Актуальные задачи по развитию системы ООПТ в Калининградской области. Неронов В.М. 17.11.14

Актуальные задачи по развитию системы ООПТ в Калининградской области и совершенствованию правового регулирования биосферных резерватов на территории Российской Федерации

Неронов В. М.

Российский комитет по программе ЮНЕСКО

«Человек и биосфера» (МАБ)

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

После проведения XI-ых Российско- Германских Дней Экологии (г. Калининград, 29-30 октября 2014 г.) на данных парламентских слушаниях перед мной была поставлена задача, которую надо решать сразу по двум направлениям. С одной стороны, показать, что еще нужно сделать в Калининградской области для дальнейшего развития ее системы ООПТ. С другой стороны, обратить внимание участников слушаний, что вот уже четыре года ни Правительство области (при поддержке Облдумы, ООПТ соседних стран и местных экологических организаций), ни Российский комитет МАБ (при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО) не могут выполнить рекомендации ежегодно проводимых Дней Экологии о целесообразности создания в области биосферных резерватов. Начиная с 2011 г., мне довелось участвовать в указанных совещаниях, а еще раньше, в течение многих лет, принимать участие в обсуждении концепции биосферных резерватов в ЮНЕСКО и в развитии сети биосферных резерватов в нашей стране. К настоящему времени в нее входит 41 БР. Однако после завершения Мадридского плана действий (2008-2013 гг.), при отсутствии законодательной поддержки, ЮНЕСКО готова приступить к их исключению из Всемирной сети БР, В этой связи я полагаю, что вопросы совершенствования правового регулирования ООПТ, включая БР, которые мне предстоит рассмотреть на примере Калининградской области, представляют несомненный интерес для многих субъектов Российской Федерации, где уже созданы или планируется создать свои БР. Постараюсь описать (в тезисах - подробнее) и показать (в презентации - короче) все накопившиеся у нас проблемы.

Калининградская область - самый западный и наименьший по площади (всего 13,3 тыс. км², за вычетом площади Калининградского и Куршского заливов) субъект Российской Федерации, и при этом область относится к числу наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении. В самой краткой форме необходимо остановиться на основных природных особенностях области, которые должны быть учтены при расширении создаваемой в ней системы ООПТ. Большая часть территории области — низменная равнина с невысокими холмами. Расположенная на юго-востоке области Виштынецкая возвышенность имеет высоту до 242 м над уровнем моря. При этом некоторые участки Полесской низменности, находящейся к югу и к востоку от Куршского залива, расположены на 1-2 м ниже уровня Балтийского моря. При подъеме его уровня в условиях глобальных изменений климата им грозит еще большее подтопление. Уникальность этой территории и наличие насчитывающей не одну сотню лет мелиоративной системы сравнимы, пожалуй, лишь с Голландией. Если провести соответствующее обследование и подготовку требуемых документов, то данная территория вполне может быть включена в Список Всемирного наследия, как своеобразный «культурный ландшафт», как это было сделано в свое время для Куршской косы (см. ниже).

Своеобразие ландшафтов Калининградской области объясняется ее положением в непосредственной близости от Балтийского моря, историей формирования (она пережила четыре ледниковые эпохи: Окскую, Днепровскую, Московскую, Валдайскую) и огромным влиянием антропогенного фактора, в том числе во время крупных сражений в течение двух мировых войн, проходивших на ее территории. В результате лесные массивы сохранились небольшими участками и в сумме занимающими 18.5 % ее территории. Крупнейший лесной массив (Красный лес или «Роминтская пуща») расположен на юго-востоке и его значительная часть в 1994 г. получила статус комплексного природного заказника, но в 2005 г. этот статус был отменен. В 2007-2011 гг. при поддержке Фонда Михаэля Зукко в защиту природы (Германия) был проведен проект для обоснования управления этой территорией и повышения ее природоохранного статуса с возможным включением во Всемирную сеть БР. Только в 2012 г. Правительство области приняло решение о создании регионального природного парка «Виштынецкий», а вопрос о создании на его базе биосферного резервата так и остается нерешенным до сих пор. В соответствии с требованиями ЮНЕСКО к создаваемым БР необходимо дополнительное распоряжение Правительства области по уточнению схемы зонирования парка, с выделением буферной и переходной зон, и созданием механизма по участию местного населения в управлении этим БР. Вопрос о необходимых поправках в ФЗ по ООПТ (1995 г.) для выполнения требований ЮНЕСКО уже ставился Областной Калининградской думой в 2012 г., но не получил так необходимой поддержки, важной для всей сети БР России, а не только для создания очередного (42-го) биосферного резервата на территории Калининградской области.

При 18,5% площади, занимаемой лесами, область относится к лесодефицитным регионам. Совершенно очевидно, что современный уровень ее лесистости не соответствует зональному положению и не обеспечивает выполнения лесами как их экологических (средообразующих и средорегулирующих) функций, так и ресурсных потребностей области. Поэтому проблема увеличения лесистости, как минимум до 25 - 30 %, весьма актуальна и в природоохранном, и в хозяйственном плане. Очевидно, целесообразно принятие (при поддержке Минприроды РФ) расширенной программы лесовосстановительных работ в области, в первую очередь за счет малопродуктивных безлесных земель Неманского, Нестеровского, Гусевского, Озерского и других районов.

В области насчитывается 150 относительно крупных озер и прудов общей площадью 61 км2. Среди них особое место занимает самое крупное (18,1 км2) в Калининградской области на границе с Литвой озеро Виштынецкое (глубина до 52 м.), которое вполне заслуживает включения в рамках Рамсарской конвенции (1971 г.) в Список водно-болотных угодий (ВБУ), имеющих международное значение,. Представители Литовской Республики с реализацией такого совместного проекта по созданию трансграничного ВБУ согласны. По всей вероятности, целесообразно получить поддержку Минприроды РФ, которое непосредственно отвечает за участие Российской Федерации в указанной конвенции, о согласовании всех деталей такого проекта и подписании межправительственного соглашения перед подачей заявки в Секретариат Рамсарской конвенции. Попутно позволю себе отметить, что для такой большой по площади и разнообразной по природным условиям страны, как Россия, наличие в Рамсарском списке всего 35 ВБУ, которые были провозглашены на основании Постановления Правительства РФ еще в 1994 г., явно недостаточно, да и многие вопросы правового управления такими ВБУ на региональном и федеральном уровне требуют дополнительного рассмотрения.

Учитывая особенности гидрографии Калининградской области, где, помимо 150 крупных озер и прудов и четырех тысяч озер и прудов небольшой площади, широко распространены разные типы болот (около 6 % от ее общей площади), область вполне может расширить свое участие в выполнении задач не только Рамсарской конвенции, но и Конвенции по биологическому разнообразию (например, по увеличению вклада системы ООПТ, агробиоразнообразию, или по применению экосистемного подхода). На мой взгляд, желательно подготовить необходимые документы и внести новые ВБУ на территории Калининградской области в указанный выше список, который с 1994 г. пока не обновлялся. В качестве таких перспективных кандидатов в Рамсарский список можно назвать болота восточного побережья Куршского залива, которые входят в уникальный на Балтике комплекс ВБУ и имеют общеевропейское значение для сохранения многих видов гнездящихся и мигрирующих водоплавающих и околоводных птиц. С другой стороны, в северо-восточной части области находятся особо ценные по средообразующей роли и для сохранения биоразнообразия болота Целау (Правдинское), Кабанье, Большое и Пограничное, которые также заслуживают статуса ВБУ или даже отдельных ООПТ с более строгой системой охраны. Правительство области не упускает из виду предложения экологов и по мере возможности предпринимает необходимые шаги для реализации планов расширения сети ООПТ, что опять же требует серьезной поддержки со стороны Минприроды РФ.

При рассмотрении природных особенностей Калининградской области необходимо подчеркнуть, что общая площадь сельхозугодий здесь превышает 800 тыс. га, из которых 92% приходится на долю мелиорированных. При таком развитии сельского хозяйства область весьма отстает в вопросах развития системы ООПТ для сохранения биоразнообразия не только от своих зарубежных соседей, но и от своих ближайших соседей из Северо-Западного федерального округа. Следует подчеркнуть, что система ООПТ в области активно формировалась с 1963 по 1998 г. Однако в последующий семилетний период правовой статус многих ООПТ был утрачен. В 2004 г. вышла книга «Схема охраны природы Калининградской области», в которой не только подробно были рассмотрены проблемы сохранения разных экосистем на территории области, но и даны развернутые предложения по созданию различных ООПТ. Прошло 10 лет с момента издания этой книги, но предлагаемые мероприятия по поэтапной реализации схемы охраны природы не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Многие из описанных кандидатов в ООПТ еще предстоит создать, также, как и обеспечить их объединение в природный (экологический) каркас области, крайне важный при реализации планов устойчивого развития экономики области и который необходимо согласовать с аналогичными каркасами соседних стран, как это было предписано в Пан-Европейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (1995г.).

В 2011 г. в области была возобновлена работа по восстановлению системы ООПТ регионального значения – организованы природный парк "Виштынецкий", природные заказники "Громовский" и "Дюнный", 9 заказников геологического профиля, а также планируется создание государственного заказника "Балтийская коса". На данный момент в Калининградской области создано всего 13 ООПТ федерального и регионального уровня, общей площадью чуть более 64 тыс. га (см. таблицу). Большая доля приходится на «памятники природы» местного значения (62), но их паспортизация в полном объеме еще не завершена.Свой вклад в дальнейшее развитие системы ООПТ должен внести также недавно созданный Общественный экологический совет при Управлении Росприроднадзора по Калининградской области, на заседаниях которого планируется обсуждать все новые территории, предлагаемые для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Несомненно, рекомендации данных Парламентских слушаний будут учтены в области, и будут способствовать оптимизации ее системы ООПТ и расширению их участия в международном сотрудничестве. Важно будет также учесть рекомендации VI Всемирного конгресса по заповедным территориям (Австралия, Сидней, 12-19 ноября 2014 г.), который проходит в эти дни и посвящен такой актуальной теме, как "Парки, люди, планета: вдохновляющие решения"

 

 

 

Таблица 1. ООПТ Калининградской области (по: Г. Н. Тепляков, 2014 г.).


п/п

Категория особо
охраняемых природных
территорий

Федерального
 значения

Регионального
 значения

Местного значения

Всего

коли-
чество

площадь
(га)

кол-во

площадь
(га)

коли-
чество

площадь
(га)

кол-во

площадь
(га)

1

Государственный
национальный парк

«Куршская коса»

 

1

 

6621

 

-

 

-

 

-

 

-

 

1

 

6621

2

Государственный
природный парк

«Виштынецкий»

 

-

 

-

 

1

 

22770

 

-

 

-

 

1

 

22770

3

Государственные природные заказники комплексного (ландшафтного) профиля

 

-

 

-

 

2

 

28500

 

-

 

-

 

2

 

28500

4

Государственные природные заказники геологического профиля

 

-

 

-

 

9

 

6785,9

 

-

 

-

 

9

 

6785,9

5

 

Памятники природы

-

-

-

-

62

-

62

-

 

ИТОГО:

 

1

 

6621

 

12

 

58055,9

 

62

 

 

75

 

64676,9

 

Площадь национального парка «Куршская коса» - пока единственной в области ООПТ федерального значения - составляет 6621 га. Впрочем, другой возможный кандидат на данное «звание»— это Балтийская (Вислинская) коса. Косы отделены от моря двумя большими опресненных заливами — Куршским (1,6 тыс. км2) и Калининградским (0,5 тыс. км2), их водная поверхность составляет значительную часть территории области. При этом Куршская коса, как международный российско-литовский объект, была включена в 2000 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, но не как объект природного, а как объект культурного наследия, что не в полной мере способствует сохранению богатого биологического разнообразия этой территории. Вместе с тем, значение национального парка «Куршская коса» велико, поскольку формально он является первой для Калининградской области трансграничной ООПТ. Вот уже дважды на ежегодных Российско-Германских Днях экологии, проходящих в г. Калининграде, делегация Литовской Республики предлагала создать на Куршской косе, а также в дельте реки Неман, трансграничные биосферные резерваты, но из-за пробелов в нашем ФЗ по ООПТ (1995 г.) этот вопрос пока остается открытым, также как и для регионального природного парка «Виштынецкий».

Материалы, накопленные в ходе разных обследований, убедительно показывают, что «Виштынецкий» парк вместе с озером Виштынецким, об уникальности которого было сказано выше, имеют все необходимые достоинства для создания БР. Это подтверждают и несколько слайдов, представленных в презентации, но осталось еще уточнить детали его возможного зонирования. При рассмотрении этих вопросов на Российско-Германских Днях экологии (2011 - 2014 гг.) депутаты Калининградской облдумы справедливо обратили внимание на отсутствие в ФЗ по ООПТ (1995 г.) раздела о возможности создания БР на базе региональных и национальных парков, Для поддержания заявки на номинацию парка «Виштынецкий» в качестве БР Облдума посчитала необходимым обратиться в Госдуму за разъяснениями и с просьбой внести поправки в статью 2 ФЗ по ООПТ, чтобы раскрыть в ней вопросы создания, функционирования и международного сотрудничества БР, создаваемых на базе федеральных и региональных ООПТ разных категорий (а не только госзаповедников). К сожалению, эта ценная инициатива не получила поддержки ни Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, ни Правительства РФ, и предложенный законопроект (№ 191907-6) Облдума вынуждена была отозвать.

В этом году при Экспертном совете по ООПТ при Минприроды РФ была создана Рабочая группа по биосферным резерватам. Ее члены в тесном контакте с нашими многочисленными БР (41), до сих пор не имеющими соответствующей законодательной поддержки для своей деятельности, подготовили необходимые формулировки для внесения поправок в ФЗ по ООПТ в отношении биосферных резерватов. Этот новый текст раздела «Биосферные резерваты» для включения в ФЗ по ООПТ дан в приложении, При его рассмотрении желательно учесть проект «модельного» закона для БР, предложенного экспертами ЮНЕСКО для улучшения национальных законодательств, который был направлен в Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии с письмом от КомЮНЕСКО 19.01.2012 г., а также указанный выше законопроект №191907-6, хотя он и был отозван. В отношении других ООПТ, получивших международное признание (участки Всемирного природного наследия и ВБУ международного значения), желательно повторно рассмотреть предложения Всемирного фонда дикой природы, направленные в Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии в 2010 г.

Очень бы хотелось надеяться, что участники настоящих Парламентских слушаний, многие из которых имеют непосредственное отношение к деятельности биосферных резерватов, смогут поддержать нашу очередную попытку. Важно при этом напомнить, что в течение 2014 г. ЮНЕСКО была вынуждена обратить внимание Российского комитета по Программе «Человек и биосфера» (МАБ) и Минприроды РФ, что многие российские БР по результатам анализа их периодических отчетов не отвечают утвержденным критериям Всемирной сети и могут быть из нее исключены. Этот вопрос пока находится на рассмотрении в ЮНЕСКО, но если в ближайшие месяцы необходимые поправки в ФЗ по ООПТ будут внесены, то нам удастся преодолеть возникшую угрозу и сохранить лидирующее положение Российской Федерации в указанной сети, в которую входит 631 БР в 119 странах.

На сегодняшний день законодательные и исполнительные органы власти имеют достаточную базу правовых и административных документов для восстановления и расширения сети ООПТ в Калининградский области. Основными документами являются законы «Об особо охраняемых природных территориях» (2000 г.) и «Об основах региональной экологической политики Калининградской области» (2010 г.). В 2002 г. издан подробный (175 карт) Географический атлас Калининградской области, в котором представлен раздел «Охраняемые природные территории и объекты», а в 2010 г. была издана также «Красная книга Калининградской области». Эти издания представляют дополнительные научные обоснования для развития сети ООПТ.

Согласно первому указанному выше Закону несколько особо охраняемых природных территорий регионального значения могут находиться в ведении одного природоохранного учреждения (дирекции, администрации).Но до настоящего времени такой орган не создан и фактически управление всеми ООПТ в Области осуществляет ГКУКО природный парк «Виштынецкий» с подчинением «Агентству по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области». Данная «система», на мой взгляд, несомненно, требует дальнейшего совершенствования.

Соответственно, можно назвать следующие наиболее важные для Калининградской области задачи, которые непосредственно связаны с темой совершенствования правового регулирования ООПТ:

1. Восстановление и расширение сети ООПТ на всех трех уровнях

(федерального; регионального и местного значения).

2. Налаживание и расширение сотрудничества с государственными органами Польши, Литвы, Беларуси и других государств региона Южной Балтики, а также с международными организациями.

3. Для выработки единого подхода к вопросам размещения ООПТ нужно принять во внимание и руководствоваться четко наметившейся в мире тенденцией по организации трансграничных ООПТ, а также расширения сети БР.

В качестве примера, оказавшего положительное воздействие на ООПТ, можно назвать создание в составе Правительства Калининградской области Агентства по туризму. Развитие туризма является одним из приоритетов регионального развития. Однако, максимальный эффект от туристической деятельности Калининградская область может получить только в том случае, когда будут сохранены и будут разумно использоваться самые ценные и интересные природные комплексы, а для их посещения создана необходимая инфраструктура. А это потребует дополнительных инвестиций.

Ясно, что при введенных в последнее время санкциях на экспорт и импорт продовольствия в области потребуются дополнительные меры по развитию сельского хозяйства, в том числе по увеличению объемов удобрений, обеспеченности техникой, подготовки специалистов, которым предстоит обеспечивать также реализацию программ по мелиорации и охране окружающей среды.

В этом отношении для области крайне важны решения прошедшего 21 апреля 2014 г. совместного заседания Госсовета и Совета по национальным проектам и демографической политике по разработке долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий. При подготовке стратегии, как было отмечено Президентом РФ В. В. Путиным, предстоит проанализировать всю законодательную базу, имеющую отношение к развитию сельских территорий, и учесть, что финансовая поддержка сельского хозяйства должна быть сконцентрирована на магистральных направлениях, имеющих мультипликативное значение и эффект. Учитывая особое геополитическое положение Области, когда на западе ее омывают воды Балтийского моря, на юге проходит граница с Польшей, а на севере и востоке - с Литвой (оба государства теперь члены Европейского союза) есть все основания рассматривать Калининградскую область в качестве своеобразного полигона. В случае принятия такого решения, в его пределах могут быть уточнены все необходимые требования для программы реализации предлагаемой долгосрочной стратегии с учетом ранее принятых Земельного, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.

Для Калининградской области участие в разработке и реализации указанной Стратегии имеет первостепенное значение, при этом особого внимания Правительства Области заслуживает также внедрение основ «зеленой» экономики для устойчивого развития всей ее территории. При надлежащей поддержке Правительства РФ область может стать «визитной карточкой» и будет готова принять на должном уровне многочисленных отечественных и зарубежных туристов с самыми разными интересами. Обновленная и расширенная сеть разных ООПТ в области/, также как и памятники истории и культуры, несомненно, будут представлять для них значительный интерес. Как показывает опыт многих стран мира, наличие на их территориях объектов, получивших международное признание, становится дополнительным стимулом для привлечения туристов, что, несомненно, должно быть отражено в соответствующих планах развития Калининградской области, как и других субъектов Российской Федерации. В презентации будут показаны несколько слайдов с различными международными документами и справочниками, которые следует учесть при составлении планов развития.

В начале своего сообщения я упомянул об XI-ых Российско-Германских Днях Экологии, проведенных в этом году в Калининграде. За прошедшее десятилетие такие совещания с привлечением ведущих экспертов стали удобной площадкой для обсуждения планов и задач по общему улучшению экологической обстановки в области. Участие в них, наряду с делегациями России и Германии, делегаций из Польши, Литвы, Беларуси, а также Совета государств Балтийского моря, вносит серьезный вклад в укрепление трансграничного сотрудничества. Однако представители Минприроды РФ, а также и МИД РФ, которым регулярно направляются приглашения, никак не выберут времени для того, чтобы принять участие в этих международных совещаниях и внести свой вклад в укрепление сотрудничества области со своими соседями и в Балтийском регионе, в целом. В 2015 г. состоятся очередные ,XII-ые Российско-Германские Дни Экологии, на которых хотелось бы увидеть представителей указанных Министерств, а также и членов Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Как говорится, добро пожаловать в г. Калининград, который с каждым годом становится все краше и интереснее. Про уникальную природу области было сказано выше.

 

Приложение

Новый раздел в «ФЗ по ООПТ», посвященный биосферным резерватам, по предложениям членов Рабочей группы по биосферным резерватам, созданной при Экспертном совете по ООПТ Минприроды РФ

 

«БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ»

1. Биосферный резерват представляет собой сухопутные или морские территории, или их комбинации, которые выделены для достижения хорошо сбалансированных взаимоотношений между людьми и биосферой и содействия устойчивому развитию, а также для демонстрации успешных примеров таких взаимоотношений.

2. Биосферные резерваты могут включаться во всемирную сеть биосферных резерватов, признанных в рамках деятельности программы Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «Человек и биосфера» в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

3. Объявление биосферного резервата осуществляется по решению регионального исполнительного и распорядительного органа, территории которого планируется включить в состав биосферного резервата, на основании предложения Федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, согласованного с Российской академией наук, другими заинтересованными государственными органами, иными государственными организациями. В случае, если в состав биосферного резервата планируется включить территории двух и более регионов, объявление биосферного резервата осуществляется по совместному решению региональных исполнительных и распорядительных органов, территории которых планируется включить в его состав. Решением (совместным решением) об объявлении биосферного резервата также утверждаются границы, площадь и состав земель биосферного резервата, его зон и положение о биосферном резервате.

4. Положением о биосферном резервате определяется режим охраны и использования биосферного резервата. На особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране, включенных в состав биосферного резервата, действует режим охраны и использования, установленный для этих территорий при их объявлении (выделении) или преобразовании.

5. Функционирование биосферного резервата прекращается по решению областного (республиканского) исполнительного и распорядительного органа, принявшего решение о его объявлении. В случае, если в состав биосферного резервата включены территории двух и более субъектов Российской Федерации, функционирование биосферного резервата прекращается по совместному решению исполнительных и распорядительных органов, принявших решение о его объявлении.

6.Территории биосферного резервата, должны отвечать требованиям программы «Человек и Биосфера» и выполнять следующие функции:

            - обеспечивать сохранение разнообразия генетических ресурсов, видов и экосистем;

- способствовать реализации принципов устойчивого экономического и социального развития;

- поддерживать демонстрационные проекты, программы экологического просвещения и обучения, научные исследования и программы экологического мониторинга на местном, национальном и глобальном уровнях.

7. Территория биосферного резервата включает следующие функциональные зоны:

зона ядра (заповедная зона), имеющая статус особо охраняемой природной территории, предназначенная для долгосрочного сохранения биологического разнообразия, где обеспечивается режим особой охраны, осуществляется мониторинг окружающей природной среды, ведутся научные исследования, и может осуществляться иная деятельность, не наносящая вреда природным комплексам и объектам, предусмотренная положением о данной особо охраняемой природной территории, в том числе, экологическое образование;

буферная (охранная) зона создается вокруг или на прилегающей к ядру территории без изъятия земельных участков, где разрешаются отдельные виды деятельности, не наносящие вреда природным комплексам и объектам, соответствующие целям и задачам, установленным положением об охранной зоне;

переходная зона (зона сотрудничества или устойчивого природопользования) создается решением региональных или муниципальных органов власти по согласованию со всеми заинтересованными сторонами на территории, прилегающей к заповедной и охранной зонам, для ведения экологически ориентированной хозяйственной деятельности и устойчивого воспроизводства ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о промышленной безопасности Федерации и экологической безопасности.

8. Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды может номинировать для включения во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО особо охраняемые природные территории любой категории и подчиненности в порядке, установленном Секретариатом Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера», после принятия решений о создании охранной зоны и зоны устойчивого природопользования.

9. В случае номинирования в качестве биосферных резерватов территорий, включающих государственные природные заповедники:

зона ядра выделяется в границах государственного природного заповедника;

буферная зона выделяется в границах установленных охранных зон государственного природного заповедника, либо на территории участка ограниченной хозяйственной деятельности без изменений установленного режима, выделяемой в качестве биосферного полигона;

переходная зона может создаваться на прилегающих территориях, которые присоединяются к территории государственного природного заповедника в качестве биосферного полигона, либо на территории участка ограниченной хозяйственной деятельности без изменений установленного режима, выделяемой в качестве биосферного полигона;

10. В случае номинирования в качестве биосферных резерватов национальных парков и природных парков функциональные зоны, указанные в п. 3 настоящей статьи, могут быть выделены в границах национальных парков и природных парков и их охранных зон, в том числе в составе функциональных зон указанных особо охраняемых природных территорий, предусмотренных, соответственно, статьями действующего федерального закона. Состав функциональных зон национальных и природных парка должен быть определен индивидуальными положениями о данных особо охраняемых природных территориях в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

Х Х Х

ПС: При рассмотрении указанных выше разделов желательно учесть проект «модельного» закона для БР, предложенного экспертами ЮНЕСКО для улучшения национальных законодательств, который был направлен в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии с письмом от КомЮНЕСКО 19.01.2012 г., а также проект федерального закона №191907-6 «О внесении дополнений в статью 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», представленный в Госдуму Калининградской областной Думой в 2012 г.

В отношении других ООПТ, получивших международное признание (участки Всемирного природного наследия и водно-болотные угодья Международного значения), желательно повторно рассмотреть предложения Всемирного фонда дикой природы, направленные в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в 2010 г.

Меню

Яндекс.Метрика