СЕТЬ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ ЮНЕСКО В РОССИИ И ВОПРОСЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. В. М. НЕРОНОВ

 

СЕТЬ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ ЮНЕСКО В РОССИИ И ВОПРОСЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

В. М. НЕРОНОВ

Российский комитет по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера»(МАБ)

г. Москва, ул. Вавилова, дом 41/5, офис 7

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

После первой сессии Международного координационного совета (МКС), созданного по решению Генконференции ЮНЕСКО для реализации Программы «Человек и биосфера» (МАБ), прошло чуть более 40 лет. По случаю 40-летнего юбилея в Дрездене (Германия) 27-28 июня 2011 г. была проведена Международная конференция «Во имя жизни, во имя будущего: биосферные резерваты и изменения климата» и вслед за ней 23-я сессия  МКС МАБ. Участники конференции и МКС МАБ одобрили Дрезденскую декларацию, которая затем была представлена на 36-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. По  решению ЮНЕСКО впервые (3 ноября 2011 г.) был проведен Международный день биосферных резерватов (БР). На основе анализа данных, полученных за 40 лет в разных государствах-членах Программы МАБ, было признано необходимым: продолжить усилия по выполнению Севильской стратегии (1995 г.) и Мадридского плана действий (2008 г.). Соответственно, рекомендованы дополнительные меры на трех уровнях: на политическом уровне государств-членов; на практическом уровне в каждом  БР и на уровне ЮНЕСКО.

Учитывая очень насыщенную программу данного круглого стола, можно лишь кратко  остановиться на функциях и задачах БР, как совершенно особой категории охраняемых территорий, которые создаются на основе Концепции БР, разработанной в первые годы осуществления Программы МАБ. С необходимыми дополнениями эта Концепция  получила признание во многих странах мира, и к настоящему времени  число БР достигло  610 в 117 странах (в том числе в России, на базе государственных заповедников, национальных парков и региональных ООПТ, создан 41 БР). В силу своего межправительственного статуса Программа МАБ направлена на решение конкретных проблем управления природными ресурсами и природопользованием  непосредственно в странах, участвующих в ней. К решению таких проблем привлекаются ученые самых различных специальностей, т.е. данная Программа имеет и междисциплинарный характер. При этом сами БР стали удобной моделью для научного обоснования оптимальных подходов по гармонизации взаимоотношений человека с окружающей его средой и по улучшению экологического образования.. С учетом рекомендаций недавно проведенного  Всемирного саммита  «Рио+20» круг задач, стоящих перед БР, по решению последней сессии МКС МАБ еще более расширяется, и они также должны способствовать внедрению «зеленой» экономики и более широкого использования альтернативных источников энергии.

Для выполнения задач,  ранее поставленных перед БР, был проведен Первый международный конгресс по биосферным заповедникам (Минск, октябрь 1983 г.), который принял План действий. За Минским конгрессом  через 12 лет последовала Международная конференция в Севилье (1995 г.), на которой была разработана в деталях Севильская стратегия для БР. Дополнительные уточнения Севильской стратегии, в частности, по  трансграничному сотрудничеству БР, были приняты на конференции в Памплоне, Испания в 2000 г. Затем примеры наиболее удачного сочетания разных функций БР и задачи по усилению работы с местным населением были представлены в сборнике “Biosphere reserves: special places for people and nature”, изданного ЮНЕСКО  по случаю 30-летнего юбилея Программы МАБ. Наконец, в феврале 2008 г. состоялся   Мадридский конгресс по БР. Принятый на этом  конгрессе План действий на период с 2008 по 2013 г. включает в себя 4 основных области деятельности, 31 цель и 65 мероприятий. Он фактически стал настольной книгой для всех управляющих БР, и благодаря унифицированным индикаторам по нему можно оценить реальные достижения каждого БР. В 2013 г. должны быть подведены итоги выполнения этого Плана, и встанет вопрос о соответствии каждого из 610 БР тем критериям, которые были утверждены ранее. В связи с этим может последовать и определенное сокращение числа БР , входящих во Всемирную сеть, в том числе и в нашей стране.

За прошедшие 40 лет во многих документах Программы МАБ была опубликована, так называемая, «идеальная» схема зонирования БР и его основные функции. Наличие в каждом  БР трех зон (ядро, буферная и переходная зоны) представляет собой принципиальное отличие БР от других категорий ООПТ. Благодаря усилиям Российского комитета МАБ и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при сотрудничестве с Минприроды России и местными администрациями к настоящему времени уже создан 41 БР. При этом, как и в других странах, были согласованы с ЮНЕСКО определенные отклонения от «идеальной» схемы, как это показано на примере БР «Башкирский Урал» и «Большой Волжско-Камский БР.  В последние годы активно развивается сотрудничество БР, расположенных в пределах Волжского бассейна, проводятся семинары в рамках Международного Форума «Великие реки» в Нижнем Новгороде для обмена опытом по выполнению БР разных функций. Такой подход получил поддержку Секретариата МАБ и для расширения его применения на международном уровне  подписаны соглашения по бассейнам Амазонки и Днепра. Начата подготовка к подписанию аналогичных  соглашений с БР, созданными в бассейне Миссисипи и в пределах других, не менее обширных речных бассейнов  в Азии (Инд/Ганг  и Янцзы/Хуанхэ)  и Африке (Нил).

Важно подчеркнуть, что выполнение указанных на схеме зонирования  БР функций и задач, в том числе и по участию российских БР в международном сотрудничестве, не может быть обеспечено без законодательной поддержки,  ЮНЕСКО после Мадридского конгресса (2008 г.) обобщила опыт различных стран (к сожалению, без участия России) в этой области и подготовила «модельный» закон для БР. 15 статей в этом законе, как показано на слайде, полностью раскрывают особенности концепции БР, а их неукоснительное выполнение, несомненно, будет способствовать резкому увеличению КПД созданных и планируемых БР. РК МАБ вместе Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО уже неоднократно пытался убедить руководство Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Министерства природных ресурсов и экологии РФ  принять такой закон, который необходим не только для БР, но и для других  природных территорий, имеющих международное признание (участки Всемирного наследия, Рамсарские водно-болотные  угодья и другие объекты, используемые в международных программах) или, по крайней мере, включить ряд статей, касающихся деятельности БР в закон с поправками к Федеральному закону по ООПТ (1995 г.), статья 10 в котором совершенно не раскрывает специфику БР и круг различных ООПТ, желающих принимать участие во Всемирной сети БР. В этой связи хотелось бы просить участников данного круглого стола поддержать наши усилия и рекомендовать Госдуме и Минприроды России начать подготовку соответствующего законодательного акта. В отношении БР можно использовать опыт  Беларуси, где такой закон принят, и на его основе  активно  развивается трансграничное сотрудничество с Польшей и Украиной  при поддержке ЮНЕСКО и других международных организаций. При самой протяженной границе в мире  и таком количестве созданных в нашей стране  БР у нас пока нет ни одного (!) зарегистрированного в ЮНЕСКО ТБР (а в Польше их уже пять). Конкретные предложения Монголии и Украины  по подготовке совместных заявок на создание ТБР, при отсутствии  указанного выше закона , пока отложены.

23-24 октября 2012 г. в Калининграде прошли 9-ые российско-германские дни экологии, и встал вопрос о трансграничном сотрудничестве трех недавно созданных в Калининградской области региональных ООПТ (Виштынецкий парк и два заказника в дельте реки Неман). Делегации Польши и Литвы поддержали эту инициативу и предложили для сотрудничества свои ООПТ в приграничной зоне, с последующим созданием обширного трехстороннего ТБР по образцу ТБР«Западное Полесье» (Украина, Беларусь и Польша), недавно утвержденного ЮНЕСКО.. Создание такого ТБР с участием ООПТ Калининградской области было бы конкретным вкладом Российской Федерации в Панъевропейскую Стратегию (1995г.) по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия и в формирование экологической сети Балтийского региона. Вопрос создания экологических сетей, в отличие от ряда других  государств, в нашем законодательстве также остается открытым, но за недостатком времени сейчас на нем нет возможности останавливаться.

Калининградская областная дума провела консультации с экспертами и решила поддержать укрепление трансграничного сотрудничества региональных ООПТ, созданных в Области. В  Госдуму РФ были направлены  предложения по внесению дополнений в статью 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Эти предложения были поддержаны на семинаре в рамках 9-ых российско-германских дней экологии, а также Комиссией РФ  по делам ЮНЕСКО. Очень важно для будущего трансграничного сотрудничества ООПТ, и не только Калининградской области, чтобы эти добавления были внесены в указанный выше закон, рассмотрение которого в Госдуме пока еще не завершено. Соответствующая пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту поправок, предложенных Калининградской  областной думой,  получена РК МАБ и может быть передана в Секретариат Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Все, кто интересуется проблемами, решаемые различными БР, могутвоспользоваться сайтом Программы МАБ (UNESCO.MAB.ORG), а также публикациями  национальных  комитетов МАБ и отдельных БР.  Как показано в иллюстрированном Справочнике «Биосферные резерваты России» (он также доступен на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), многие из российских БР уже имеют собственные веб-сайты и даже издают газеты и информационные буклеты для  повышения экологической культуры и образования разных слоев населения. В этой связи необходимо отметить, что по решению Исполнительного комитета СНГ 2013 год объявлен «Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ», в рамках которого планируется провести около 20 крупных международных форумов. Очень хотелось бы надеяться, что в течение такого Года будут успешно решены  все накопившиеся вопросы по правовому обеспечению развития системы особо охраняемых  природных территорий, в том числе и БР. В этом случае Российская Федерация на основе  утвержденной Правительством РФ «Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» может действительно внести  весомый вклад во Всемирную сеть БР и вопрос об исключении из нее российских  БР  уже стоять  не будет. Позвольте на этой оптимистической ноте закончить свое выступление.

Спасибо за внимание  

Меню

Яндекс.Метрика