Языков М.В., Коршунова Е.Н. ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский» НРОО «Экологический центр «Дронт» 17.11.14

Предложения к обсуждению на парламентских слушаниях

 

Языков М.В., Коршунова Е.Н.

ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский»

НРОО «Экологический центр «Дронт»

               

 

1. О  вопросе  правового статуса Биосферного резервата «Нижегородское Заволжье»

В России несколько десятков биосферных резерватов существуют без нормальной правовой основы. В федеральном законе Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»  биосферные резерваты упоминаются лишь в следующем контексте: «Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов». Таким образом  биосферный заповедник НЕ тождественен биосферному резервату.

Существующая нормативно-правовая база не отвечает критериям Положения о Всемирной сети Биосферных Резерватов, понятие «биосферного резервата» и его трех функциональных зон не определены в Российском законодательстве, а в земли биосферного заповедника, в том числе и в состав земель биосферного полигона, не входят и, в соответствии Российским законодательством, не могут входить земли поселений. В связи с этим любые инициативы по расширению территории, определению и закреплению границ основных трех зон при обсуждении на уровне местной или региональной власти упираются в вопросы юристов о законодательной базе. 

При создании биосферного резервата «Нижегородское Заволжье» использовался подход, сходный с белорусским. Роль ядра с функциями сохранения, мониторинга и просвещения в составе резервата выполняет большая часть территории государственного природного биосферного заповедника «Керженский». Роль буферной зоны выполняет охранная зона заповедника и часть территории заповедника. В качестве Зоны Сотрудничества выступают участки ООПТ регионального значения на сопредельной с заповедником территории, которые решением органов местной власти включены в состав биосферного резервата, а также модельный участок арендатора-лесопользователя.

В 2014 году был подготовлен и отправлен в МАБ ЮНЕСКО отчет о деятельности биосферного резервата «Нижегородское Заволжье» за 2002 — 2012 гг., по результатам оценки которого получены замечания о несоответствии БР «Нижегородское Заволжье» критериям «Мадридского плана действий МАБ», в частности, на территории Зоны сотрудничества нет постоянного или временного населения, проживающего на территории  биосферного резервата, и биосферный резерват взаимодействует только с населенными пунктами, расположенными за его пределами. ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский» предложено устранить замечания по отчету в срок до 30.09.2015 г.

Для устранения проблемы отсутствия постоянного или временного проживания населения на территории БР путем увеличения площади БР для включения в его пределы населенных пунктов и их населения, как это было предложено в периодическом отчете, необходимо внесение изменений в Федеральное Законодательство, предусматривающих порядок создания и ликвидации биосферных резерватов в России. Считаем целесообразным произвести разработку и внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в качестве отдельного раздела раздел «Биосферные резерваты»

2. О негативных последствиях вступления в силу  закон №307-ФЗ

Особую тревогу вызывает принятый 14.10.2014 г. закон №307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  которым внесены изменения в статьи 22.1, 23.25, п.10 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ, а также в статьи 33-35 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", фактически лишающие права государственных инспекторов права составления протоколов о нарушении режима особо охраняемых природных территорий, а также права применения соответствующих мер обеспечения административного производства. Указанные изменения, вступающие в силу с 15.11.2014 г. существенно снижают возможности контроля за соблюдением режима ООПТ федерального значения и могут привести к негативным последствиям для указанных территорий.

Для устранения негативных последствий указанных положений закона № №307-ФЗ считаем целесообразным предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести в законодательство РФ следующие изменения:

1. Внести в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях следующие изменения:

- установить, что сотрудники государственных учреждений, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий, являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях.

2. Внести изменения в п.10 части 5 статьи 28.3, Кодекса об административных правонарушениях в части наделения государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, сотрудников государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях) правами составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 КоАП РФ на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон.

Меню

Яндекс.Метрика