ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА СВЕДЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ. Иванова Л.О.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА СВЕДЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Иванова Л.О.

Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных

территорий Санкт-Петербурга»,

юрисконсульт

Санкт-Петербург

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями
органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны
. Таким образом, основным свойством ООПТ с точки зрения права является установленные в отношении них ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности, то есть специальный правовой режим ООПТ, который должен обеспечить защиту интересов всего общества по сохранению особо ценных природных объектов и поддержания благополучной окружающей среды.

Как известно, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности человека является земля, как природный ресурс и недвижимое имущество. В связи с этим специальный правовой режим ООПТ в первую очередь должен быть учтен в документах, на основании и в соответствии с которыми осуществляется использование земли. Правовую защиту земель в границах ООПТ, должны обеспечить не только нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, но и смежных областей права и, в первую очередь, земельного и гражданского права.

В настоящее время единственным информационным ресурсом, содержащим сведения о земле как объекте надвижимости, подтверждающие существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иныесведений о недвижимом имуществе, является Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН). Кроме того, ГКН содержит сведения об объектах, не являющихся недвижимостью, но определяющих правовой режим объекта недвижимости, а именно: о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах
и зонах с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, ГКН служит не просто источником информации об объектах недвижимости, но и основой для эффективного и правомерного управления земельными ресурсами и принятия управленческих решений по использованию и охране земли. В связи с этим представляется, что сведения об ООПТ (в первую очередь о прохождении их границ) должны быть отображены в ГКН, в противном случае, правовой режим земельных участков, расположенных в границах ООПТ, определяется без учета и в нарушение требований режима ООПТ. Между тем Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» напрямую не указывает на необходимость учета в ГКН сведений об ООПТ, что приводит к тому, что ГКН не содержит сведения о расположении земельного участка в границах ООПТ, и об установлении на таком земельном участке особого режима его использования. Тем самым создается неоднозначная ситуация, в которой законодательно закрепленная правовая защита земель в границах ООПТ не обеспечена необходимым информационным сопровождением. Например, Земельным кодексом Российской Федерации установлены изъятие из оборота или ограничение в обороте земель в границах ООПТ. Однако отсутствие в ГКН, а соответственно, и в сведениях о земельном участке в виде кадастрового паспорта сведений о расположении земельного участка в границах ООПТ, создают условия, в которых оборот таких земельных участков на практике становится не только возможным, но и нередким явлением.

Анализ положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» позволяет сделать вывод о необходимости учета ООПТ в ГКН в виде зоны с особыми условиями использования территорий. Это с одной стороны полностью соответствует понятию ООПТ, как территории специального правового режима, с другой стороны удачно вписывается в сложившуюся структуру ГКН.

Однако установленное Градостроительным кодексом Российской Федерации определение зоны с особыми условиями использования территорий, не позволяет однозначно отнести ООПТ к таким зонам. Так, установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны
источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООПТ в свою очередь, по своему определению не является зоной, хоть
и создается для охраны ценных природных объектов.

На основании вышеизложенного представляется необходимым внести в закрепленное в Градостроительном кодексе Российской Федерации определение зоны с особыми условиями использования территорий изменение в части прямого указания на то, что ООПТ относятся ктаким зонам.

Это позволит однозначным образом решить вопрос об отображении сведений об ООПТ в Государственном кадастре недвижимости.

 

 

Меню

Яндекс.Метрика