ШЕСТОГО СОЗЫВА
21 мая 2012 г. Государственная Дума,
зал № 830
круглого стола на тему:
«Совершенствование правового регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Байкальской природной территории»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных и общественных организаций, публичное обсуждение проблем совершенствования правового регулирования в области обеспечения приоритетного права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на пользование охотничьими ресурсам, а также об особенностях ведения хозяйственной деятельности в Байкальской особо охраняемой природной территории (охота, рыболовство, развитие сельских поселений) участники круглого стола констатируют следующее.
Глава третья Конституции Российской Федерации содержит положения о том, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69).
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» реализует конституционные положения о правах коренных малочисленных народов на пользование объектами животного мира.
Кроме того, нормативное закрепление специального правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации осуществляется Федеральными законами от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральными законами от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 года) «Об экологической экспертизе», а также положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и другими законодательными актами.
Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом Российской Федерации (статья 31) и Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (статьи 9, 48 и 49).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена особая охрана прав коренных малочисленных народов и этнических общностей, которые пользуются особыми правами и привилегиями, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром. Наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания они наделяются особыми правами, такими, как право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, а также правом на приоритетное пользование животным миром.
Федеральным законом от 5 апреля 2009 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» расширены полномочия Правительства Российской Федерации, что позволило утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов.
Важную роль в правовом регулировании данной сферы отношений играет также принятый в 2009 году Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), устанавливающему, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (часть 2 статьи 19), в том числе лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания этих народов, если охота также является основой их существования.
На основании пунктов 6 и 7 Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, а также промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции являются традиционными промыслами. То есть охотничий промысел является основой жизнеобеспечения коренного населения и значимой частью экономики отдаленных северных муниципальных образований.
Вместе с тем мониторинг правоприменительной практики в области защиты прав коренных малочисленных народов выявил необходимость законодательного решения существующих проблем.
Прежде всего, нормы Закона, регулирующие вопросы охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока требуют корректировки.
В 2009 году Советом Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу внесен проект Федерального закона № 406814-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общин и иных объединений к охотничьим ресурсам, новая редакции которого рассматривалась на заседаниях рабочей группы Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии по развитию законодательства об охоте.
Новая редакция законопроекта предлагает введение понятия «традиционная охота», к субъектам которых относятся как физические лица, так общины и иные объединения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Также данная редакция законопроекта предлагает, что традиционная охота должна осуществляться в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также в охотничьих угодьях на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем требуют безотлагательного решения проблемы, касающиеся развития экономической базы традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов.
С развитием промышленного производства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока связано предоставление значительных земельных участков под промышленные объекты, нарушение растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных миграций животных, нарушение естественных водотоков, разрушение мест нереста и нагула рыбы и т.д.
Следует также учитывать и международный опыт при реализации прав коренных малочисленных народов на осуществление охотничьего промысла.
К примеру, законодательством США предусматривается предоставление коренным малочисленным народам национально-территориальной автономии создание специальных резерваций, в пределах которых, общинные советы самостоятельно регулируют внутреннюю жизнь. Природные ресурсы в них неотчуждаемы и могут находиться в коллективной собственности общин.
Следует отметить, что практика применения резерваций для коренных малочисленных народов широко распространена и в Канаде, где также активно ведется процесс возвращения коренным народам исконных земель, включая возможность распоряжения всеми природными ресурсами в их пределах. В Норвегии, Швеции и Дании коренные малочисленные народы, занимаются, в основном, оленеводством, и они также обладают специальными правами на землю и водные ресурсы.
Также необходимо использовать зарубежный опыт организации фермерских хозяйств по разведению охотничьих видов животных с целью реализации получаемой продукции животного происхождения и видов расселений.
Так, в Англии есть ряд больших специализированных хозяйств, где выращивают молодых фазанов, серых куропаток и уток для продажи охотничьим клубам и хозяйствам. Во Франции до конца прошлого столетия насчитывалось около 2 тысяч крупных и мелких хозяйств по разведению дикой птицы. Кроме того, созданы специальные опытно-показательные центры разведения дикой птицы. Интенсивно разводят дичь в Италии, Голландии, Дании, Болгарии, Германии, Венгрии, Чехии и Словакии, Польше и США.
Подобный опыт разведения охотничьих животных имеется и в некоторых областях России.
В Новгородской области индивидуальные предприниматели разводят на мясо бизонов, завезенных из Северной Америки в качестве крупного рогатого скота. В Республике Саха (Якутия) в рамках региональной программы развивается разведение и одомашнивание овцебыка. В Костромской и Вологодской областях существуют лосефермы. С целью получения лекарственной продукции животного происхождения разводятся марал, пятнистый олень, кабарга.
Таким образом, отдельные проекты в России показывают, что это направление традиционного хозяйствования при современном технологическом оснащении и правильно построенной системе государственной поддержки может быть высокорентабельным.
Очевидно, что для того чтобы обеспечить права коренных малочисленных народов на занятие охотой как видом традиционной хозяйственной деятельности необходимо расширить законодательную базу в сфере правового регулирования жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р.
В этой связи Минздравсоцразвития России подготовлены предложения в Минрегион России для включения в проект плана мероприятий по реализации в 2012-1215 годах указанной Концепции, которые направлены на решение проблем в области здравоохранения, занятости и социальной сферы коренных малочисленных народов.
Кроме того в целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2001 года №2331-р «О плане мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы», Минэкономразвития России в Минрегион России направлены предложения по вопросам совершенствования государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов Российской Федерации, в том числе и местах традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Вместе с тем особого внимания требуют проблематика, связанная с ведением хозяйственной деятельности в Байкальской особо охраняемой природной территории. Поэтому на сегодняшний день остаются актуальными проблемы защиты озера Байкал от антропогенных воздействий.
Байкал отличается уникальным биологическим разнообразием. В озере обитает более 1000 видов и разновидностей растений, среди которых около 30% - эндемики, т.е. те, для кого Байкал является единственным местом обитания. В нем проживает 2500 видов и подвидов животных. Среди них эндемики составляют более 60%. Особенности биосистемы и геологического строения Байкала свидетельствуют о том, что это озеро является уникальной и достаточно изолированной от внешнего мира лабораторией эволюции, которая продолжается миллионы лет.
Экосистема озера Байкал представляет собой сложнейшее образование, состоящее из множества живых подсистем, связанных между собой пищевыми отношениями, суточными, сезонными и пространственными миграциями, зависящими от гидрофизических, гидрохимических и температурных условий водной среды, погодных и климатических изменений. Вместе с тем это огромный природный ресурс, который имеет экономическую оценку.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется Федеральным законом от 01 мая1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Байкальская природная территория определена в статье 2 указанного Федерального закона, а ее границы зафиксированы в распоряжении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р.
Статьей 22 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предусмотрено, что федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения государственной стратегии действий Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а также руководствуясь документами Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год), Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 одобрены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (далее – Стратегия). Одним из основных направлений Стратегии является восстановление нарушенных экологических систем применительно к экологически неблагополучным территориям, в том числе природного комплекса бассейна озера Байкал. В дальнейшем в целях осуществления последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию 1 апреля 1996 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Субъекты Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию межмуниципальных целевых программ в области охраны озера Байкал, а также участвуют в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области охраны озера Байкал. На сегодняшний день целевые программы в области охраны озера Байкал до сих пор не приняты.
Важное значение для развития северо-восточных территорий Байкальского региона имеет реализация Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р.
В указанной Стратегии учитываются специфические факторы жизнедеятельности и подходы к обеспечению жизнеспособности каждого региона, предусматривается формирование нормативной правовой базы, определяющей особые для этой территории условия экономической политики.
Кроме того, реализация природоохранных мер на Байкальской природной территории, развитие Байкальского региона и охрана озера Байкал от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р. В этой связи в Республике Бурятия планируется создание ряда промышленных объектов жизнеобеспечения, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе дорог, линий связи, линий электропередач, водоводов. Главной проблемой в реализации намеченных планов является отнесение земельных участков, занятых этими объектами, к категории земель лесного фонда.
В границах Байкальской природной территории в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) представлена заповедниками, национальными парками, заказниками, памятниками природы. В границах центральной экологической зоны за исключением акватории озера Байкал 43 % территории занимают ООПТ.
ООПТ по своей сути являются ядром охранной зоны озера Байкал и выполняют функции сохранения биологического разнообразия.
Вместе с тем, наложение особо режима природопользования на ООПТ, и положения современного законодательства определенным образом сказывается и на населении, проживающем в районах расположения ООПТ. Зачастую на жизнедеятельность местного населения оказывает негативное влияние режим функционирования ООПТ, которые в свою очередь ограничивают традиционные привычки и устои местного населения.
Согласно действующей редакции подпункта «е» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» зона традиционного экстенсивного природопользования национального парка предназначается для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В границах указанной зоны допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Таким образом, в настоящее время в Забайкальском национальном парке рыболовство как традиционный вид природопользования могут осуществлять только коренные малочисленные народы Российской Федерации, а местное население, веками проживающее на этой территории, не может осуществлять рыболовство как традиционный вид природопользования в границах национального парка.
Необходимо отметить, что действующее законодательство (Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 07 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.) допускает распространение прав коренных малочисленных народов на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, только в случае, если эти лица ведут такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни и для которых эти виды деятельности являются основой существования.
Кроме того, указанными федеральными законами предусмотрено, что распространение прав коренных малочисленных народов на других лиц осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Участники «круглого стола» признали, что указанная проблема весьма актуальна и требует разрешения. Однако решить ее можно не только путем внесения изменений в федеральное законодательство, но также принятием соответствующих законов субъекта Российской Федерации и внесением изменений в Положение о федеральном государственном учреждении «Забайкальский национальный парк» и изменением зонирования территории Забайкальского национального парка.
Следует также отметить, что Минэкономразвития России доработало проекты федеральных законов «О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока», а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока» в рамках создания соответствующей госкомпании.
В рамках указанного проекта планируется реализовать инвестиционные проекты под эгидой Госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока в республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском, Амурском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе. Задачей госкомпании станет привлечение инвестиций в освоение территории Сибири и Дальнего Востока и эффективное использование природных ресурсов.
Вместе с тем в настоящее время главной проблемой остается продолжение работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (далее - Байкальский ЦБК), основные поставки продукции которого идут в Китай, а Байкалу остаются только отходы.
Как известно, 49% акций Байкальского ЦБК, являющегося акционерным обществом, принадлежит государству и управляются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 года № 1 «О внесении изменений в Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» был уточнен Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В частности, изменен пункт Перечня, касающийся деятельности по отведению сточных вод и утилизации отходов, выражающейся в складировании, захоронении и обезвреживании вновь образующихся опасных отходов. Запрет установлен в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов 1 - 5 класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений, что позволило возобновить работу Байкальского ЦБК. Это означает, что запрет сброса сточных вод в Байкал снят, а проблема сохранения уникальной экологии Байкала не решена.
В интересах сохранения Байкала как уникального природного объекта России, Межфракционной депутатской группой «Байкал», объединяющей депутатов всех фракций Государственной Думы, обсуждался вопрос о необходимости незамедлительного решения вопроса о прекращении производства целлюлозы на побережье озера Байкал в целях создания экологически безопасного природопользования, не нарушающего экосистему озера, для осуществления хозяйственной деятельности народами, населяющими Байкальскую природную территорию.
Прежде всего в целях решение данных проблем необходимо запретить работу Байкальского ЦБК, с дальнейшим его перепрофилированием в иную инфраструктуру, позволяющую сохранить рабочие места.
Также, в целях координации действий государственных и негосударственных структур по защите озера как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, представляется весьма актуальным вопрос о возможности введения должности уполномоченного от Государственной Думы по проблемам озера Байкал.
Изучив и обсудив проблемы совершенствования правового регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Байкальской природной территории, участники круглого стола одобрили следующие рекомендации:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Разработать и принять нормативный правовой акт о порядке отнесения граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам.
1.2. Разработать и внести изменение в распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года № 631-р в части исключения из пункта 7 Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации слова «Промысловая».
1.3. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 года № 1 «О внесении изменений в Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
1.4. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал», предусматривающий прекращение производства целлюлозы на Байкальской природной территории, закрытие Байкальского ЦБК и рекультивацию накопленных отходов его производства, с дальнейшим его перепрофилированием в иную инфраструктуру, позволяющую сохранить рабочие места.
1.5. Разработать комплексную программу перепрофилирования открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».
1.6. Разработать экономическую программу поддержки традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (охота, оленеводство, рыболовство, собирательство, включая разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и их искусственному расселению (переселению).
1.7. Рассмотреть возможность предоставления субсидии из средств федерального бюджета на реализацию региональных программ по разведению объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
1.8. Рассмотреть необходимость разработки и принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части разрешения в границах зоны традиционного экстенсивного природопользования осуществления местным населением, проживающим в районах расположения национальных парков, традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования, в том числе рыболовства.
1.9. Рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части, касающейся снятия ограничений для строительства объектов жизнеобеспечения населения в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
1.10. Проработать вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и оборот продукции разведения дичи.
2. Министерству регионального развития Российской Федерации:
2.1. Поддержать и включить в проект плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, предложения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (письмо от 3 мая 2012 года № 13-9/2-4579).
2.2. Поддержать предложения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (письмо от 20 апреля 2012 года № 13-9/10/2-4050) по вопросам совершенствования государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов Российской Федерации, в том числе и местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2001 года №2331-р «О плане мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы».
2.3. Разработать пакет пилотных проектов и программ, обеспечивающих сохранение экосистемы озера Байкал и устойчивое развитие Байкальской природной территории, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации при утверждении Положения о ФГБУ «Забайкальский национальный парк»:
- учесть необходимость выделения зоны традиционного экстенсивного природопользования, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности не только коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционной хозяйственной деятельности и ведут традиционный образ жизни, для которых рыболовство является основой существования;
- установить в указанной зоне особый режим, согласно которому допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности (в том числе рыболовства) и связанных с ней видов неистощительного природопользования;
- предусмотреть, что ведение традиционной хозяйственной деятельности, сроки, объемы добычи и орудия лова согласовываются с администрацией ФГБУ «Забайкальский национальный парк» в соответствии с действующим законодательством.
4. Федеральному Собранию Российской Федерации:
4.1. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации организовать обсуждение законодательных мер, направленных на усовершенствование законодательного регулирования при реализации приоритетного права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на пользование охотничьими ресурсам.
4.2. Ускорить принятие проекта федерального закона № 406814-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4.3. Ускорить принятие проекта нового федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», разработанного Министерством регионального развития Российской Федерации», а также проектов федеральных законов «О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока».
4.4. Принять проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал», предусматривающий прекращение производства целлюлозы на Байкальской природной территории, закрытие Байкальского ЦБК и рекультивацию накопленных отходов его производства, с дальнейшим его перепрофилированием в иную инфраструктуру, позволяющую сохранить рабочие места.
4.5. В целях координации действий государственных и негосударственных структур по защите озера Байкал рассмотреть вопрос о возможности введения должности уполномоченного от Государственной Думы по проблемам озера Байкал.
5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления (на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации):
5.1. Разработать и принять в соответствии с действующим федеральным законодательством необходимые нормативно-правовые акты, предусматривающие распространение прав коренных малочисленных народов на лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционной хозяйственной деятельности и ведут традиционный образ жизни, для которых рыболовство является основой существования.
5.2. Принять меры по увеличению площадей охотничьих угодий в целях обеспечения свободного доступа лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также представителям иных этнических общностей, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, для которых охота является основой существования, в охотничьи угодья для осуществления традиционной охоты.
5.3. Предусмотреть выделение территориальных зон для образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в границах которых планируется выделение охотничьих угодий для целей традиционной охоты при подготовке документов территориального планирования.
5.4. Проработать вопрос создания региональных экологических фондов и источников их финансирования.
5.5. Проработать вопрос об усилении роли СМИ в экологическом воспитании и просвещении молодежи.
Председатель Комитета В.И. Кашин