Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Рекомендации парламентских слушаний на тему: лицензирование пользования недрами. 27.06.12г.

Рекомендации

парламентских слушаний на тему:

«Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами»

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Минерально-сырьевая база Российской Федерации является основой экономики России, ее рациональное использование способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной сферы. В недрах России сосредоточены более 25% мировых запасов природного газа, 34% алмазов, 14% запасов никеля, 18% калийных солей, 19% угля.

На территории страны обнаружены залежи практически всех известных полезных ископаемых. Соответственно Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса.

Между тем существует ряд негативных факторов, сдерживающих эффективное функционирование минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации.

Огромной проблемой остается низкий темп обновления технического и технологического парка добывающей отрасли. По данным различных источников доля устаревшего оборудования составляет от 50 до 80%.

До настоящего времени не удается преодолеть технологическое отставание России как в горнорудной, так и в нефтедобывающей промышленности. Морально и физически устаревшее оборудование и технологии, применяемые на многих добывающих предприятиях, определяют низкую эффективность использования отечественной минерально-сырьевой базы и не позволяют решить проблему полного и комплексного использования минерального сырья.

Очевидно, что инновационное развитие России, то есть формирование в стране постиндустриальных отраслей экономики, без принципиального обновления ее индустриального каркаса не может быть успешным.

В частности, необходим переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ), т.е. на технологии, отвечающие последним достижениям науки, с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды и при этом доступным для субъектов предпринимательства.

Продолжает оставаться низким уровень извлечения из недр полезных ископаемых и попутных компонентов, а также глубина переработки полезных ископаемых.

Добыча нефти в России ведется преимущественно из высокодебитных залежей, содержащих высококачественную нефть. Из-за этого качество текущих нефтяных запасов ухудшается: в них увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов – тяжелых и высоковязких нефтей, а также нефтей в пластах с низкой проницаемостью. А ухудшение качества запасов закономерно ведет к уменьшению коэффициента извлечения нефти (КИН), который сегодня в России составляет примерно 0,37.

Например, в США КИН увеличился с 0,33 до 0,40 в конце 1990-х и продолжает возрастать, несмотря на то, что структура запасов нефти в США намного хуже, чем в России. В Саудовской Аравии планируется в течение ближайших 20 лет поднять коэффициент извлечения нефти с нынешних 0,50 до 0,70.

Следует также отметить, что вторичная переработка нефти в России развита слабо, что не позволяет получать высококачественные моторные топлива, сырье для нефтехимических комплексов и иную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Развитие процессов вторичной переработки нефти характеризуется параметром «глубина переработки», который в США и странах ЕС составляет 85-95%, тогда как в России – 71%. В результате на российских нефтеперерабатывающих заводах из одной тонны нефти выходит 470 литров светлых нефтепродуктов, в то время как в среднем по миру – около 700 литров.

Низкая глубина переработки нефти ведет к тому, что в России выпускаются в основном низкокачественные нефтепродукты, значительная часть которых уходит на экспорт в качестве полуфабрикатов. Между тем рост глубины переработки нефти на 10% позволит России экономить 20 млн. т нефти ежегодно.

Кроме того, остается нерешенным вопрос утилизации попутного нефтяного газа.

Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» вступило в силу 1 января 2012 г.                         Однако, по состоянию на начало 2012 года предписываемый уровень эффективной утилизации попутного нефтяного газа – 95% – в России достигли всего две компании – «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Наименьшие уровни эффективного использования попутного нефтяного газа у компаний «Роснефть» и «Газпром нефть».

В 2011 году валовая добыча попутного нефтяного газа  в России составила 67,8 млрд. м3, из них сожжено в факелах 16,3 млрд. м3, использовано – 51,2 млрд. м3 или 75,5%.

Несмотря на заявленные планы и предпринимаемые недропользователями меры по эффективному использованию нефтяного газа, динамика доли утилизации попутного нефтяного газа последние годы имеет значительную тенденцию в сторону уменьшения. За последние 3 года этот показатель снизился с 84% до 75%.

Вызывает серьезную озабоченность дефицит квалифицированных кадров геологической отрасли.

За последние 15 лет обеспеченность организаций специалистами с высшим профессиональным образованием снизилась почти в 1,5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно снизилась доля персонала в экономически активной возрастной категории до 40 лет. Кроме того, постоянно увеличивается отток кадров, а более 10 процентов появившихся рабочих мест остаются вакантными.

Общий контингент студентов-геологов составляет около 18 тыс. человек, в том числе студентов высших учебных заведений - около 16 тыс. человек, студентов техникумов - около 2 тыс. человек. Годовой выпуск специалистов с высшим геологическим образованием составляет около 2,5 тыс. человек, со средним геологическим образованием - около 500 человек. По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности.

По различным оценкам дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.

С каждым годом обостряется проблема отходов.

Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок, на которых уже захоронено свыше 80 миллиардов тонн различных отходов. Ежегодно образуется еще почти 4 миллиарда тонн отходов, при этом около 90 процентов образуется при добыче минерального сырья.

Несмотря на прилагаемые меры, в сфере недропользования продолжают сохраняться излишние административные барьеры.

Например, для целей внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами требуется предоставление акта проверки Росприроднадзора. При отсутствии копии акта проверки в пакете документов Роснедра отказывает в рассмотрении заявки на внесение изменений. В тоже время положения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом МПР РФ от 3 декабря 2007 года № 319, не предусматривают в качестве оснований проведения проверки Росприроднадзора заявление недропользователя о проведении проверки.

Законодательство Российской Федерации о недрах и сопряженное с ним законодательство содержат существенные противоречия. Сроки получения правоустанавливающих документов, позволяющих приступить к процессу пользования недрами, составляют от 1,5 до 2 лет.

Представляются недостаточно проработанными критерии «участков недр федерального значения», которые не отражают объективную ситуацию в отрасли и выступают сдерживающим фактором.

Например, согласно исследованию Корпорации Кинросс Голд, сводные данные по 144 золотоносным месторождениям свидетельствуют о том, что запасы лишь около 20% месторождений превышали 8 млн. унций золота, тогда как месторождения с запасами до 2 млн.унций золота составили более 50% от общего числа месторождений. Приведенная статистика говорит о том, что, хотя компании и надеются «натолкнуться» на гигантские месторождения, скорее всего их ждут лишь относительно небольшие открытия. Риски же для компаний значительно увеличиваются с введением ограничений на размер запасов, что приводит к исключению из сферы интересов компаний большую часть месторождений.

Более того, особо следует отметить, что установленные критерии «умаляют» возможность изменения границ участков, поскольку существует риск потери месторождения при пересчете запасов.

Ограниченный состав участников, осуществляющих пользование недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, также не способствует повышению уровня их инвестиционной привлекательности.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, на сегодняшний день могут быть только российские организации с превалирующим государственным участием. При этом они должны обладать пятилетним опытом освоения соответствующих участков недр.

Такая норма фактически сузила субъектный состав возможных пользователей указанных участков недр до минимума. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда возможность получения права пользования недрами на континентальном шельфе действующее законодательство оставляет фактически только для двух компаний - ОАО «Газпром» и ОАО НК «Роснефть».

Это является одним из важнейших факторов, способных оказать негативное влияние на планы освоения российского континентального шельфа, представленные, в частности, в Государственной программе разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов, при очевидности того, что финансирование расходов на ее реализацию предусмотрено преимущественно из внебюджетных источников.

Отсутствуют гибкие налоговые режимы по налогу на добычу полезных ископаемых для твердых полезных ископаемых. Адвалорные ставки НДПИ не позволяют:

- обеспечивать прозрачное администрирование исчисления и уплаты налога, минимизирующее возможное манипулирование как со стороны плательщиков, так и налоговых органов;

- максимально полно учитывать горно-геологические, экономико-географические характеристики месторождений;

- стимулировать ввод в разработку новых месторождений в новых регионах с неразвитой инфраструктурой.

До последнего времени недостаточное внимание уделялось вопросу разработки нестандартных месторождений углеводородов. Объем добычи тяжелой нефти и битумов не только в России, но и в мире пока остается низким. Причиной является недостаточное развитие технологий освоения подобных залежей.

Имеющиеся технологии требуют огромных инвестиций в добычу, создание инфраструктуры переработки и транспортировки. Перерабатывать тяжелую нефть по классической технологической схеме с целью получения топлива нерентабельно, а в ряде случаев невозможно: она содержит низкое количество светлых (топливных) фракций (не более 25-30% по отношению к общему объему). При этом высокое содержание серы и смолистых веществ сокращает срок работы оборудования на НПЗ.

Но одной из самых болезненных проблем остается низкий уровень финансирования геолого-разведочных работ за счет государства.

Затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы продолжают падать, и в 2011 году уровень бюджетного финансирования был уже на 15% ниже уровня финансирования 2005 года.

Выполнение мероприятий Долгосрочной программы в денежном выражении в 2011 году составило только 36%, тогда как в 2007 году фактическое финансирование геологоразведочных работ из средств федерального бюджета составило 110% к объемам, предусмотренным Программой.

В 2011 году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 8,7 млрд. рублей, что на 16% ниже уровня финансирования 2010 года (в сопоставимых ценах).

В связи с сокращением бюджетного финансирования почти вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м в 2008 году до 4,6 тыс. м в 2011 году) и примерно на треть объемы сейсморазведки (с 44,8 тыс. пог. км в 2008 г до 30,8 тыс. пог. км в 2011 году).

Снижение уровня бюджетного финансирования в 2011 году обусловило ухудшение отдельных показателей отрасли: прирост ценности недр, полученный за счет локализации и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, уменьшился в 1,7 раза, результативность работ уменьшилась в 2 раза. В результате есть риск недостижения запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов в условиях недостаточного финансирования геологоразведочных работ ранних стадий (выявление объектов с прогнозными ресурсами категории Р2 и Р1) создает угрозы для динамичного развития экономики России.

Проанализировав возможные направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами, участники парламентских слушаний  р е к о м е н д у ю т:

I. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Считать проекты федеральных законов, направленные на совершенствование государственной системы лицензирования пользования недрами, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.

1.2. Ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 483465-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части передачи полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, субъектам Российской Федерации);

№ 564716 «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» и главу 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

№ 572971-5 «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации);

№ 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

1.3. В рамках заседания созданной в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рабочей группы, обсудить целесообразность продолжения работы над проектом федерального закона № 429535-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями).

1.4. Учитывая, что проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кардинально меняет сложившуюся систему лицензирования пользования недрами и потенциально приведет к конфликту интересов государства, недропользователя и собственника участка недр, до принятия во втором чтении провести его общественное обсуждение.

1.5. При подготовке законопроектов к рассмотрению Государственной Думой учесть необходимость введения переходных положений в целях подготовки необходимых подзаконных актов.

1.6. Создать рабочую группу по разработке предложений по унификации терминологии, связанной с законодательством Российской Федерации о недрах.

II. Правительству Российской Федерации:

2.1. Осуществить анализ налогового, таможенного, водного законодательства, законодательства об иностранных инвестициях, о недрах на предмет выработки предложений по его гармонизации и совершенствованию.

2.2. Рассмотреть возможность внесения изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:

2.2.1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в части:

- уточнения критериев отнесения месторождений полезных ископаемых к участкам недр федерального значения (объемы запасов, наличие промышленных запасов и т.д.);

- установления прозрачных критериев выбора механизма предоставления права пользования участком недра (конкурс или аукцион);

- делегирования органам власти субъектов Российской Федерации полномочий по проведению конкурсов по участкам недр местного значения;

- конкретизации оснований прекращения, приостановления или ограничения права пользования участком недр;

- переноса срока уплаты разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, по которому право пользованная было предоставлено для целей геологического изучения, на дату начала разработки месторождения;

- возможности освобождения от уплаты разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при осуществлении геологического изучения недр;

- упрощения процедуры выдачи лицензий по месторождениям стратегических полезных ископаемых при наличии небольших запасов;

- предоставления возможности получения лицензии единственному участнику аукциона на право пользования участком недр в случае, если аукцион признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника;

- отмены регулярных платежей за пользование недрами;

- возможности включения в лицензионные соглашения требований страхования экологических рисков;

- определения четких критериев гражданского оборота геологической информации, полученной за счет пользователя недр, а также снятие ограничений с экспорта геологической информации, не являющейся государственной тайной;

- разработки механизмов эффективного вовлечения техногенных россыпей в хозяйственный оборот;

- упрощения процедуры получения права пользования участками недр в целях добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственного и технологического назначения из малодебитных одиночных скважин (до 500 куб. метров в сутки) и мелких автономных групповых водозаборов (до 3 скважин);

- введения возможности «заявочно-уведомительного» принципа осуществления геологического изучения участков недр, прилегающих к границам горных отводов;

- предоставления безусловной возможности получения права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр, осуществляющим деятельность в рамках лицензии на геологическое изучение (сквозная лицензия);

- предоставления возможности получения прав пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по факту открытия месторождения полезных ископаемых в границах лицензионного участка, отличных от полезных ископаемых указанных в лицензии;

- введения возможности осуществления геологического изучения на континентальном шельфе Российской Федерации, как отдельного вида пользования недрами;

- расширения субъектного состава пользователей недр на континентальном шельфе Российской Федерации;

- установления в лицензии обязательных сроков обустройства месторождения полезных ископаемых, минимальных уровней извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов;

- закрепления возможности объединения нескольких лицензий (участков недр) на право пользования недрами одного месторождения полезных ископаемых в целях разведки и добычи полезных ископаемых, а также в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, принадлежащих одному недропользователю, в одну лицензию с правом  разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи  полезных ископаемых;

- увеличения сроков геологического изучения участков недр;

- конкретизации вопросов осуществления регионального геологического изучения;

- упорядочения системы экспертиз и согласований проектов разработки месторождений полезных ископаемых;

- регулирования вопросов рекультивации и сдачи земельных участков по окончании отработки месторождения полезных ископаемых;

- урегулирования взаимоотношений между арендатором и недропользователем при работах в лесных угодьях;

- исключения понятий горный и геологический отвод и перехода к единству определения границ участка недр и определения вида и перечня работ на участках в соответствии с лицензией на право пользования недрами;

2.2.2. Лесной кодекс Российской Федерации в части более последовательного регулирования вопросов пользования недрами в защитных лесах, включая ценные леса и запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

2.2.3. Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования процедуры изъятия земельных участков у собственников земельных участков для целей пользования недрами;

2.2.4. Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

- введение системы дифференцированного налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых для всех полезных ископаемых;

- введения временной нулевой налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для новых месторождений дефицитных полезных ископаемых (бокситы, редкие металлы и т.д.).

2.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в следующие нормативные правовые акты:

2.3.1. Положение о порядке лицензирования пользования недрами (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 в части приведения его в соответствие с Законом Российской Федерации «О недрах» или переноса его основных действующих норм в Закон Российской Федерации «О недрах» с последующим признанием силу Положения.

2.3.2. Положение о возмещении расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой статьи 21 Закона Российской Федерации «О недрах» отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и о выплате им вознаграждения (постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 206), в части необходимости учета в порядке расчета размера вознаграждения объемов запасов, упущенной выгоды и иных экономических факторов.

2.3.3. Правила выплаты поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации «О недрах» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 646), в части введения повышающих коэффициентов к размеру вознаграждения лиц, открывших и (или) разведавших имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение, а также выявивших дополнительные запасы полезных ископаемых или нового минерального сырья в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, учитывающих промышленную ценность открытого месторождения, виды полезных ископаемых, величину приращенных запасов и иные факторы.

2.3.4. Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование (постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 429), в части введения дифференциации критерия величины запасов полезных ископаемых поставленных на баланс в зависимости от их видов (УВ, ТПИ и подземные воды).

2.3.5. Инструкцию о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых (приказ МПР России от 11 ноября 2004 года № 689) в части совершенствования процедуры установления факта открытия месторождения полезных ископаемых;

2.3.6. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (приказ МПР России от 3 декабря 2007 года № 319) в части введения основания для проведения проверки заявления недропользователя.

2.4. Ускорить внесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:

- упрощение доступа к земельным участкам в целях пользования недрами, совершенствования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- конкретизацию условий досрочного прекращения права пользования участками недр;

- увеличение до 7 лет сроков геологического изучения участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Камчатского края, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа;

- стимулирование создания мощностей по переработке минерального сырья;

- повышение порогового значения критерия, согласно которому запрещается переход права пользования участками недр федерального значения;

- конкретизацию вопросов ликвидации и консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами и предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, осуществляются за счет средств пользователей недр;

- исключение стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

- установление случаев, исключающих внесение изменений в лицензии на пользование недрами;

- конкретизацию функции федерального органа управления государственным фондом в части своей компетенции, определенной положениями о данных федеральных органах исполнительной власти;

- разрешение вопросов размещения в пластах горных пород подтоварных вод;

- упорядочение процедуры геологического изучения, разведки и добычи подземных вод, осуществляемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технологического обеспечения водой объектов промышленности;

- конкретизацию вопросов государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- установление пользователю недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором,осуществляющим геологическое изучение, в том числе по совмещенной лицензии, гарантий осуществления разведки и добычи полезных ископаемых участке недр, до установления факта открытия месторождения;

- конкретизацию процедуры осуществления государственной экспертизы технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

- необходимость включения в технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых при добыче нефти в ледовых условиях методов ликвидации разливов нефти подо льдом с учетом международных требований и стандартов;

- регулирование вопросов объемов реализации полезных ископаемых, добытых на участках недр, содержащих извлекаемые запасы нефти от 5 миллионов тонн, на внутреннем рынке;

- конкретизацию содержания лицензии и оснований досрочного прекращения права пользования участками недр;

- установление полномочий по определению суммы сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участком недр;

- конкретизацию критериев расчета стартового размера разового платежа при пользовании недрами для целей добычи подземных вод;

- установления полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка предоставления находящихся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации горных выработок, скважин и иных подземных сооружений, а также объектов инфраструктуры и бесхозяйных скважин пользователю недр для осуществления контроля за их безопасным состоянием.

2.5. При подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотреть финансирование геологического изучения недр на 2013, 2014 и 2015 годы ежегодно не менее 42,3 млрд. рублей (в соответствии с показателями, установленными Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья).

2.6. Ускорить принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации, стимулирующего вложения в утилизацию попутного нефтяного газа;

2.7. Ускорить утверждение предусмотренных законодательством Российской Федерации нормативно-правовых актов:

- порядка формирования федерального фонда резервных участков недр;

- порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней;

- порядка расчета размера разового платежа, уплачиваемого пользователем недр при изменении границ участков.

2.8. Ускорить утверждение Государственной программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов.

2.9. В целях введения новых подходов и критериев допуска компаний к освоению участков недр федерального значения, рассмотреть возможность введения в законодательство Российской Федерации дефиниции «национальная компания», определив совокупные критерии отнесения к ней (например, регистрация компании на территории Российской Федерации, 100% уплата налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, ежегодный объем уплачиваемых налогов, уровень социальной ответственности и участия в государственных программах, доля использования отечественного оборудования и работающих граждан Российской Федерации, затраты на НИОКР, уровни технической и технологической модернизации, использование новых «экологичных» технологий и т.п.).

2.10. Рассмотреть возможность приведения российской классификации запасов месторождений твердых полезных ископаемых в соответствие с международно-признанными системами классификаций минеральных ресурсов и запасов.

2.11. Взять на контроль реализацию поручений, изложенных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года № 700-р «О предложении Минэнерго России о классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти».

2.12. Усилить контроль за соблюдением пользователями недр лицензионных соглашений, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности опасных производственных объектов.

2.13. В целях подготовки высококвалифицированных кадров для геологической отрасли учесть нужды высшей школы по интеграции с геологоразведочными и добывающими компаниями.

2.14. Учитывая высокую коррупциогенность и субъективность принятия решений при проведении конкурсов на право пользования участками недр, поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральному агентству по недропользованию рассмотреть вопрос об отмене проведения конкурсов на право пользования участками недр Конюхтинский Березово-Бирюлинского каменноугольного месторождения, разрезов Глушинский Глушинского каменноугольного месторождения и Латышевский Кедровско-Крохалевского каменноугольного месторождения Кемеровской области и проведения аукционов на право пользования недрами по данным участкам в более поздние сроки.

2.15. Учитывая высокую социальную напряженность и неоднозначность экологических последствий разработки Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений Воронежской области, рассмотреть вопрос о целесообразности разработки указанных месторождений с учетом общественного мнения населения, проживающего на данных территориях.

III. Органам власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Учитывая сложившуюся судебную практику по признанию несоответствующими федеральному законодательству отдельных положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (определения Верховного суда Российской Федерации от 29 октября 2008 года № 15-Г08-10, от 18 марта 2009 года № 87-Г09-3 и от 14 марта 2012 года № 3-АПГ12-1), при подготовке законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации провести анализ их соответствия нормам федерального законодательства.

3.2. В целях принятия решения по проекту федерального закона № 483465-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проработать вопрос о необходимости сохранения полномочий органов местного самоуправления в сфере недропользования (статья 5 Закона «О недрах») и по результатам направить свои предложения в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

IV. Губернатору Воронежской области:

Провести с участием представителей научно-исследовательских учреждений, общественных организаций и населения, проживающего на соответствующих территориях, общественное обсуждение целесообразности разработки Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений Воронежской области и по результатам проинформировать Правительство Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии                                                               В.И.Кашин

 

Меню

Новости экологии