Материалы для доклада А.Я. Дубовика по теме: «Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации». 19.11.12г.

Материалы для доклада А.Я. Дубовика по теме: «Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации»

(«круглый стол» в Государственной Думе, Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии)

19 ноября 2012                         Малый Зал (Охотный ряд, д.1)                  10-00 часов

 

Правовое обеспечение развития системы ООПТ

Создание и развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) имеет  важное значение для сохранения биологического разнообразия объектов животного и растительного мира, природных комплексов для всех регионов России, в том числе для Тамбовской области.

На территории области с 1979 года по настоящее время создано 109 особо охраняемых природных территорий.

Созданная система охраняемых территорий относится к трем природоохранным категориям:

ООПТ федерального значения - ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»,

ООПТ регионального значения – 97 памятников природы и 3 биологических заказника (Моршанский, Хмелино-Кершинский, Польновский),

ООПТ местного значения – 8 лечебно-оздоровительных территорий,  созданных в 2011 году.

  Общая площадь всех категорий ООПТ области составляет 174 тыс. га или 5,05 % площади области.  Территория заповедника составляет 0,3 %, суммарная площадь всех памятников природы 0,1 %,  площадь биологических заказников - 2,13 % и площадь ООПТ местного значения - 2,52 %.

В соответствии с постановлением администрации области "О создании ТОГАУ «Дирекция ООПТ регионального значения» от 06.04.2009 года № 387 создана организация для решения приоритетных задач по сохранению биоразнообразия на территории области. Дирекция осуществляет охрану объектов ООПТ, проводит организацию научных исследований и мероприятий по экологическому образованию и просвещению на особо охраняемых природных территориях.

В 2000 году издана Красная книга Тамбовской области, раздел «Животные». В 2002 году издан второй раздел Красной книги Тамбовской области - «Растения». Красная книга Тамбовской области является официальным документом, содержащим сведения о редких и исчезающих видах растений и животных области, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Перечень (список) объектов растительного и животного мира Красной книги Тамбовской области включает в себя 234 вида высших растений, 24 вида грибов, 25 видов лишайников, 323 вида животных. (До конца 2012 года запланировано опубликовать раздел «Животные» в уточненной редакции, новый список содержит 295 видов животных).

Действующая на федеральном и региональном уровнях нормативная правовая база позволяет создавать постоянные и временные ООПТ целевого и комплексного назначения.

В то же время, в организации и осуществлении этой работы существуют определенные проблемы:

1. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона  «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995      № 33-ФЗ ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом в Тамбовской области на муниципальном уровне из-за отсутствия необходимых средств не созданы контрольно-надзорные органы для осуществления муниципального контроля и надзора за состоянием ООПТ местного значения.

На уровне муниципальных образований необходимо определить источники и обеспечить финансирование мероприятий по созданию контрольно-надзорных органов и осуществлению муниципального контроля и надзора, содержанию  ООПТ местного значения.

2. В соответствии со статьей 22 Федерального закона  «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Поэтому в Тамбовской области созданы Моршанский и Польновский биологические заказники без изъятия земель сельскохозяйственного назначения (пашни).

Но без изъятия земель невозможно ограничить хозяйственную деятельность и указанные биологические заказники, предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных,  не смогут полностью отвечать целям их создания.

Особо охраняемая природная территория регионального значения (Хмелино-Кершинский заказник) образована на землях лесного фонда.  В соответствии с  пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ эти земли находятся в федеральной собственности. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, относится к компетенции  Российской Федерации (статья 9 Земельного кодекса РФ). Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в их собственности (статья 10 Земельного кодекса РФ).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.

При этом земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда составляют разные категории земель, правовой режим которых различен и определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории (пункты 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

В целях исключения ошибок при создании ООПТ администрация области считает необходимым конкретизировать в нормативных правовых актах РФ какие виды ООПТ могут быть созданы с изъятием (и без изъятия) у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

***          ***          ***

Актуальные вопросы защиты лесов

Леса Тамбовской области расположены в лесостепной зоне, по целевому назначению – защитные. 

Общая площадь лесов Тамбовской области - 402,8 тыс. га. Лесистость региона составляет 11,7 %. В ведении Управления лесами находятся защитные леса, расположенные на землях лесного фонда – 374,7 тыс. га, или 93,0 % общей площади лесов области.

Основные функции лесов – водоохранные, противоэрозионные, санитарно-гигиенические, оздоровительные.

К основным лесообразующим породам относятся: хвойные породы (сосна – 155,2 тыс. га  (46,3 %), твёрдолиственные (дуб, ясень) -  55,1 тыс. га (16,5 %), мягколиственные (берёза, осина и другие) – 124,1  тыс. га  (37,2 %).

Защита насаждений  от вредителей и болезней занимает одно из важных мест в деятельности лесохозяйственных организаций области. За последние три года очаги болезней леса снизились на 6,2 тыс га. Очагов вредителей леса нет.

В 2013 году лесозащитные мероприятия на территории области включают:

- лесопатологическое обследование на площади 10 тыс. га,

- биотехнические мероприятия на площади – 223 га,

- санитарно-оздоровительные мероприятия на площади – 4876,1 га, в том числе выборочные санитарные рубки на площади - 3738,1 га с выбираемым запасом древесины 138 тыс. м3, сплошные санитарные рубки на площади 888 га, с выбираемым запасом древесины 184,9 тыс. м3,

- уборка леса от захламлённости (неликвидной древесины) на площади – 250 га.

В Тамбовской области ведется активная разработка горельников 2010 года,   неразработанных площадей осталось 700 га. В случае выделения необходимых средств из федерального бюджета (около 35 млн. рублей) возможно до конца 2013 года завершить разработку горельников с последующим созданием весной 2014 года лесных культур на рекультивированных лесных участках.

В лесах области назначение и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на территории лесничеств осуществляется в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, «Руководства по проведению санитарно- оздоровительных мероприятий», утвержденных приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523,  Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007   № 414, федеральным Законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целом, существующая нормативная правовая база позволяет своевременно и качественно выполнять мероприятия по защите леса.

В то же время, в сфере реализации мероприятий по защите и воспроизводству лесов есть нерешенные вопросы:

1.   В 2008 году в соответствии с Федеральным Законом от   02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и статьей 92 Лесного кодекса РФ от  04.12.2006  № 200-ФЗ филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в Тамбовской области начаты работы по проектированию границ лесничеств с постановкой лесных (земельных) участков на государственный кадастровый учет.

  Указанные работы выполняются филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» по государственным контрактам с 2008 года и до настоящего времени не завершены.

Несвоевременное проведение работ по проектированию границ лесничеств Тамбовской области с постановкой их на государственный кадастровый учет  приводит к тому, что Управление лесами Тамбовской области (в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ) не имеет возможности выполнять свои обязанности по переданным полномочиям от Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по переводу лесных земель в земли иных категорий -  земли поселений, земли ООПТ.

С целью завершения работ по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации земель лесного фонда в составе государственной казны Российской Федерации, а также с целью урегулирования создавшейся проблемы с образованием земельных участков в составе земель лесного фонда необходимо:

-   завершить   работы по постановке на кадастровый учет земель лесного фонда в границах лесничеств Тамбовской области;

- Рослесхозу установить границы лесничеств;

- в законодательном порядке решить  вопрос о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по принятию   решений об образовании земельных (лесных) участков и внести соответствующие изменения в пункт 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ.

2. В малолесных регионах воспроизводство леса высокопродуктивными хозяйственно - ценными насаждениями обеспечивается только путем искусственного лесовосстановления. Для закладки лесных насаждений необходим посадочный материал, который выращивается в лесных  питомниках не один год.

Для выполнения всего комплекса работ по воспроизводству лесов необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, специализированную технику, многолетний опыт работы в лесном хозяйстве.

 

        На наш взгляд, весь комплекс лесохозяйственных работ в защитных лесах    должны выполнять специализированные бюджетные или автономные учреждения (лесхозы), которые у нас в области успешно работают.

        Необходимо внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, дающие право бюджетным и автономным учреждениям выполнять весь комплекс работ по воспроизводству лесов по государственному заданию вне рамок Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. На территории области слабо развита  промышленность по переработке низкотоварной древесины. Отсутствие спроса на такую древесину создаёт сложности в её реализации, а также   в назначении санитарных рубок в необходимых объемах для ликвидации очагов ложного осинового трутовика в мягколиственных насаждениях.

На региональном уровне необходимо через принятие нормативных актов содействовать развитию  промышленности по переработке низкотоварной древесины (определить льготы для инвесторов).

Меню

Яндекс.Метрика