет признание их не действующими со дня вступления в силу изменений, внесенных в нормативное правовое регулирование правоотношений, возникающих в связи с взиманием платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно с 1 января 2016 года. 

Перейти в текст документа»»»

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45915.html

© КонсультантПлюс, 1992-2016

 

АСУ ЭКОЮРС практика правоприменения

Каким образом осуществляют плату за негативное воздействие на окружающую среду субъекты малого и среднего предпринимательства с 1 января 2016 года?

Отвечает юрист Центра правового обеспечения природопользования Станислав Локтюшов:

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со статьей 16.4 указанного Федерального закона отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

На основании пункта 3 статьи 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

При этом лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить квартальные авансовые платежи в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

При этом отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года признается календарный год.

Необходимо отметить, что обязанность по внесению квартальных авансовых платежей не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного, субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по итогам отчетного периода не позднее 1-го марта 2017 года, следующего за отчетным периодом.

 http://www.ecospecialist.ru

  

18.02.16г. Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение по вопросу указания КБК при перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанной за негативное воздействие, оказанное в 2016 г.

Основные выводы заключения:

1. При перечислении авансовых квартальных платежей платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г. в распоряжениях о переводе денежных средств необходимо указывать в качестве информации, идентифицирующей платеж, коды бюджетной классификации, определенные Перечнем доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и соответствующих им кодов подвидов (групп, аналитических групп) доходов бюджетов, главными администраторами которых являются в т.ч. федеральные государственные органы (Приложение 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н);

2. Организации вправе самостоятельно определить соотношение сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду по подвидам кодов бюджетной классификации:

- Путем соблюдения соотношения распределения сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое имело место при перечислении платы за НВОС в предыдущем году;

- Путем определения процентного соотношения распределения сумм платы за НВОС по подвидам кодов бюджетной классификации исходя из фактически оказанного воздействия в соответствующем квартале.

 http://www.ecolawyer.ru

 

11.02.16г. Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение по вопросу об организации, обязанной уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов после 1 января 2016 г.

Основные выводы заключения:

1. Плату за размещение отходов вносит лицо, образовавшее отходы и разместившее данные отходы на собственных объектах размещения отходов или передавшее данные отходы для размещения третьим лицам без перехода права собственности на отходы;

2. В случае передачи права собственности на отходы третьим лицам плата за негативное воздействие в случае размещения отходов уплачивается лицом, которому было передано право собственности на отходы;

3. С 1 января 2016 года лицами, обязанными вносить плату в части размещения отходов производства и потребления, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления и которые являются собственниками образованных отходов.

При этом в случае передачи права собственности на образованные отходы третьему лицу плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов будет их новый собственник;

4. Положения ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части указания на образователя отходов в качестве плательщика платы преследуют цель прекращения сложившейся в Российской Федерации практики применения законодательства арбитражными судами, в соответствии с которой плата за размещение отходов вносится за совершение фактических действий по размещению отходов, осуществляемых лицом, владеющим на законном основании объектом размещения отходов и имеющим соответствующую лицензию.

При этом указанные положения не препятствуют передаче отходов от образователя отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на основании договора с условием о переходе права собственности на переданные отходы.

В данном случае лицом, размещающим отходы и уплачивающим плату за негативное воздействие на окружающую среду будет являться новый собственник отходов.

С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

http://www.ecolawyer.ru

 

 25.01.16г. Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение по вопросу о правомерности требований территориальных управлений Росприроднадзора об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента, в отношении отходов, размещенных в период с момента окончания срока предоставления технического отчета и до момента его предоставления

Основные выводы заключения: 

1. Технический отчет по обращению с отходами представляется в уведомительном порядке, и содержит информацию о фактическом использовании, обезвреживании, размещении, передаче другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период;

2. При отсутствии подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

3. Действующим законодательством не предусмотрена процедура по приостановлению (аннулированию) утвержденных лимитов на размещение отходов (документа об утверждении лимитов на размещение отходов);

4. Деятельность по обращению с отходами может быть приостановлена в связи с непредставлением технического отчета по обращению с отходами исключительно в соответствии с назначенным в рамках производства по делу об административном правонарушении административным наказанием – административным приостановлением деятельности;

5. В связи с тем, что не предоставление технического отчета не является самостоятельным основанием для автоматического прекращения действия утвержденных лимитов на размещение отходов (документа об утверждении лимитов на размещение отходов), требования о внесении платы за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента в отношении отходов размещенных в период с момента окончания срока предоставления технического отчета и до момента его предоставления, не соответствуют действующему законодательству;

6. В случае несвоевременного предоставления технического отчета по обращению с отходами, обязанность по предоставлению указанного отчета с организации не снимается;

7. Непредоставление технического отчета по обращению с отходами является основанием для  привлечения организации к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

http://www.ecospecialist.ru 

  

В связи с поступающими многочисленными запросами Центр правового обеспечения природопользования повторно доводит до сведения хозяйствующих субъектов правовую позицию по вопросу о сроке уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2015 г.

Основные выводы позиции:

1.С 1 января 2016 г. нормы, содержащиеся в ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», распространяются на отношения, которые возникли после 1 января 2016 года.

При этом первый отчетный период – календарный год в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду должен исчисляться, начиная с 1 января 2016 года;

2.До 1 января 2016 г. отчетным периодом для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный квартал;

3.Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 г. должна быть уплачена до 20 января 2016 г.

4.Позиция Росприроднадзора, изложенная в письме от 4 декабря 2015 г. № АС-06-01-36/21588 «О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» в части указания

на необходимость уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 г. до 1 марта 2016 г. не соответствует действующему законодательству; 

 

Обращаем Ваше внимание, что вопрос о применении данной позиции в практической деятельности должен решаться каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Задача Центра в данном случае – предупредить возможные административные и финансовые риски наших клиентов.   

С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

http://www.ecospecialist.ru 

 

14.12.15г. Юридическое заключение АСУ ЭКОЮРС: по вопросу об уплате с 1 января 2016 г. платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на объектах, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 

Основные выводы заключения:

1.В соответствии с п. 6 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Указанное положение Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.;

2.В случае указания в государственном реестре объектов размещения отходов в столбце «Сведения о наличии негативного воздействия ОРО на окружающую среду» информации об отсутствии негативного воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года  не взимается.

При этом отсутствие установленного Правительством Российской Федерации порядка подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов для целей применения  п. 6 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не имеет самостоятельного правового значения.

http://www.ecours.ru/ru/ 

 

20.12.2011г. В соответствии с действующим законодательством – плата за негативное воздействие на окружающую среду начисляется в том числе за размещение отходов. Необходимо ли природопользователю, образующему отходы, осуществляющему их накопление и передачу сторонним юр.лицам для вывоза, вносить плату за размещение отходов и на каком основании? Ведь данный природопользователь не осуществляет размещение отходов, размещение отходов осуществляет полигон?

Вопрос: У нас в регионе прошло несколько дел о взыскании платы, когда природопользователи требовали от РПН возврата платы за НВ в части размещения отходов за три года, на основании, что они не являются специализированной организацией и профессионально обращением с отходами не занимаются. Мы эксплуатируем полигон и интересует позиция службы, будут ли иски к полигонам о взыскании платы от РПН и за какой период?

Ответ: Соколовой Н.Р. (начальник Управления экологического контроля Росприроднадзора) – это происходит в связи с решением верховного суда годичной давности, пока к единому мнению мы с министерскими юристами не пришли, мнения разделились. Должны ли платить объекты конечного размещения, как прописано в решении? Либо предприятия природопользователи?  Могу сказать свое мнение субъективное, экспертное: 461 отменено, но 30 и 50 работает – у нас разрабатывает нормативы на образование и лимиты на размещение, те лица которые образуют отходы, в соответствии с действующим законодательством, я не комментирую насколько это правильно или не правильно, и субъективно я считаю, что платить должен тот кто эти лимиты получил, т.е. образователь отходов. Но все нужно связывать с переходом права собственности на отходы. Для полигона – не внеся плату за негативное воздействие право собственности Вам не переходит и вы не имеете право сортировать не Ваши отходы. И очень много результатов прокурорских проверок, что полигон не законно осуществляет сортировку и передачу на переработку отходов собственником которых он не является.

Вопрос: наша организация эксплуатирует полигон, практически весь город свозит туда отходы и уже были предъявлены со стороны природопользователей иски к РПН о возврате платы за НВ в пределах исковой давности 3 года. Иски были удовлетворены судом и мы ожидаем ответной реакции РПН, который предъявит иски нам, хотя тариф наш регулируется государством – это коммунальная услуга. Плата в тарифе не сидит и это значительно повысит стоимость. Что делать нам, к чему готовиться?

Ответ: Бюджет не досчитается денег и их нужно будет где-то брать. Заявленная позиция арбитражных судов - платит полигон. Иск ожидаем, от РПН к полигону ожидаем. Реакция на прошлый период не известна. На будущее нужно полигонам закладывать ставки платы, ориентируясь на будущее полигонов по принципу водоканалов. Понятно, что водоканалы вносят плату за НВ в части сброса, понятно, что они не в убытке остаются внося такую плату и взимая тарифную ставку за прием сточных вод. Наверное, к этому нас ведет арбитражная практика. Т.е. в будущем повышение тарифа, у природопользователя отсутствие необходимости разработки проектной документации в части размещения и отсутствие необходимости вести таблицу расчета платы за НВ при размещении отходов. 

Управление РПН по УФО: у нас полигон принимает отходы в собственность и самостоятельно вносит плату за НВ в части размещения отходов. Согласно договора с природопользователя взимается плата за НВ и абонентская плата. Полигон самостоятельно отчитывается РПН.

Управление РПН по ЮФО: мы пробовали не относить отходы образованные в отчетном квартале к размещенным, потому что они накапливаются, и сопроводить расчет платы пояснительной запиской, т.к. есть не совпадения о накоплении 6 месяцев и квартальной отчетностью по предоставлению платы. Было получено требование РПН о пересмотре платы, если плата не будет пересмотрена, то будет выставлен штраф. Представитель РПН сказал, что решения ВАС – это для меня не закон. В нашем департаменте трактуется вот так – накопление = размещение.

Ответ: Позиция представителей ПРН по регионам может быть под сомнением, но она продолжает практиковаться тер. управлениями. Возможность отстаивать свои права – либо обращение в центральный аппарат или обжалование в суде. Необходимо отстаивать свою позицию. Вопрос в регионе и субъекте РФ.

По СЗФО, месяц назад проходил семинар, где представитель РПН сообщал, что есть судебная практика и теперь РПН по СЗФО будет с пониманием относится к тем организациям, которые отходы не размещают. И что есть возможность и вероятность возврата тех денежных средств, которые были внесены за последние 3 месяца.

Риски в других округах и субъектах, например в Татарстане: внеплановая проверка, привлечение по ст.8.41 КоАП – 100т.р. штрафа и дальше Вы идете обжаловать в арбитражный суд, возможно, придется пройти 2-3 судебные инстанции.

http://www.ecospecialist.ru

 

 

 

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика