Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия). Григорьев В.А. 19.11.12г.

Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)

 

Тезисы выступления Григорьева В.А., министра охраны природы Республики Саха (Якутия)

на Круглом столе по теме: «Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации», проводимом Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 19 ноября 2012 г.

 

 

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях в Республике Саха (Якутия) имеет два уровня в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72 относит вопросы охраны окружающей среды и ООПТ к совместному ведению федерации и субъектов). Поэтому, помимо федеральных законов и подзаконных актов, на уровне Республики Саха (Якутия) приняты законы и другие нормативные правовые акты. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В Республике Саха (Якутия) основу системы правового обеспечения ООПТ составляет Закон Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» принятый в новой редакции от 1 марта 2011 года 910-З № 713-IV.

Согласно действующего закона республики об ООПТ с учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие их категории:

  1. Природные парки (Аан айылгылар);
  2. Государственные природные заказники;
  3. Памятники природы (Айыл5а мэнэлэрэ);
  4. Дендрологические парки и ботанические сады;
  5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты;
  6. Территории традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Кроме вышеперечисленного, Правительство РС (Я) и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) могут устанавливать и иные категории ООПТ, как например, ресурсные резерваты, охраняемые ландшафты, уникальные озера, зоны покоя, сакральные природные объекты, детские экологические парки и другие.

Первый закон об особо охраняемых природных территориях в республике был принят в 1996 году. В соответствии с ним было принято большое количество различных подзаконных актов.

В новой редакции закона дополнительно предусмотрены полномочия Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (ИЛ ТУМЭН). Расширены полномочия Правительства Республики Саха (Якутия), в частности - утверждение порядка изменения границ ООПТ республиканского и местного значения; определение и передача полномочий в области охраны и функционирования ООПТ республиканского значения природоохранным учреждениям, подведомственным уполномоченному органу исполнительной власти РС (Я) в области ООПТ; утверждение порядка образования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значений; - установление порядка утверждения, использования и охраны символики ООПТ и т.д.

Уточнены полномочия уполномоченного органа исполнительной власти РС (Я) в части - разработки территориальных схем размещения и развития ООПТ; разработки и реализация комплексных целевых программ, направленных на охрану и функционирование ООПТ.

Во втором полугодии 2011 года Государственной Думой РФ были внесены изменения в федеральном законодательстве. Изменения коснулись и федерального закона 33-ФЗ об ООПТ.

Согласно которого, появились понятия - государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. 

В этой связи, в конце 2011 года нами разработан, Правительством РС (Я) принят и затем в апреле 2012 года ГС (ИЛ ТУМЭН) одобрен законопроект о внесении изменений в действующий Закон РС (Я) об ООПТ.

Права государственных инспекторов ООПТ приведены в соответствие действующим нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Инспектора ООПТ республики не имеют права составлять протокола по статье 8.39 КоАП РФ, могут только направлять сообщения. Протокола о нарушениях на ООПТ имеют право составлять государственные инспектора экологического надзора, но они постоянно на ООПТ не могут находиться, пребывают на территории ООПТ только во время рейдовых проверок. Поэтому для нас это является основной проблемой. В 2010 году министерством по этому поводу была разработана законодательная инициатива в ГД РФ о наделении полномочиями государственных инспекторов ООПТ, и через Правительство РС (Я) оно было одобрено ГС ИЛ ТУМЭН республики и направлена в ГД РФ, но изменений в этом вопросе до сих пор нет.

Единственное, в этом году, министерством утвержден перечень должностных лиц ГБУ, в том числе природных парков которых наделили полномочиями по оформлению протоколов в области охраны объектов животного мира и сохранения среды их обитания.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются в основном федеральными законами в том числе, Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах», Водным кодексом РФ, Лесным Кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире».

Так, Лесным кодексом РФ определены способы рубок, допускаемых в лесах ООПТ. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на ООПТ осуществляется в соответствии с Лесным кодексом и законодательством об ООПТ.

Согласно статьи 23 Федерального закона «О животном мире» на ООПТ охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, устанавливаемых Положениями конкретных ООПТ.

Учитывая общее право РФ и субъектов РФ осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и административно-правовых актов, предусматривающих такое делегирование.

Например, республике переданы государственные полномочия РФ в области охраны объектов животного мира, но по ряду причин в республике исполнение одного полномочия разделено на два разных органа исполнительной власти.

Имущественные отношения в области организации и функционирования ООПТ регулируются соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ.

 

Права собственности на природные ресурсы ООПТ. На территории республики в соответствии вида и категории имеются ООПТ федерального, республиканского и местного значения. Самая большая доля приходится на ООПТ республиканского значения около 70-ти %. Соответственно земли ГПЗ и ботанического сада находятся в федеральной собственности, земли природных парков и памятников природы в собственности республики, остальные ООПТ в зависимости каким органом образованы, находятся в собственности республики или в муниципальной собственности.

Лесной фонд полностью находится в федеральной собственности и хотя предусмотрена возможность передачи его участков в собственность субъектов федерации, по республике в земли ООТиО переведено лишь земли Природного парка Ленские Столбы. По остальным ООПТ в данное время, перевод осуществляется пока только из земель запаса в земли ООТиО. В связи с тем, что федеральный закон позволяет создать ООПТ без изъятия земель из других категорий, в основном наши ООПТ находятся в землях лесного фонда.

Также, согласно федерального и республиканского законодательства земли и другие природные ресурсы различных видов охраняемых природных территорий не изымаются у владельцев, пользователей и собственников.

Только федеральные ООПТ - ГПЗ относятся к земельным участкам, изъятым из оборота полностью, и не могут предоставляться и использоваться в качестве объектов сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В пределах иных ООПТ земельные участки ограничиваются в обороте, т.е. не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Природные парки, за исключением Природного парка «Ленские Столбы» располагаются на землях ГЛФ, находящегося в государственной собственности РФ и предоставлены этим учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.

 

В 2011 году Правительством Республики Саха (Якутия) принята Концепция развития особо охраняемых природных территорий республики до 2020 года, которая определяет основные направления государственной экологической политики в области развития особо охраняемых природных территорий.

Утвержден План мероприятий по реализации Концепции.

Согласно которого ведется работа по пересмотру положений отдельных ООПТ со статусами республиканского значения.

Также, планируется вести работу по повышению статуса перспективных ООПТ с регионального до федерального и с местного до регионального уровней.

В рамках этих мероприятий, 3 ООПТ (ппЛенские столбы и ресурсные резерваты Большое Токко и Медвежьи острова) включены в Схему развития федеральных ООПТ, с целью повышения их статуса до федерального уровня.

Также будут проведены мероприятия:

- по перспективному и среднесрочному планированию для системы ООПТ РС (Я) в целом и обеспечить разработку планов управления для каждой ООПТ;

- по обеспечению проведения регулярной оценки эффективности функционирования системы ООПТ, в т.ч. с учетом международных норм и критериев;

- по разработке перспективной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом территориального планирования ООПТ федерального значения;

- по разработке механизма привлечения внебюджетных средств к реализации программ ООПТ;

- по обеспечению правовых условия для регулирования туризма в целях сохранения экологического баланса территорий и организованного отдыха населения;

- по обеспечении современной научной поддержки развития и функционирования системы ООПТ, включая организацию и координацию научных исследований на ООПТ разных категорий;

- по обеспечению проведения кадровой политики, способствующей закреплению и привлечению на ООПТ квалифицированных специалистов. В этом направлении Дирекция уже начала работу, и в этом году проведены аттестации госинспекторов ООПТ.

По развитию экологического туризма на ООПТ. В прошлом году Правительством РС (Я) принят Порядок паспортизации туристических маршрутов в соответствии Закона Республики Саха (Якутия) "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)". Поэтому в этом направлении мы начали работу - в прошлом году подписано Соглашение с Министерством предпринимательства и развития туризма РС (Я) о взаимовыгодном сотрудничестве в области развития экологического туризма на ООПТ РС (Я). Также разработан и утвержден план совместных действий в этой области. В рамках которого, должны будут оформлены имеющиеся на ООПТ туристические маршруты. Это касается не только природных парков, но и на территориях ресурсных резерватов и др. ООПТ.

По части обеспечения научно-исследовательскими работами и мониторингом на ООПТ РС (Я) ранее были проведены эколого-биологические обоснования республиканских ООПТ. Современное состояние природных объектов должно быть научно исследовано с тем, чтобы в дальнейшем принять соответствующие природоохранные меры. По рекомендациям НИР должны быть скорректированы режим их охраны.

Такие исследования должны вестись на всех ООПТ РС (Я). Но существующее положение финансирования НИР недостаточно, поэтому министерство планирует поэтапное проведение научно исследовательских работ.

Основными проблемными вопросами остаются:

  1. Отсутствие полномочий государственных инспекторов региональных ООПТ по составлению протоколов.
  2. Обеспечение госинспекторов материально-техническими средствами, в том числе средствами связи, средствами передвижения и защиты.
  3. Недостаточность финансирования для проведения научно-исследовательских, мониторинговых и учетных работ на ООПТ РС (Я).
  4. Недостаточность выделяемых субвенций для полноценного исполнения переданных федеральных полномочий в области государственного контроля, мониторинга и охраны объектов животного мира не отнесенных к объектам охоты.

 

Для достижения поставленной цели считаем необходимой:

  1. Совершенствование нормативной правовой базы ООПТ РС (Я).
  2. Увеличение штатной численности госинспекторов ООПТ РС (Я) для приведения в соответствие согласно федерального норматива. Согласно которого, на 50 тыс. га территории должен быть закреплен 1 госинспектор ООПТ. Если территория только резерватов составляет около 600 тыс. кв. км, то инспекторов ООПТ на эту территорию должно быть  около 1200 человек.   
  3. Дооформление земельной и иной правоустанавливающей документации ООПТ со статусами республиканского значения.
  4. Резервирование средств в Государственном бюджете для борьбы с лесными пожарами на ООПТ РС (Я) и устранения последствий стихийных бедствий.
  5. Нормативно правовое обеспечение создания экологических фондов для аккумулирования средств на природоохранные цели.

 

Меню

Яндекс.Метрика