Председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по агарной политике, экологии и природным ресурсам Ю.В. Шевченко 17.11.14 ООПТ

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

председателя Комитета Государственного Совета Республики Крым по агарной политике, экологии и природным ресурсам Ю.В. Шевченко на парламентских слушаниях на тему:

"Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий

Российской Федерации"

 

 

После принятия в Российскую Федерацию у Республики Крым появилось самое главное - возможность самостоятельно осуществлять правовое регулирование в области развития особо охраняемых природных территорий.

1. В числе первых законопроектов разработанных, рассмотренных и принятых в двух чтениях первым созывом Государственного Совета Республики Крым стал проект закона  "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым".

На данный момент закон находится на подписи у Главы Республики Крым.

В соответствии, с вышеуказанным законом Республики Крым устанавливаются 4 категории особо охраняемых природных территории (не определенные Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

К ним относятся:

заповедные урочища (лесные, степные, болотные и другие обособленные целостные ландшафты, которые имеют важное научное, природоохранное и эстетическое значение, с целью сохранения их в естественном состоянии).

Законом определено, что на территориях заповедных урочищ запрещается любая деятельность, которая нарушает естественные процессы, происходящие в природных комплексах, включенных в их состав.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, объявленных заповедными урочищами, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

Примеры: Чатыр-Даг, мыс Алчак, долина реки Сатера и др.

 

ландшафтно-рекреационные парки (природоохранный рекреационный объект регионального значения, который создается в целях сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного отдыха населения).

Основной задачей таких парков является создание условий для эффективного развития туризма, отдыха и рекреационной инфраструктуры в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов.

Примеры: Кизил-Коба, озеро Донузлав, мыс Такиль и др.

 

парки-памятники садово-паркового искусства наиболее выдающиеся и ценные образцы паркового строительства созданы с целью их охраны и использования в эстетических, воспитательных, научных, природоохранных и оздоровительных целях.

Примеры: парки "Артека", Сакский курортный парк, парк дома отдыха "Айвазовское", парк санатория "Дюльбер" и др.

 

зоологические парки (создание экспозиций редких, экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе).

Пример: Сафари-парк "Тайган", Ялтинский зоопарк "Сказка".

 

После подписания закона Главой Республики Крым с целью упорядочения сети существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения планируется принятие нормативного правового акта, в соответствии с которым будут приведены статус и категории особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствие требованиям Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

 

2. Также в Республике Крым разработаны Государственные программы: "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым"                           и "Развитие лесного и охотничьего хозяйства в Республике Крым" на 2015-2017 годы, в данный момент находящиеся на стадии согласований.

Программа "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым" включает в себя подпрограмму Сохранение биологического разнообразия Республики Крым.

Подпрограммой предусмотрено ряд мероприятий по межевание особо охраняемых природных территорий регионального значения (т.е. установление границ), разработка схемы расположения особо охраняемых природных территорий Республики Крым, разработка атласа и Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Крым.

Основными негативными факторами антропогенного воздействия на природные экосистемы являются тепловые, химические, радиационные, электромагнитные, световые, звуковые, вибрационные и т. п.

Перечисленные факторы  преимущественно действуют одновременно, особенно это касается транспортных магистралей с высокой интенсивностью движения и крупных населенных пунктов.

Так, современное состояние лесов и других растительных ресурсов является следствием многолетнего антропогенного давления, основные факторы которого - рекреация, выпас скота, вырубки, пожары, загрязнение окружающей среды. Биоценозы (это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство, определённый участок суши или акватории, и связанных между собой и окружающей их средой) Крыма в естественном виде сохранились только на отдельных территориях, большинство из которых заповедные.

Состояние растительного мира, особенно в степной зоне Крыма, в значительной степени определяется высоким уровнем хозяйственной нагрузки на территорию. Реликтовые южнобережные популяции страдают от чрезмерной рекреационной нагрузки.

При условии стабильного финансирования мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий, предусмотренных программами, удастся сохранить существующие биоразнообразие (не допустить исчезновение видов флоры и фауны).

 

На сегодняшний день в Республике Крым насчитывается 196 особо охраняемых природных территорий общей площадью                  220 тыс.га., из которых:

44 – ранее являвшиеся объектами общегосударственного значения (6 природных заповедников, 1 национальный парк,                14 заказников, 13 памятников природы, 1 ботанический сад, 9 парков-памятников садово-паркового искусства) общей площадью 150,5 тыс.га. Из них 35 – планируется определить  как объекты федерального значения;

152 – это объекты местного значения (9 региональных ландшафтных парков, 25 заказников, 81 памятник природы, 7 заповедных урочищ, 1 ботанический сад, 1 дендрологический парк, 21 парк-памятник садово-паркового искусства, 2 зоологических парка и 5 ландшафтно-рекреационных парков) общей площадью 69,5 тыс.га.

В пример приведу Никитский ботанический сад – он является природоохранным, научно-исследовательским учреждением общегосударственного значения, земли которого входят в состав особо охраняемых природных территорий.

Никитский ботанический сад создан с целью сбережения, изучения акклиматизации, размножения в специальных условиях редких видов местной и мировой флоры путем создания, пополнения  и сбережения ботанических коллекций.

Приумножение растительных ресурсов полуострова путем введения в культуру новых видов и селекционных форм, а также развитие декоративного растениеводства является одним из приоритетных направлений Никитского ботанического сада.

По состоянию на 1991 г. Никитский ботанический сад состоял из трех отделений: Центрального (площадью147,9 га; г. Ялта,             пгт. Никита, Приморского (площадью 153,7; г. Алушта,                         пгт. Партенит и Степного отделения общей площадью 575,0 га (Симферопольский район, пгт. Гвардейское, Джанкойский р-н                   с. Медведевка). Кроме того, в состав Центрального отделения входит Государственный природный заповедник «Мыс Мартьян» 240 га.

Всего земель в 1991 г. - 996,6 га.

В настоящее время общая площадь земель Никитского ботанического сада составляет 1075 га (увеличение общей площади произошло за счет присоединения части земель Джанкойского с/с при создании Джанкойского интродукционно-карантинного питомника), в том числе на территории г. Ялта 268,62 га - после проведения землеустроительных работ получены Государственные акты на право постоянного пользования землей на территории Массандровского поселкового совета г. Ялта.

Основной проблемой особо охраняемых природных территорий в Республике Крым, в том числе и Никитского ботанического сада,  является отсутствие их границ.

Так, по состоянию на 1 сентября 2014 установлены границы 5 особо охраняемых природных территорий общегосударственного значения (общей площадью 30,6 тыс.га.), а именно:

- природный заповедник Кара-Даг; парки-памятники садово-паркового искусства: Алупкинский, Гурзуфский, Утёс и Карасан,

и 39 особо охраняемых природных территорий местного значения (общей площадью 6,1 тыс.га.).

На 2014 год в бюджете Республики Крым было запланировано финансирование мероприятий по установлению границ и созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения в сумме 6,5 млн.руб.

На сегодняшний день выполнение работ приостановлено до определения статуса и категорий особо охраняемых природных территорий Республики Крым в соответствии с требованиями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

В проекте бюджета Республики Крым на 2015 год планируется предусмотреть средства в размере 154 млн. руб. на  сохранение природного заповедного фонда.

 

3. В рамках правового регулирования в области развития особо охраняемых природных территорий Республики Крым разрабатываются проекты административных регламентов по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым государственной функции по оформлению и передаче памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформления охранного обязательства, паспорта и других документов, и по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

 

На данный момент для развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Крым с целью надлежащего финансирования осуществляется приведение в соответствии с законодательством Российской Федерации организационно-правовых форм юридических лиц, которые осуществляют охрану и управление особо охраняемых территорий в Республике Крым, и внесение сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

Для урегулирования вопросов соответствия задач территорий, объявленных объектами природно-заповедного фонда Республики Крым и задач, возложенных на особо охраняемые территории, согласно Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" необходимо проведение комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий по результатам которого можно будет сделать вывод о категории, статусе, изменению границ этой заповедной территории.

Решение первоочередных проблем:

1. Для развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Крым необходимо разработать Государственную программу сохранения и развития особо охраняемых природных территорий Республики Крым.

2. Разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий упорядочение сети существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Республики Крым.

 

 

 

 

Меню

Яндекс.Метрика