Рекомендации «круглого стола» на тему «Развитие законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии: региональный аспект»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

 

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

 

 

г. Мурманск

29 октября 2013   года

 

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

 

«круглого стола» на тему

«Развитие законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии: региональный аспект»

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Мурманской области, членов Общественного совета по проблемам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, работников Госкорпорации по атомной энергии «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», Кольской АЭС, коммерческих и некоммерческих организаций, а также СМИ обсуждение проблем развития законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Мурманская область представляет собой стратегически значимый форпост Российской Федерации в Арктике и Северной Атлантике, обладает значительным потенциалом, позволяющим перейти к устойчивому модернизированному социально-экономическому развитию. Этому способствует новая российская стратегическая политика в отношении Арктики, на основе которой разработаны масштабные экономические проекты, касающиеся развития транспорта и вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных и водных биологических ресурсов Северного Ледовитого океана, а также оборонной и геостратегической функций прибрежных зон Мурманской области.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года Пр-1969, под Арктической зоной Российской Федерации (АЗРФ) понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. Состав АЗРФ будет определяться федеральным законом «Об Арктической зоне Российской Федерации».

Наибольшая доля углеводородных ресурсов (около 70%) приходится на моря Западной Арктики – Баренцево и Карское: геологические начальные суммарные ресурсы Баренцева моря оцениваются в 34,9 млрд. тонн условного топлива, Карского (включая заливы и губы) – в 48,9 млрд. тонн, извлекаемые ресурсы, соответственно, в 30,3 и 41,2 млрд. тонн условного топлива. Извлекаемые запасы углеводородов Баренцева моря составляют 5,0 млрд. тонн условного топлива, Карского моря – 7,2 млрд. тонн. Углеводородные месторождения шельфовых акваторий этих двух морей являются стратегическим резервом нефтегазового комплекса Российской Федерации на перспективу.

В арктических морях Баренцевом, Печорском и Карском (включая заливы и губы) открыты 25 месторождений нефти и газа.

Основные запасы редкоземельных металлов России находятся в Арктической зоне на месторождениях Мурманской области. Переработка хибинского апатитового концентрата обеспечивает получение дефицитных стронция и редкоземельных металлов. Значительны запасы алюминиевого сырья в Арктической зоне: это комплексные апатит-нефелиновые руды Хибинских месторождений; месторождения кианитов, расположенные в неосвоенных районах Кольского полуострова и др. Фосфатное сырье представлено комплексными апатитовыми рудами Мурманской области.

Месторождения железных руд расположены в экономически освоенных районах Мурманской области.

Наиболее богаты рыбными ресурсами Баренцево и Берингово моря. Рыбопромысловый потенциал Баренцева моря формируется запасами трески, пикши, сайды, окуня, зубатки, черного палтуса.

В АЗРФ находятся около 30 городов численностью более десяти тысяч человек, в том числе крупнейший в циркумполярном мире Мурманск (314 тыс. чел.). Эти факторы являются благоприятными условиями для формирования здесь площадок новой экономики, основанной на знании и инновациях.

Вместе с тем, водная, энергетическая, экологическая безопасность и транспортная доступность многих местных сообществ Арктической зоны не обеспечена. Обладая крупными запасами качественной питьевой воды, население макрорегиона сталкивается с ее дефицитом. Неудовлетворительное качество питьевой воды отмечается и в Мурманской области, для которой характерны высокие уровни загрязнения в водоемах питьевого водоснабжения за счет сбросов сточных вод металлургических и добывающих руду предприятий. Особо опасная ситуация возникает в период весеннего таяния снега, когда накопленные за зиму токсичные формы металлов интенсивно сбрасываются в водоемы.

В этой связи особенно актуален Федеральный закон от 21.10.2013 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на решение данных проблем путем установления в границах зон затопления, подтопления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Также следует отметить, что Арктика остается пока одним из наименее загрязненных регионов Земли и играет большую роль в сохранении биологического равновесия на планете, но интенсивно загрязняется за счет местных источников и трансграничного переноса; в обширных районах промышленного освоения и оборонной деятельности окружающая среда подвергнута необратимым изменениям. Крупные участки фрагментации экосистем (значительные площади отвалов и твердых отходов) сформировались и в Мурманской области.

Существующие проблемы Мурманской области, связанные с низким уровнем диверсификации экономики, необходимостью модернизации портовой инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, экологическими рисками и неосвоенностью природного потенциала региона значительно снижают возможности устойчивого развития этой уникальной северной территории.

Решение указанных проблем требует согласованных действий федеральных и региональных органов государственной власти и муниципальных образований, институтов гражданского общества, крупных ресурсных корпораций, других организаций и учреждений, работающих в макрорегионе, в интересах обеспечения максимально эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и человеческих ресурсов.

Для преодоления сложившихся инфраструктурных ограничений, решения социальных, демографических, структурных и экологических проблем, обеспечения темпов и нового качества роста региональной экономики администрацией Мурманской области разработана Стратегия социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года.

В соответствии с указанным документом стратегическая цель прогнозного развития области – рост человеческого потенциала и качества жизни населения на основе инновационного развития, обеспечивающего сохранение статуса опорного центра России в Арктике. Для ее реализации Мурманская область имеет по сравнению с другими территориями АЗРФ исключительно благоприятные предпосылки в виде самой диверсифицированной структуры промышленности, выгодного экономико-географического и геополитического положения, возможностей круглогодичной навигации из незамерзающего порта Мурманск.

На территории области в прогнозный период будет создана самая масштабная в макрорегионе сеть объектов инновационной инфраструктуры. Благоприятным фактором для ее формирования выступает включенность Мурманской области в систему глобальных связей, прежде всего приграничное и международное сотрудничество в рамках Баренцева/Евро-Арктического региона.

В прогнозный период в Мурманской области оформятся несколько экономических кластеров, три из которых могут быть отнесены к категории морехозяйственных. Именно в видах экономической деятельности, возникающих на стыке суши и морской акватории, формируются важнейшие конкурентные преимущества мурманской экономики.

Транспортно-логистический кластер. Основными функциями кластера будут обеспечение логистической деятельности, связанной с нефтегазоразведкой, обустройством месторождений и эксплуатацией нефтегазовых установок в Баренцевом море и на суше, реализация проекта грузового коридора Азия – Северная Америка и связанной с ним промышленной деятельности по доработке транзитной продукции.

Нефтегазовый кластер.Стратегические перспективы развития энергетического комплекса страны тесно связаны с предстоящим масштабным освоением арктического шельфа. Мурманская область будет выступать в качестве опорного региона такого освоения, что открывает перспективу ее превращения в важный центр экономического роста на Севере России.

Рассматривая законодательное регулирование правоотношений  в области недропользования необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации о недрах и сопряженное с ним законодательство содержат существенные противоречия. Сроки получения правоустанавливающих документов, позволяющих приступить к процессу пользования недрами, составляют от 1,5 до 2 лет.

Представляются недостаточно проработанными критерии определения «участков недр федерального значения», которые не отражают объективную ситуацию в отрасли и выступают сдерживающим фактором ее развития.

Следует отметить, что установленные критерии не способствуют рациональному пользованию недрами, так как существует риск, что при  изменении границ участков и пересчете запасов возможна потеря месторождения.

Ограниченный состав участников, осуществляющих пользование недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, также не способствует повышению уровня их инвестиционной привлекательности недропользования.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, на сегодняшний день могут быть только российские организации с превалирующим государственным участием. При этом они должны обладать пятилетним опытом освоения соответствующих участков недр.

Такая норма фактически сузила субъектный состав возможных пользователей указанных участков недр до минимума.

Это является одним из важнейших факторов, способных оказать негативное влияние на планы освоения российского континентального шельфа.

Также необходимо отметить отсутствие гибких налоговых режимов по налогу на добычу полезных ископаемых для твердых полезных ископаемых. Адвалорные ставки НДПИ не позволяют:

- обеспечивать прозрачное администрирование исчисления и уплаты налога, минимизирующее возможное манипулирование как со стороны плательщиков, так и налоговых органов;

- максимально полно учитывать горно-геологические, экономико-географические характеристики месторождений;

- стимулировать ввод в разработку новых месторождений в новых регионах с неразвитой инфраструктурой.

Наблюдается возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий Российской Федерации. Основными источниками загрязнения морей и морского побережья являются глобальные и региональные переносы загрязняющих веществ, в том числе и посредством рек, озер и морей, являющимися трансграничными.

Недавно в этой части принят важный Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», который не имеет аналогов в действующем правовом поле, защищающий моря от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, которым устанавливаются обязанности и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, а также необходимость установления в лицензии о мер, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при разработке минеральных ресурсов в ледовых условиях.

Государственная политика в сфере недропользования должна формироваться исходя из следующих принципов:

- сохранения государственной собственности на недра;

- установления чёткого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования;

- равнодоступности и платности пользования недрами, их предоставления на состязательной основе;

- совершенствования налоговой системы, связанной с пользованием недрами для обеспечения справедливого распределения доходов от использования недр между государством и недропользователями;

- обеспечения более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки;

- обеспечения опережающего роста разведанных запасов, в том числе за счет увеличения объемов финансирования геологоразведочных работ, как со стороны пользователей недр, так и со стороны государства.

Рыбопромышленный кластер.В настоящее время добывающие и перерабатывающие предприятия и организации рыбохозяйственного комплекса области обеспечивают около 8% ВРП, здесь занято более 10 тысяч человек. В Мурманске существуют два крупных научно-исследовательских института (ПИНРО и ММБИ), которые ведут научные исследования по проблемам рыбной отрасли. Они обеспечивают научную составляющую кластера.

В настоящее время рыбная отрасль Северного бассейна доставляет около 60 % общего вылова на российский берег.

При сокращении на 30,7% в 2012 году количества судов, участвующих в промысле, общая добыча за последние годы выросла на 16,3% (на 117,3 тыс. т).

В области находятся судостроительные и судоремонтные предприятия, которые востребованы рыбной промышленностью, и кластер станет активным инициатором строительства новых судов, разработки новых технологий рыбодобычи и переработки. Деятельность в его рамках имеет достаточно высокий уровень диверсификации (рыбодобыча, рыбопереработка, рыборазведение, в перспективе – морская биотехнология) и дифференциации (продукция эконом-класса и бизнес-класса).

Одним из главных достижений в развитии рыбной отрасли и совершенствовании ее регулирования в текущем году стало принятие Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон является фундаментом комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры, обеспечивающей получение рыбной продукции, а также сохранение биоразнообразия в водных объектах страны.

Согласно расчетам, произведенным в ходе разработки Закона, применение его норм на базе имеющегося водного фонда, пригодного для ведения аквакультуры, позволит достичь производства рыбоводной продукции к 2020 году в объеме не менее 410 тыс. тонн (из них в Северо-Западном федеральном округе 160 тыс. тонн) стоимость реализации которой составит более 48 млрд. рублей, а поступления в бюджетную систему Российской Федерации могут составить около 3,5 млрд. рублей.

В соответствии с современными трудозатратами на выращивание рыбы и других водных животных и растений, развитие аквакультуры к 2020 году потребует вовлечения в производство не менее 29 тысяч человек, что позволит поднять жизненный уровень населения, улучшить социально-экономическое положение в ряде регионов России.

Еще одна наиважнейшая для рыбохозяйственного комплекса и его рынка задача, которая была решена с принятием Закона – установление возможности производства продукции из водных биоресурсов на рыбопромысловых судах при осуществлении прибрежного рыболовства, а также перегрузки такой продукции с судна на судно.

Вместе с тем, несмотря на прогнозирование социально-экономических последствий реализации законодательного акта при его разработке, зачастую, в ходе непосредственного применения его норм, формируются новые предложения и взгляды на способы эффективного законодательного регулирования тех или иных правоотношений.

Учитывая изложенное, а также в целях комплексного подхода к  законодательному регулированию рыбной отрасли, Минсельхозом России (по поручению Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (протокол от 24 сентября 2013 г. № 7) создана рабочая группа по подготовке предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса, в том числе по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В связи с тем, что в указанную рабочую группу вошли как представители государственной власти (исполнительной и законодательной), так и представители различных организаций рыбной отрасли, сейчас созданы все необходимые условия для всестороннего изучения и анализа ситуации, сложившейся в рыбохозяйственной сфере, а также выработки единого подхода к дальнейшим необходимым для эффективного развития отрасли законодательным изменениям.

Одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в рамках указанной рабочей группы, является целесообразность сохранения «исторического принципа» распределения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов и предоставление преимущественного права получения квот на новый срок тем лицам, которые осуществляют рыболовство на основании «исторического принципа».

В этой связи нельзя не отметить, что со вступлением в силу в 2004 году Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и перехода на долевой принцип распределения квот на исторической основе значительно улучшились финансовые показатели работы отрасли. Наделение в 2008 году пользователей долями квот биоресурсов на 10 лет придало рыбопромышленникам уверенность в стабильном ресурсном обеспечении работы предприятий.

Так, на примере Мурманской области, можно отметить, что инвестиции в основной капитал в рыболовстве региона за 2012 год составили 2,5 млрд. рублей (рост в 10 раз к уровню 2003 года), сальдированный финансовый результат составил + 6,2 млрд. рублей, средняя зарплата составила - 57,7 тыс. рублей (159,6% к средней по области), рост к уровню 2003 года - более чем в 6 раз.

Однако  еще до 2004 года, до формирования нормативно-правовой базы в области рыболовства, вступления в силу Закона о рыболовстве был период полного экономического упадка отрасли.

Применение существовавшего в тот период механизма продажи квот на аукционах привело к тому, что многие отечественные предприятия попали в глубокую экономическую зависимость, прежде всего, от иностранных компаний, фактически кредитовавших их участие в торгах. Кроме этого, погоня за быстрым доходом в целях окупить затраты на участие в этих аукционах, создала предпосылки для незаконного, несообщаемого промысла наиболее ценных видов водных биоресурсов.

Например, в Мурманской области в 2003 году по крупным и средним предприятиям рыболовства разница между прибылью и убытком составила минус 4,8 млрд. рублей, при этом 61% организаций были убыточными. Среднемесячная начисленная заработная плата персонала составляла 9,3 тыс. рублей (что было на 12% меньше, чем в среднем по промышленности).

Приведенные выше данные убедительно свидетельствуют о положительном влиянии институциональных введений, в первую очередь долгосрочного наделения квотами, на экономику рыболовства.

Именно ограниченность допустимого к вылову объёма по основным добываемым объектам водных биоресурсов и большая капиталоёмкость деятельности по их добыче во многом стали причинами установления с 2004 года на законодательном уровне долевого принципа распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, на которые устанавливается общий допустимый улов.

Исторический принцип закрепления долей призван предоставить предприятиям возможность осуществлять планирование своей работы не только на 10 лет, но и на более долгосрочную перспективу (20 и более лет), стимулировать наиболее полное освоение выделенных квот, а также практически устраняет различные коррупционные схемы распределения.

С вопросом сохранения долгосрочных основ работы отрасли связан также вопрос обновления производственных мощностей предприятий рыбохозяйственного комплекса. Строительство современных рыбопромысловых судов помимо собственных средств предприятия требует привлечения значительных кредитных ресурсов, в то время как имеет место проблема нехватки у предприятий рыбной отрасли ликвидных активов, которые могут быть предоставлены в залог.

Вопрос возможности применения института залога в отношении прав на добычу (вылов) водных биоресурсов также является актуальным.

Безусловно, указанный вопрос требует проведения скрупулёзного анализа ситуации за предыдущие годы и взвешенного, перспективного с точки зрения долгосрочного планирования развития рыбной отрасли решения.

Помимо необходимости совершенствования законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов требует скорейшего решения вопрос увеличения численности инспекторского состава территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству, так как осуществляемая в настоящее время деятельность по борьбе с браконьерством недостаточно эффективна.

Минсельхозом России и Росрыболовством в рамках поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации определена дополнительная потребность в инспекторах рыбоохраны в количестве 1373 единицы федеральных государственных гражданских служащих и 404 единицы вспомогательного персонала (капитаны, судомеханики, матросы), не являющихся федеральными государственными гражданскими служащими.

Вместе с тем необходимые решения Правительством Российской Федерации до настоящего времени не приняты.

Правоприменительная практика последних лет также показала, что в дополнительном законодательном регулировании нуждаются отношения в сфере рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сохранения исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

В силу того, что характерной особенностью минерального сырья Мурманской области является его комплексный состав, в прогнозный период в регионе оформится целостная группа из двух кластеров – горно-химического и горно-металлургического.

Усилия по формированию двух горных кластеров на территории Мурманской области призваны обеспечить инновационную модернизацию старопромышленного региона за счет создания новых технологий, видов и ассортимента конкурентоспособной продукции. Объем областного горного производства до 2020 года вырастет незначительно, однако качество и структура производимой продукции изменятся радикально и будут лучше соответствовать потребностям мирового и внутреннего рынков.

Основные направления развития горнопромышленного комплекса Мурманской области можно условно разделить на 2 направления: создание новых горнодобывающих комбинатов на еще неосвоенных месторождениях полезных ископаемых и модернизация действующих горнодобывающих предприятий.

Одним из стратегических для региона проектов в горнопромышленном комплексе является проект освоения месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений Ручей».

Реализация проекта строительства нового горно-обогатительного комбината направлена на замещение убывающей добычи природных ресурсов на существующих месторождениях, а также увеличение выпуска продукции. Строительство ГОКа «Олений ручей» – проект, в котором внедряются самые передовые и современные технологии в области охраны окружающей среды.

Освоение месторождения медно-никелевых руд с платиноидами «Федорова Тундра» осуществляет компания ЗАО «Федорово Рисорсес».

Инвестиционный проект находится на стадии завершения геологического изучения с утверждением запасов в Государственной комиссии по запасам Роснедра в I квартале 2014 года.

Создание горно-обогатительного комбината по производству диоксида титана, редких и редкоземельных металлов планируется на базе Африкандского месторождения, расположенного в Мурманской области.

Дополнительным преимуществом для реализации проекта по созданию вышеуказанного производства является наличие необходимой инфраструктуры.

Кроме проектов, реализация которых позволит освоить новые месторождения, в регионе разработаны и реализуются проекты, направленные на модернизацию действующих производств. Так в ОАО «Ковдорский ГОК» разработана и утверждена Стратегическая программа развития предприятия, направленная на прирост сырьевой базы, модернизацию действующих производств, техники и технологий. 

Для решения задач Стратегической программы развития необходима реконструкция существующих производственных мощностей дробильной фабрики и обогатительного комплекса.

Проект поддержан Правительством Мурманской области. В настоящее время осуществляется подготовка соглашения о предоставлении предприятию мер государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

Наиболее перспективным направлением развития минерально-сырьевой базы региона представляется освоение месторождений редкоземельных металлов. 

Туристический кластер. Уникальный природно-рекреационный потенциал Мурманской области позволяет сформировать привлекательный облик региона как центра развития туризма в АЗРФ. Развитие туризма в регионе базируется на сети особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения – Хибинский региональный природный парк, региональные заказники «Сейдозеро», «Кутса», заповедник «Пасвик»; формировании единого туристского пространства Баренцева/Евро-Арктического региона, включая острова и архипелаги Арктики; международных и приграничных связях в рамках России, Баренцева региона, Северной Европы. В качестве инструмента формирования кластерных структур будут использованы особые рекреационные экономические зоны.

В России необходим единый подход во внедрении территориальных схем развития системы ООПТ, как это уже действует во многих других развитых странах. Во всем мире представления о территориальной охране природы сейчас сводятся к планированию эконетов, а не обособленных ООПТ. Эконеты, или экологические сети, – это системы заповедных территорий и связывающих их экологических коридоров, буферных зон и других территорий с экологически обоснованным режимом использования.

Дальнейшее экономическое развитие Мурманской области и благополучие ее жителей в значительной степени зависят от решения ретроспективных и текущих экологических проблем.

Мурманская область характеризуется крупнейшим в мире сосредоточением объектов атомной энергетики. Масштабные испытания ядерного оружия, эксплуатация более 40 лет военного и ледокольного атомных флотов СССР/России и обслуживающих их инфраструктур, неподготовленный к началу утилизации массовый вывод из эксплуатации большого числа АПЛ России и, как следствие, их скопление у причалов, включая реакторные блоки, суда АТО со значительным радиационным потенциалом – все эти факторы явились основными причинами и источниками радиационного и экологического загрязнения Мурманской области. Кольский залив Баренцева моря является наиболее загрязненным морским водным объектом России.

В Мурманской области сосредоточено значительное количество экологических «горячих точек». Экономика области базируется и развивается в основном за счет ресурсодобывающих видов деятельности, с которыми связаны рост накопления отходов и загрязнений в компонентах окружающей среды – так называемый «накопленный экологический ущерб» (НЭУ).

В настоящее время в области утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов», которая является важным инструментом решения системных проблем по обеспечению экологической безопасности Мурманской области, накопившихся за многие десятилетия. Реализация комплексной региональной программы планируется в 3 этапа.

На первом этапе (2014 – 2016 годы) необходимо завершить инвентаризацию объектов накопленного экологического ущерба на территории Мурманской области и прибрежных акваториях, разработать и апробировать технологии очистки загрязнений и реабилитации территорий в арктических условиях, начать реализацию неотложных проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба на аварийных и экологически опасных объектах,  разработать проектную документацию для проведения долгосрочных масштабных мероприятий.

На втором этапе (2017 – 2020 годы) планируется реализовать пилотные проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба, вложение средств в осуществление которых российскими и иностранными инвесторами даст наибольший эффект, отработать механизмы государственно-частного партнерства, подготовить проекты для проведения широкомасштабных работ на основе внедрения технологий обезвреживания и переработки накопленных загрязнений, создать условия для вторичного использования (застройки) экологически реабилитированных территорий.

На третьем этапе (2021 – 2025 годы) будут реализованы комплексные проекты по очистке от загрязнений прибрежных зон (приморских территорий и прибрежных акваторий) и районов импактного техногенного загрязнения, локализованных вокруг крупных предприятий горнодобывающей, горнообрабатывающей и металлургической промышленности (в том числе на землях лесного и водного фондов). В результате будут ликвидированы  основные бесхозяйные объекты накопленного экологического ущерба,  проведена экологическая реабилитация наиболее загрязненных (нарушенных) природных территорий, созданы производственные мощности для утилизации опасных отходов, обеспечена защита от загрязненных стоков населенных пунктов и водных объектов водохозяйственного и рыбохозяйственного значения.

В рамках комплексной программы подлежат реализации специальные проекты и мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба в местах базирования объектов оборонной инфраструктуры, а также ядерно и радиационно опасных объектов, в числе которых комплексное обследование состояния затопленных и затонувших в Арктике объектов ВМФ и атомного флота, прогноз и оценка их влияния на  население  и  окружающую среду, мероприятия по реабилитации арктических морей. Данный блок в будущей подпрограмме один из наиболее серьезных, для организации работы в этом направлении планируется формирование рабочей группы для подготовки согласованной  позиции  и разработки необходимых мероприятий.

Необходимость системного подхода к решению вопросов управления отходами очевидна. Существующая система не обеспечивает должного качества предоставляемых населению услуг по удалению отходов, не отвечает современным экологическим и санитарным требованиям и отличается хаотичным характером расположения объектов санитарной очистки. Ежегодно отходов образуется все больше и их ежедневно нужно удалять из мест образования. Суть решения заключается  в обоснованных ответах на вопросы: куда и как удалять отходы, что с ними делать после удаления, как свести к минимуму их негативное экологическое влияние и затраты на реализацию мероприятий по сбору, вывозу и переработке.

Правительством Мурманской области предпринят ряд практических шагов в решении данного вопроса.

Разработана и утверждена постановлением правительства Мурманской области Концепция оптимизации управления отходами потребления.

В 2008-2012 годах в рамках областных программ за счет средств областного бюджета реализованы мероприятия в сфере обращения с отходами. Средства выделялись на разработку проектов строительства полигонов для размещения твердых бытовых отходов, оборудование мест для санкционированного сбора бытовых и крупногабаритных отходов, приобретение специализированной техники для их сбора и транспортировки. Разработан проект построения системы обращения с отходами на территории Мурманской области, которым предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов и современных полигонов бытовых отходов, закрытие и рекультивация существующих свалок отходов и т.п. Учитывая сложность и высокую капиталоемкость работ по строительству объектов по переработке и утилизации бытовых отходов, наиболее актуальным механизмом становится привлечение внебюджетных источников в данную сферу.

Также правительством Мурманской области в текущем году заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры – системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО) на территории Мурманской области.

Целью ее создания в соответствии с утвержденным проектом по оптимизации системы обращения с отходами в Мурманской области, является строительство и эксплуатация современного полигона твердых бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса и сети мусороперегрузочных станций для нужд ряда муниципальных образований – Мурманск, Кольский район, Североморск, Александровск, Видяево, Заозерск.

Планируемый срок создания системы – 2013-2015 годы.

Объем привлекаемых инвестиций составит 1,25 млрд. рублей.

В настоящее время концессионером осуществляются проектно-изыскательские работы на участках, предназначенных для строительства указанных объектов.

В числе других результатов работы по экологическому направлению необходимо отметить следующие «зеленые проекты» Мурманской области.

1. Экологический мониторинг атмосферного воздуха в промышленных центрах Мурманской области. В рамках проекта осуществляется развитие и обеспечение функционирования Мурманской территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха. Установленные автоматизированные комплексы позволяют непрерывно контролировать содержание основных и специфических вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе городов.

2. Мурманская область – один из первых регионов, осуществляющих проект по решению проблемы «запахового» эффекта при проведении на теплоэнергетических предприятиях операций по хранению, сливу мазута, пропариванию мазутных цистерн. Подготовлены и направлены в Роспотребнадзор материалы по обоснованию нормативов (ПДК) запахов в атмосферном воздухе населенных мест. Материалы прошли комплексную экспертизу, получили положительную оценку и, по мнению Роспотребнадзора, могут быть рекомендованы для утверждения.

Для реализации всех намеченных направлений развития законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии необходимо принятие ряда проектов федеральных законов.

Сегодня в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на совершенствование системы нормирования и ее построения на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Данные законопроекты находятся в высокой степени готовности и их принятие, по мнению депутатов Государственной Думы,будет способствовать не только достижению целей охраны окружающей среды, но и одновременно модернизации промышленности в стране.

Так, разработка и принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" обусловлены необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Существующая система нормирования доказала свою природоохранную неэффективность, в том числе ввиду того, что предъявляемые ею жесткие требования часто невыполнимы для предприятий, и при этом такая система не стимулирует хозяйствующих субъектов к внедрению экологически «чистых» технологий.

Законопроект предусматривает дифференциацию предприятий по значимости воздействия на окружающую среду. Из более чем 3 миллионов хозяйствующих субъектов России лишь около 10 тысяч оказывают ощутимое воздействие на окружающую природу. На их долю приходится примерно 99% выбросов и сбросов. Им придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий.

В отношении остальных предусматривается не ужесточение требований, а снятие административных барьеров, мешающих их развитию, и им в этом смысле будет работать проще и легче. В целях сохранения баланса экологических и экономических интересов в стране предусматривается поэтапный переход к новой системе нормирования.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагает комплекс мер, направленных на сокращение количества отходов, направляемых на захоронение. В частности, предлагается:

- ввести запрет на захоронение некоторых видов вторичного сырья;

- установить ответственность производителя продукции за ее утилизацию, реализация которой возможна через организацию системы сбора и утилизации либо уплату утилизационного сбора;

- уточнить и конкретизировать полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- установить требования к разработке региональных программ в области обращения с отходами.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26.04.2013 года Правительство Российской Федерации прорабатывает вопрос о создании государственного фонда для аккумулирования утилизационного сбора и порядок расходования средств этого фонда.

Посетив территорию и объекты ФГУП «Атомфлот» (в т.ч. действующий атомный ледокол «50 лет Победы», временное хранилище твердых отходов, береговой пост загрузки и хранилище ОЯТ контейнерного типа), Центр по обращению с РАО - отделения Сайда-Губа СЗЦ «СевРАО», филиала ФГУП «РосРАО» Госкорпорации «Росатом» (в т.ч. пункт долговременного хранения реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок и строящийся Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов), заслушав и обсудив доклады руководителей этих предприятий и ответственного секретаря Общественного совета по проблемам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, участники «круглого стола» также отмечают следующее.

Атомный ледокольный флот является собственностью государства, сооружение ледоколов идет за счет средств федерального бюджета. Подчеркнута важность полномасштабного государственного финансирования. В составе флота 18 плавсредств, из них 10 судов с ядерно-энергетическими установками (в эксплуатации - 6 судов). С 2008 года ФГУП «Атомфлот» входит в состав Госкорпорации "Росатом".

Отмечается положительная динамика в деятельности ФГУП «Атомфлот»: ледокольное обеспечение проводки судов в I квартале 2013 года (355 судов) увеличилась на 10% по сравнению с тем же периодом 2012 года (322 судна) и более чем на одну треть по сравнению с тем же периодом 2011 года (258 судов); общий объем перевезенного груза увеличился с 820 729 тонн в 2011 году до 1 261 809 тонн в 2013 году. Навигация по трассам Северного морского пути набирает обороты. Сейчас на ТСМП активно работают три атомных ледокола «Росатомфлота» - «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». Крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы» с Олимпийским огнем на борту 15 октября отправился в уникальную арктическую экспедицию. За 9 дней он преодолел более 5 тысяч километров, пройдя путь из Мурманска до Северного полюса и обратно.

Результаты радиоэкологического мониторинга показывают, что средняя мощность экспозиционной зоны гамма-излучения в пятикилометровой зоне вокруг ФГУП «Атомфлот» составляет 8-18 микрорентген в час (мкр/час), что соответствует уровню естественных фоновых значений, характерных для Мурманской области, а радиоактивность осадков, почвы и растительности, сельскохозяйственной продукции, донных отложений и биоты Кольского залива находится на уровне фоновых значений. Сбросы и выбросы радионуклидов в окружающую среду составляют 10-15% от предельно-допустимого уровня.

Значительно изменилась береговая территория базы атомного ледокольного флота. Береговая инфраструктура ФГУП «Атомфлот» располагает всеми необходимыми производственными мощностями (площадь цехов - более 12 500 м2) для комплексного ремонта, технологического обслуживания и стоянки судов (длина причальной линии - более 1000 метров). Предприятие имеет подъездные железнодорожные пути, которые позволяют ему принять и разместить вдоль своих причалов до 40 вагонов.

ФГУП «Атомфлот» продолжает развиваться, активно участвуя в программах продления ресурса действующего атомного флота, повышения уровня ядерной и радиационной безопасности объекта. На предприятии реализован ряд международных проектов, связанных с совершенствованием систем физической защиты атомных судов и береговых объектов, повышением уровня ядерной и радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Система физической защиты предприятия отвечает всем современным международным требованиям по защите ядерных материалов. В вопросах мониторинга радиационного фона предприятие тесно сотрудничает с МАГАТЭ.

Есть перспективы развития атомного ледокольного флота, заложены новые ледокольные суда. Однако есть и сдерживающие это развитие проблемы.

Поднятые ФГУП «Атомфлот» проблемы актуальны, в том числе:

- обязательность платежей за аварийно-спасательную готовность ледокола;

- взаимодействие с ВМФ по вопросу привлечения атомных ледоколов к выполнению мероприятий поисково-спасательного обеспечения кораблей Военно-Морского Флота в Арктике;

- совершенствование нормативной базы судоходства в акватории СМП;

- модернизация инфраструктуры ФГУП «Атомфлот» для обеспечения ремонта и перезарядки атомных ледоколов нового поколения;

- утилизация плавучей технической базы «Лепсе»;

- утилизация атомных ледоколов и судов АТО, выводимых из эксплуатации.

Осенью 2012 года в Москве в ходе международной конференции "Глобальное партнерство "Группы восьми": оценка и перспективы дальнейшего сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности" были подведены итоги десяти лет работы международной программы "Глобального партнерства". Проект в Сайда-Губе был признан одним из самых эффективных международных проектов в сфере ядерной безопасности. В результате совместной программы Германии и России по утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) в рамках "Глобального партнерства" в Сайда-Губе создана инфраструктура для безопасного долговременного хранения отсеков утилизированных АПЛ. Для кондиционирования радиоактивных отходов (РАО) создается комплекс по их переработке и долговременному хранению.

С момента создания объектов в Сайда-Губе с 2006 года на безопасном береговом хранении размещено 60 одноотсечных реакторных блоков (это составляет 50% утилизированных АПЛ Северо-западного региона).

При финансовой поддержке доноров утилизировано 67 АПЛ из 196, выведенных из состава ВМФ (это позволило сократить время утилизации АПЛ минимум на 3,5 - 4 года).

В рамках Глобального партнерства профинансировано создание объектов обеспечения обращения с ОЯТ и РАО: построено хранилище и изготовлены контейнеры для ОЯТ, установлен кран на ФГУП «Атомфлот»; проведен ремонт участка железной дороги да Дальнем Востоке; выполнена модернизация инфраструктуры ПО «Маяк» для переработки дефектного ОЯТ; создаются объекты для реабилитации ПВХ Губа Андреева; построено судно- контейнеровоз, изготовлены контейнеры для перевозки ОЯТ и РАО различных видов и классов.

При участии доноров с побережья морей, омывающих территорию России, удалены все РИТЭГи - 1007 штук. Рассматриваются варианты ликвидации РИТЭГов в Антарктиде. В проекте утилизации РИТЭГов принимали участие Норвегия, Франция, Финляндия, США, Канада, Россия, Швеция, Япония.

Объем финансовых средств доноров с 2002 года составил 1,6 млрд. долларов США. За этот период Россией выделено 0,8 млрд. долларов США.

Предприятиями Федерального агентства по атомной энергии «Росатом» в 2006 году обеспечена выгрузка ОЯТ из реакторов атомной подводной лодки «К-3» зав. № 254, которая с октября 2002 г. находится на стапельной линии судоремонтного завода «Нерпа» г. Снежногорска. Собственником «К-3» является Министерство обороны Российской Федерации, содержание ее осуществляется экипажем Военно-Морского флота.

С 2013 по 2016 год на СРЗ «Нерпа» в рамках международной программы «Глобальное партнерство» и федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в 2008 году и на период до 2015 года» запланированы работы по выгрузке отработавшего ядерного топлива (более 800 ОТВС) и утилизации плавтехбазы «Лепсе». Технологическая схема утилизации судна предусматривает обязательное использование технической позиции СРЗ «Нерпа», где по настоящее время расположена АПЛ «К-3».

Кольская АЭС - важнейшее градообразующее предприятие МО «Полярные Зори». Установленная мощность Кольской АЭС - 1760 мегаватт (4 блока по 440 МВт каждый), что составляет 47,1% от суммарной установленной мощности электростанций энергосистемы Мурманского региона.

Проектный срок службы каждого энергоблока - 30 лет. По результатам комплексных работ срок эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 продлен на 15 лет для каждого блока, энергоблока № 3 - на 25 лет; также ведется работа по продлению срока эксплуатации энергоблока № 4 на 25 лет. Мероприятия, выполненные на энергоблоках №№ 1, 2 и 3, при продлении срока эксплуатации позволили выйти на новый, качественно более высокий современный уровень безопасности при эксплуатации АЭС.

Оборудование и ресурсы, которыми располагает ОАО «Концерн Росэнергоатом», обеспечивают надежную поддержку действий по противоаварийному реагированию.

После аварии на АЭС «Фукусима» предприняты активные действия в области противоаварийной готовности и противоаварийных тренировок в целях обеспечения готовности ОАО «Концерн Росэнергоатом» к действиям в условиях запроектной аварии.

Система обеспечения безопасности российских АЭС, основанная на концепции глубокоэшелонированной защиты, не нуждается в пересмотре и является основой технической политики эксплуатирующей организации ОАО «Концерн Росэнергоатом». В настоящее время действующие атомные энергоблоки соответствуют федеральным нормам и правилам по безопасности.

Проведенные на Кольской АЭС проверки и самопроверки готовности к ликвидации запроектных аварий, аналогичных произошедшей на АЭС «Фукусима-Даичи», показали, что на Кольской АЭС уже имелись технические средства по управлению запроектными авариями, текущее состояние АЭС отвечает обязательным требованиям действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Поставленные на Кольскую АЭС в 2011-2012 годах дополнительные технические средства по управлению запроектными авариями обеспечивают безопасность АЭС в условиях аварий, аналогичных произошедшей на японской АЭС.

Важным показателем безопасной работы Кольской АЭС является ввод в эксплуатацию в 2006 году Комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов. В работе Комплекса реализован принцип, в соответствии с которым радиоактивная составляющая выделяется и концентрируется в компактной упаковке, при этом объем радиоактивных отходов уменьшается в 50-100 раз и они переводятся из жидкой фазы в более безопасную твердую. Темпы переработки радиоактивных отходов Комплексом превышают скорость их образования на Кольской АЭС. Технологии по обращению с радиоактивными отходами, применяемые на Кольской АЭС, уникальны и применяются в мировой промышленности только по отдельности, комплексный подход в их использовании реализован только на Кольской АЭС.

Участники «круглого стола» принимают к сведению информацию о безопасной работе Кольской АЭС.

Частью 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), запрещается проектирование прямоточных систем технического водоснабжения.

Вместе с тем свыше 74 % энергоблоков АЭС мира применяют системы технического водоснабжения с использованием прямотока. Такие системы являются не только наиболее экономически эффективными, но и экологически более приемлемыми из-за наименьших безвозвратных потерь воды.

Решение вопроса о применении систем технического водоснабжения при строительстве энергоблоков Ленинградской АЭС-2 и энергоблока № 4 Белоярской АЭС должно осуществляться с учетом имеющегося в законодательстве Российской Федерации запрета.

Однако целесообразность данного запрета в отношении объектов атомной энергетики нуждается в дополнительном обсуждении, так как, по мнению специалистов, соблюдение действующих норм воздействия на окружающую среду можно обеспечить и при прямоточных системах водоснабжения, что подтверждается, в частности, практикой сооружения и эксплуатации зарубежных атомных станций.

Имеющийся в законодательстве Российской Федерации пробел в определении типов систем технического водоснабжения (прямоточная и оборотная) предопределяет двойственные подходы регулирующих органов при экспертизе материалов проектной документации и, следовательно, равнозначные выводы о принадлежности проектного решения о техническом водоснабжении как к одному типу технического водоснабжения, так и к другому.

Кроме того, решение данного вопроса относится к сфере регулирования Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», принятого в 2011 году.

Установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764 и от 30.12.2006 г. № 876 платежные базы и ставки платы за забор водных ресурсов не разделяют принципиально разные виды водопользования. Данные виды водопользования предусмотрены частью 3 статьи 38 ВК РФ, рассматривающей использование водных объектов с возвратом и без возврата воды в водные объекты.

При этом, например, Кольская АЭС с прямоточной системой водоснабжения, вырабатывающая около 7% электроэнергии, отпускаемой АЭС России, осуществляет оплату за водопользование в объеме более 70% всех платежей российских АЭС. Следует отметить, что вся вода, забираемая Кольской АЭС на охлаждение, возвращается в водоем без изменения химико-бактериологических показателей.

В этой связи Правительству Российской Федерации, учитывая огромную роль АЭС России в надежном обеспечении электроэнергией, значимость развития и поддержания конкурентоспособности атомных электрических станций, необходимо рассмотреть возможность изменения платежной базы для атомных электростанций с прямоточными системами водоснабжения, спроектированными до вступления в силу ВК РФ 2006 года.

Участники «круглого стола» считают необходимым и дальше создавать условия для стабильного развития законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии и рекомендуют следующее:

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть возможность внесения изменений в  Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в части:

- уточнения критериев отнесения месторождений полезных ископаемых к участкам недр федерального значения (объемы запасов, наличие промышленных запасов и т.д.);

- конкретизации оснований прекращения, приостановления или ограничения права пользования участком недр;

- упрощения процедуры выдачи лицензий по месторождениям стратегических полезных ископаемых при наличии небольших запасов;

- возможности включения в лицензионные соглашения требований страхования экологических рисков;

- определения четких критериев гражданского оборота геологической информации, полученной за счет пользователя недр, а также снятие ограничений с экспорта геологической информации, не являющейся государственной тайной;

- разработки механизмов эффективного вовлечения техногенных россыпей в хозяйственный оборот;

- расширения субъектного состава пользователей недр на континентальном шельфе Российской Федерации;

- установления в лицензии обязательных сроков обустройства месторождения полезных ископаемых, минимальных уровней извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов;

- упорядочения системы экспертиз и согласований проектов разработки месторождений полезных ископаемых;

- регулирования вопросов рекультивации и сдачи земельных участков по окончании отработки месторождения полезных ископаемых.

1.2. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающих поддержку следующих субъектов промышленной деятельности:

- осуществляющих модернизацию производственных мощностей с целью выпуска товарной продукции с более высокой добавленной стоимостью;

- реализующих проекты по освоению минерально-сырьевой базы стратегических видов сырья (редкие земли, нефть, газ, платина и т.д.);

- формирующих отраслевые кластеры и промышленные округа в кооперации с  местными поставщиками товаров, работ и услуг.

1.3. При доработке ко второму чтению законопроекта № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации учесть предложения Мурманской области в части:

- передачи полномочий по организации деятельности по использованию (утилизации), обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов с муниципального на региональный уровень;

установления норм накопления твердых бытовых отходов, в том числе отнесение к полномочиям:

Российской Федерации – установление порядка определения норм накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов населением на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

субъектов Российской Федерации – установление тарифов на использование (утилизацию), обезвреживание и захоронение твердых бытовых (коммунальных) отходов;

органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов – установление норм накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов населением.

1.4. При доработке ко второму чтению законопроекта № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» учесть предложения Мурманской области в части:

- совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий;

- регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью.

 

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. При проработке вопроса о совершенствовании законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части существующего механизма наделения долями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении рыболовства учесть положительную динамику развития рыбной отрасли в рамках существующей процедуры, основанной на «историческом принципе» предоставления права добычи (вылова) водных биоресурсов.

2.2. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта, разработанного Минсельхозом России совместно с Росрыболовством, предусматривающего внесение изменений в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в части совершенствования механизма предоставления в пользование водных биоресурсов физическим лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

2.3. Принять в установленном порядке решение об увеличении предельной штатной численности инспекторов рыбоохраны до обоснованной Минсельхозом России и Росрыболовством величины в целях повышения эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

2.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» в части введения нормы о залоге долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов с последующим принятием подзаконных актов, устанавливающих форму договора залога, порядок его регистрации, а также порядок удовлетворения требований залогодержателя.

2.5. Учитывая огромную роль АЭС России в надежном обеспечении электроэнергией, значимость развития и поддержания конкурентоспособности атомных электрических станций, рассмотреть возможность изменения платежной базы для атомных электростанций с прямоточными системами водоснабжения, спроектированными до вступления в силу ВК РФ 2006 года.

2.6. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в ВК РФ и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в части нераспространения запрета на строительство прямоточных систем водоснабжения на объекты атомной энергетики.

2.7. Совместно с Госкорпорацией «Росатом» продолжить работу по совершенствованию существующей нормативной правовой базы арктического судоходства, в том числе в части государственного регулирования мореплавания в акватории Северного морского пути, а также по подготовке порядка привлечения атомного ледокольного флота Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» к выполнению мероприятий поисково-спасательного обеспечения кораблей Военно-Морского Флота в акватории Северного морского пути и замерзающих морях Российской Федерации на возмездной основе.

2.8. Во избежание срыва исполнения обязательств Российской Федерации по международному проекту утилизации плавучей техбазы «Лепсе» с целью срочного освобождения стапельного места на судоремонтном заводе «Нерпа» обеспечить финансирование работ по конвертовке и спуску АПЛ «К-3» на воду.

 

3. Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Разработать координационные механизмы взаимодействия в сфере особо охраняемых природных территорий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3.2.Уточнить порядок резервирования земельных участков для организации ООПТ.

3.3. Предусмотреть создание особо охраняемых природных территорий на участках морских пространств, береговой линии и прибрежных территорий. Формирование такой системы должно опережать разведку, разработку и добычу полезных ископаемых и иное хозяйственное развитие районов, где обитают (сезонно или постоянно) морские млекопитающие.

 

4. Правительству Мурманской области направить в рабочую группу при Минсельхозе России предложения по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в том числе в части правоотношений, связанных с осуществлением прибрежного рыболовства.

 

 

5. Госкорпорации «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом» направить в Правительство Российской Федерации обосновывающие материалы и предложения по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764 и от 30.12.2006 г. № 876, устанавливающие платежную базу и ставки платы за пользование водными объектами.

 

Председатель Комитета                                                                            В.И. Кашин

 

 

ПРОЕКТ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

РЕШЕНИЕ

 

14 ноября 2013 года

Протокол №          

 

Об утверждении рекомендаций «круглого стола» на тему:

«Развитие законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии: региональный аспект»,

состоявшегося 29 октября 2013 года в г. Мурманске

 

Рассмотрев проект рекомендаций выездного «круглого стола» на тему: «Развитие законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии: региональный аспект», состоявшегося 29 октября 2013 года в г. Мурманске, Комитет р е ш и л:

1. Утвердить рекомендации «круглого стола» на тему: «Развитие законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии: региональный аспект».

2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Госкорпорацию «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом».

 

 

Председатель Комитета                                                                    В.И.Кашин

 

 

 

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика