ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Чемоданов А.Н., Шерстнева М.Н. 19.11.12г.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(тезисы выступления)

 Чемоданов А.Н., Шерстнева М.Н.

Департамент экологии и природопользования Кировской области

г. Киров

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Современная сеть особо охраняемых природных территорий в Кировской области представлена 201 объектом общей площадью 395,2 тыс.га (3,28 % от территории области). В качестве участков, перспективных для организации ООПТ регионального значения, планируется еще 61 природный комплекс и объект. Однако в настоящее время имеются проблемы правового характера, как на стадии создания, так и в процессе функционирования таких территорий.

1. Отсутствует нормативный правовой акт, определяющий единый порядок организации особо охраняемых природных территорий. Отдельные не детализированные положения содержаться разрозненно в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральном законе от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и Федеральном законе от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Также действующим федеральным законодательством не определены требования к составу документов, направляемых для согласования соответствующими федеральными органами исполнительной власти признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения или подготовки представления федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды для принятия решения об образовании природных парков.

При этом процедуры реорганизации и снятия статуса ООПТ вообще не регламентируются действующим законодательством, например, при смене одной категории ООПТ на другую или изменении вида ООПТ.

2. Отсутствуют четкие критерии для разграничения ООПТ различных видов (федеральная, региональная, местная). В Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ установлены два признаки их различия:

1)       право собственности на ООПТ;

2)       нахождение ООПТ в ведении соответствующих органов власти: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Указанные критерии не применимы на стадии проектирования и проведения подготовительных работ по созданию ООПТ, поскольку являются следствием признания территории ООПТ федерального, регионального или местного значения.

3. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ установлены возможные категории особо охраняемых природных территорий.

При этом, за исключением курортов, лечебно-оздоровительных местностей и округов их санитарной (горно-санитарной) охраны отсутствуют четкие критерии, разграничивающие одну категорию особо охраняемых природных территорий от других. Федеральным законом предусматривается 2 основных критерия разделения категорий ООПТ:

1) особенности режима особо охраняемой природной территории;

2) статус находящегося на особо охраняемой природной территории природоохранного учреждения.

На стадии проектирования эти признаки не являются достаточными и определяющими при выборе для территории, перспективной для признания ее ООПТ, соответствующей категории, поскольку и режим особой охраны, и необходимость создания для обеспечения функционирования данной ООПТ отдельного природоохранного учреждения, а также статус такого учреждения, являются не предпосылками, а следствием установленной категории особо охраняемой природной территории.

4. Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ предусмотрена возможность оказания содействия гражданами и юридическими лицами, включая общественные и религиозные объединения, в организации ООПТ. Формы и порядок такого содействия не определены, что затрудняет участие граждан и юридических лиц в создании ООПТ регионального значения.

5. Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ полномочия органов исполнительной власти субъектов определены как государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения. В связи с тем, что полномочия в указанной сфере деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ не детализированы, возникают трудности по принятию нормативных правовых актов уровня Правительства области по вопросам организации и функционирования ООПТ регионального значения.

6. В настоящее время согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации. Однако федеральным законодательством для сотрудников служб охраны региональных ООПТ (не являющихся государственными служащими) не установлены полномочия в части осуществления контрольно-надзорной деятельности на этих территориях и производства дел об административных правонарушениях. Это значительно затрудняет охрану таких ООПТ и привлечение лиц, совершивших правонарушение к административной ответственности.

 

Меню

Яндекс.Метрика