Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Рекомендации парламентских слушаний на тему: жестокое обращение с животными. 24.02.11г.

ПРОЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

 

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

 

 

24 февраля 2011 г.                                                              Государственная Дума

 

 

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

парламентских слушаний на тему:

 

«О законодательном регулировании

ответственного  обращения с животными»

 

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных и общественных организаций, деятелей культуры публичное обсуждение проблем законодательном регулировании ответственного  обращения с животными, участники парламентских слушаний констатируют следующее.

Взаимоотношения человека и животных – серьезная социально-экологическая проблема, имеющая особое нравственное значение и требующая правового регулирования.

Несмотря на взаимодействие человека с животными во многих сферах деятельности, в Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие правила гуманного обращения с животными, защиты животных от жестокого обращения. В то время как в большинстве стран Европы, в США, Канаде, Австралии, ряде стран Азии и Африки соответствующее законодательство разработано и успешно применяется. Также в международном праве действуют пять Конвенций, разработанных Советом Европы. Основополагающая Конвенция по защите домашних животных принята Советом Европы в Страсбурге 13 ноября 1987 года.

Так, Закон Великобритании о защите животных 2006 года запрещает жестокое обращение с животными и обязывает владельцев животных проявлять заботу о своих питомцах, включая создание нормальных условий, обеспечение соответствующего питания, возможности демонстрировать нормальное поведение, а также защиту от боли, страданий, травм и болезней. Санкции предусматривают запрет на владение животными и штраф до 20 тысяч фунтов стерлингов либо тюремное заключение сроком до 6 месяцев.

Согласно Основному закону Федеративной республики Германии защита животных является государственной задачей. В Германии действует Закон о защите животных, запрещающий жестокое обращение с животными и обязывающий владельцев животных действовать в интересах обеспечения благополучии их питомцев. Согласно закону владельцы обязаны обеспечивать для животных надлежащие условий проживания, соответствующее питание, а также заботу и пространство, необходимое для безболезненного перемещения.

В Италии Закон № 189 от 2004 года касается вопросов предотвращения жестокого обращения с животными и предусматривает наказание за отказ от животных, причинение им увечий, ненадлежащее обращение, смерть. Предусмотренные санкции включают арест сроком до 1 года или штраф в размере 10 000 евро.

В Швейцарии федеральный закон о защите животных предусматривает заключение под стражу в случае предумышленного жестокого обращения с животными или отказ от них.

Таким образом, внимание к проблеме защиты животных от жестокого обращения является одним из основных показателей цивилизованности и развитости общества.

Отсутствие законодательно установленных требований, норм и правил при обращении с животными вызывает большое количество разнообразных конфликтов. Невозможность их правового разрешения приводит к попыткам самовольного, порой недопустимого решения возникающих проблем способами, нарушающими существующие в обществе нормы морали и нравственности и противоречащими общепринятым понятиям о гуманности и милосердии.

В настоящее время правоотношения в области обращения с животными регулируются следующими законодательными актами: Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральным законом от 3 августа 1995 года № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 06 октября  1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным Кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

В то же время следует отметить, что не все нормативные правовые акты содержат положения, направленные на защиту животных и гуманное отношение к животным.

Так, Федеральный закон «О племенном животноводстве» регулирует правоотношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство, при этом нормы гуманного обращения с животными в нем не предусмотрены.

Законодательство Российской Федерации о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения затрагивает узкие и специализированные аспекты обращения с животными, когда эти отношения образуют смешанные области регулирования с их собственным предметом.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 8.29, 8.33, 8.35, 8.37) устанавливается ответственность за уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, нарушение правил пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и другое.

При этом не предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными, и за отказ собственника животных от их содержания.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (статья 245) определена ответственность за жестокое обращение с животными. К сожалению, не смотря на увеличение выявляемости правонарушений в данной сфере, применение статьи 245 имеет место в случаях причинения увечий или убийства животных, оставляя вне сферы уголовной ответственности подавляющее большинство случаев истязания животных и нанесения им травм.

В то же время нормы Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» устанавливают требование о гуманном обращении с объектами животного мира, обитающими в дикой природе, не являющимися охотничьими ресурсами.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет положение о применении орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, относящимися к охотничьим ресурсам.

Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает животных как один из видов объектов гражданских прав, предусматривая однако, что при осуществлении этих прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Таким образом, действующее законодательство в данной области не отражает все вопросы обращения с животными:

- нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, не смотря на увеличивающееся количество случаев их применения, по-прежнему оставляют вне сферы уголовной ответственности подавляющее большинство случаев бытовой, производственной и криминальной жестокости;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не определена административная ответственность за жестокое обращение с животными;

- правовое регулирование в области обращения с домашними животными, включая продуктивных животных, отсутствует.

Учитывая вышеуказанное, а также возросшую активность граждан и зоозащитных организаций в области защиты животных от жестокого обращения за последние 10 лет, можно с уверенностью сказать, что сформировалась общественная потребность в юридической защите животных от жестокости, которая в последнее время прогрессирует.

Порождаемые этими обстоятельствами проблемы должны быть решены ведением норм, которые с одной стороны не нарушали бы прав собственников животных, с другой стороны отвечали бы принципам гуманного и ответственного отношения к животным, включая их содержание, а также обеспечивали общественную, санитарно-эпидемиологическую и ветеринарную безопасность, и предусмотрели бы ответственность за нарушение установленных норм.

Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, неоднократно обсуждался вопрос гуманного обращения с животными. В июне 2008 года было проведено заседание Высшего Экологического Совета, действующего при Комитете, на котором рассматривался вопрос «О совершенствовании действующего законодательства в области защиты животных и об актуальности и целесообразности разработки специального федерального закона в этой области». В июне 2009 года Комитетом было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Гуманное отношение к животным – моральная потребность гражданского общества». На этих мероприятиях была установлена необходимость внесения изменений в действующее законодательство, связанных с защитой животных, а также были даны рекомендации Правительству Российской Федерации по разработке нормативных правовых актов, формирующих систему государственного регулирования в сфере обращения с животными, рассмотрению вопроса о присоединении Российской Федерации к Страсбургской Конвенции по защите животных.

Сложившаяся ситуация в области обращения с животными, а также активная позиция по данному вопросу деятелей культуры и зоозащитных организаций, послужила основанием для депутатов Государственной Думы разработать проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными» (далее – законопроект).

Основными задачами законопроекта являются установление общих и специальных требований при обращении с животными, защита животных от жестокого антигуманного обращения, страдания и гибели, недопущения жестокого умерщвления животных,  укрепление нравственности и гуманности общества, обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан.

Законопроект определяет, что основным принципом правового регулирования в области обращения с животными является гуманное отношение к животным, критерием которого является благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических ценностей; отношение к ним как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль. В то же время в нем решается важнейшая задача обеспечения безопасности, прав и законных интересов физических и юридических лиц в различных ситуациях с участием животных.

Проект Федерального закона регулирует отношения по обращению с животными-компаньонами, животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях и служебными животными.

При установлении общих требований при обращении с животными главным требованием к собственникам животных является соблюдение прав, свобод и законных интересов других граждан. Собственники животных обязаны принимать необходимые меры безопасности для предотвращения причинения их животными вреда жизни и здоровью граждан либо животных, а также имуществу граждан и юридических лиц.

Проект Федерального закона устанавливает обязанности владельцев животных по обращению с животными, в частности, при обращении с животными не допускаются истязание животных, нанесение побоев, увечий, травм, жестокое умерщвление животных, натравливание животных на человека или на других животных, другие действия, противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными.

В настоящее время на большей части территории Российской Федерации регулирование численности бездомных животных ведется методами отстрелов или жестокого умерщвления, что не соответствует современным понятиям общества о гуманности и милосердии и создает отрицательный имидж нашей страны в глазах международной общественности. Подобные методы регулирования численности животных вызывают справедливое возмущение граждан, провоцирует регулярные обращения видных деятелей науки, культуры, искусства, бизнес-сообщества, простых жителей к руководству страны с просьбами установить единый для всей страны, цивилизованный, гуманный порядок решения проблемы бездомности животных.

Статья 18 законопроекта устанавливает отвечающий современным технологиям, учитывающий биологические закономерности и социально-нравственные ожидания социума порядок регулирования численности и отлова животных, исключающий их убийство и жестокое обращение.

Для содержания отловленных безнадзорных животных, а также для найденных или оставшихся без попечения собственников животных, создаются приюты, требования к деятельности которых устанавливаются в статье 19.

Законопроектом вводится закрытый перечень случаев умерщвления  животных. Порядок и способы умерщвления животных установлены с учетом норм и требований международного законодательства по этому вопросу.

Вводится запрет пропаганды жестокого обращения с животными и запрет на проведение боев и иных зрелищных мероприятий, включающих в себя нанесение травм и увечий животным.

Законопроектом регулируются вопросы создания приютов и содержания бездомных животных, вводится закрытый перечень случаев умерщвления  животных.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:

 

Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

 

1. Доработать законопроект № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными» ко второму чтению с учетом замечаний и предложений Правительства Российской Федерации, Главного Правового управления Президента Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, зоозащитных организаций.

2. Предусмотреть внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в связи  с принятием федерального закона «Об ответственном обращении с животными».

 

Правительству  Российской Федерации:

 

1. Рассмотреть вопрос о  присоединении Российской Федерации к Конвенции по защите животных, принятой Советом Европы в Страсбурге 13 ноября 1987 года.

2. После вступления в силу федерального закона «Об ответственном обращении с животными»:

а) определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обращения с животными;

б) разработать нормативные правовые акты, необходимые для реализации федерального закона «Об ответственном обращении с животными».

 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

 

1. После вступления в силу федерального закона «Об ответственном обращении с животными»:

а) привести региональное законодательство в соответствие с федеральным законом «Об ответственном обращении с животными»;

б) разработать нормативные правовые акты, необходимые для реализации федерального закона «Об ответственном обращении с животными».

 

 

Председатель Комитета                                                     Е.А. Туголуков

Меню

Новости экологии