Рекомендации круглого стола на тему: «Законодательное обеспечение отрасли редких, в том числе редкоземельных металлов»

Рекомендации круглого стола на тему:

«Законодательное обеспечение отрасли редких, в том числе редкоземельных металлов»

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем законодательного обеспечения отрасли редких, в том числе редкоземельных металлов, участники круглого стола отмечают следующее.

Обеспечение экономики страны редкими и редкоземельными металлами (далее – РиРЗМ) носит критический характер для национальной безопасности и является важным условием развития производств высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

РиРЗМ применяются в производстве суперсплавов и высококачественных сталей, в оптике и электронике, лазерных технологиях, в производстве композиционных материалов, высокотемпературных сверхпроводников, магнитов и в новейших разработках нанотехнологий.

Именно новые материалы лежат в основе перехода страны на энергосберегающие технологии, создания новых классов систем связи и управления, суперкомпьютеров, ракетно-космической техники и военной техники новых поколений, безопасности объектов и людей. Преодоление отставания в производстве РиРЗМ позволит не только обеспечить создающиеся вновь производства отечественными материалами, но и послужить технико-внедренческими площадками инновационных «стартапов», технико-внедренческих зон, образуемых в рамках программ Правительства Российской Федерации по модернизации экономики.

Россия располагает значительными балансовыми запасами РиРЗМ, составляющими по РЗМ около 27,7 млн. т в пересчете на сумму триоксидов редких земель (ΣTR2O3), и по объему сырьевой базы находится на втором месте в мире после Китая. Подавляющая часть запасов редкоземельных металлов Российской Федерации заключена в месторождениях, в рудах которых РиРЗМ являются попутными компонентами.

Несмотря на то, что сырьевая база РиРЗМ России велика, существует сложность ее освоения (большинство месторождений, разведанных еще в советские времена, расположены в тяжелых климатических условиях, отличаются невысоким качеством руд и сложными условиями их залегания, не имеют достаточно развитой инфраструктуры, требуют серьезных капитальных вложений в их разработку).

Сырьевой уклад российской экономики определяет низкий рыночный спрос на РиРЗМ, используемые в высокотехнологичных отраслях промышленности, что, в свою очередь, тормозит освоение многих месторождений.

Существует риск утраты научно-технологического потенциала России в сфере добычи и переработки РиРЗМ. Невостребованность разрабатываемых российскими научными учреждениями технологий не позволяет использовать доставшийся от СССР резерв так называемых техногенных месторождений, имеющихся в районах выработок и отвалов горнодобывающих комбинатов, которые являются самостоятельными источниками РиРЗМ.

Кроме того, существует необходимость решения экологических проблем и проблем обращения, включая захоронение отходов. Необходимо также обратить внимание на систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области редких и редкоземельных металлов.

Актуальной проблемой является отсутствие или недостаточность  действующих производств глубокой переработки РиРЗМ сырья с высокой добавленной стоимостью (индивидуальные оксиды РЗМ, металлы и сплавы РиРЗМ, продукция на их основе).

В целях развития промышленности РиРЗМ Правительством Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в январе 2013 г. утверждена подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов». Целью подпрограммы является создание в Российской Федерации конкурентоспособной редкоземельной промышленности полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности и выхода на зарубежные рынки.

Подпрограмма реализуется в два этапа. На первом этапе (2013-2016 годы)  будет проведена дополнительная геологоразведка месторождений и преодолено отставание в критических технологиях за счет создания новых технологий. На втором этапе (2017-2020 годы) планируется создание производств редкоземельной продукции.

В первую очередь подпрограмма направлена на развитие производства редкоземельных металлов и продукции на их основе, так как редкоземельная промышленность практически создается заново.

В то же время имеется целый ряд производств редких металлов, на развитие которых необходимо также обратить особое внимание. Одним из таких редких металлов, имеющих важное значения для промышленности и обороноспособности страны, является вольфрам.

В настоящий момент на территории РФ существует всего 5 независимых производителей вольфрамового концентрата (далее – ВК), а именно ОАО «Горнорудная компания «АИР», Лермонтовский ГОК, ЗАО «Закаменск», ЗАО «Новоорловский ГОК» и ООО «Старательская артель «Кварц». Общий объем производимого концентрата этими предприятиями составляет порядка
4-5 тыс. тонн ВК в год (в пересчете на триоксид вольфрама WO3).

Основными потребителями (переработчиками) данной продукции являются ОАО «Гидрометаллург» г. Нальчик) и ОАО «Кировоградский завод твердых сплавов» (Свердловская область). Общие перерабатывающие мощности этих двух предприятий рассчитаны на переработку не менее 7тыс. тонн ВК в год (в пересчете на триоксид вольфрама WO3).

Следует также учесть, что ОАО «Гидрометаллург» в свое время специально строился под разработку крупнейшего в России Тырныаузского месторождения вольфрама, которое в настоящий момент не разрабатывается.

Потребности внутреннего рынка в оксиде вольфрама российскими переработчиками удовлетворяются полностью, при этом в значительной степени за счет привлечения вторичного сырья.

Основные объемы производимых на территории России ВК поставляются на экспорт. В период 2010-2013 гг. на экспорт поставлялось не менее 50% ВК, при этом в 2012 году на экспорт было поставлено более 70% вольфрамового сырья.

В целях ограничения вывоза необработанного вольфрамового сырья с территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1182 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № 756» сроком на один год была установлена ставка вывозной таможенной пошлины на руды и концентраты вольфрамовые в размере 10%.

В первом полугодии 2013 года, после введения 10%-ной таможенной пошлины, объем экспорта вольфрамового концентрата снизился на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Загрузка мощностей ОАО «Гидрометаллург» выросла с 22% до 34%, однако этого недостаточно для устойчивой рентабельной работы. Для обеспечения стабильного функционирования и развития производства загрузка переработчиков должна находиться на уровне не менее 60%.

По итогам рассмотрения данного вопроса в рамках состоявшегося 15 ноября 2013 года заседания Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции было принято решение о целесообразности введения в отношении руд и концентратов вольфрама вывозной таможенной пошлины в размере 10% (введена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. № 1202).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день ни одним из недропользователей не были реализованы проекты по налаживанию производства вольфрамовой продукции боле поздних переделов.

Единственным предприятием вольфрамовой промышленности по переработке вольфрама, введенным за последние 20 лет на территории Российской Федерации, является завод тугоплавких металлов ЗАО «Компания «Вольфрам» в г. Унеча (Брянская область).

Из указанных выше 4-5 тыс. тонн производимого ВК около 50% производится компанией ОАО «Горнорудная компания «АИР». Запасов их действующего месторождения осталось на 4-5 лет работы. На других предприятиях наличие запасов укладывается в 10-летний срок отработки. Дальнейшая разведка и разработка месторождений вольфрама требует значительных капитальных затрат, которые исчисляются сотнями миллионов долларов США. Финансирование этих затрат производители ВК осуществляют исключительно из собственных средств. По экспертным оценкам издержки производства в ряде случаев превышают рыночные цены на ВК.

Важно также отметить, что руды, на которых работают производители ВК в Российской Федерации, относятся к категории сложных и бедных руд.

Что касается географического расположения производителей ВК важно подчеркнуть, что все они располагаются в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах. При этом Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решаются задачи обеспечения сохранения и привлечения трудовых ресурсов в экономику Дальневосточного региона, развития его промышленного потенциала, улучшения инвестиционного климата и многие другие задачи, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

Основная добавочная стоимость в вольфрамовой промышленности в настоящее время формируется за счет добычи сырья и производства вольфрамовой продукции низких пределов. В этой связи представляется целесообразным постепенное введение мер поддержки и регулирования, направленных на повышение степени глубины переработки вольфрамового сырья.

Проанализировав проблемы обеспечения отрасли редких, в том числе редкоземельных металлов, участники круглого стола р е к о м е н д у ю т:

I. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Считать вносимые проекты федеральных законов, направленные на законодательное обеспечение отрасли редких, в том числе редкоземельных металлов, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.

1.2. Поддержать законопроект «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» при его внесении в установленном порядке в Государственную Думу Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть возможность внесения изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части установления сроком на 5 лет налоговой ставки  0 % по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке месторождений вольфрама.

2.2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»  в части  определения техногенных минеральных образований (техногенных месторождений), установление права собственности на них.

2.3. Рассмотреть возможность проведения инвентаризации техногенных минеральных образований - сроки, финансирование, определение ответственных органов и их полномочий.

2.4. Регулировать ставки вывозных и ввозных таможенных пошлин на вольфрамсодержащую продукцию на основе постоянного мониторинга и анализа экспортно-импортных операций и поставок внутри страны.

 2.5. Рекомендовать добывающим и перерабатывающим предприятиям вольфрамовой подотрасли в целях стабильных поставок необходимого для переработки внутри страны объема вольфрамового концентрата выработать согласованную формулу цены с учетом качества и извлечения сырья и стоимости его переработки.

2.6. Ускорить развитие геологоразведочных работ по наращиванию минерально-сырьевой базы РиРЗМ, разработку комплексных технологий освоения месторождений на базе современных достижений науки в области обогащения руд, химической технологии и металлургии с целью получения продукции, являющейся продуктом высокой степени технической готовности.

2.7. Рассмотреть комплекс мер по стимулированию развития добычи и переработки вольфрамсодержащего сырья, разработанный Минпромторгом России совместно с Минэкономразвития России, Минприроды России, ФАС России, и начать работу по его реализации.

2.8. В целях подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли учесть нужды высшей школы по интеграции с геологоразведочными и добывающими компаниями.

 

 

Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии                                                             В.И.Кашин

Меню

Яндекс.Метрика