Правовые проблемы осуществления охоты на особо охраняемых природных территориях. Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия 17.11.14

Министерства по природопользованию и

 экологии Республики Карелия

 

 

Правовые проблемы осуществления охоты на особо охраняемых природных территориях

 

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года
№ 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) охотничьи угодья подразделяются на общедоступные охотничьи угодья и закрепленные охотничьи угодья.

В то же время в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 209-ФЗ выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется не только в общедоступных охотничьих угодьях и закрепленных охотничьих угодьях, но и на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Во исполнение пункта 5 статьи 31 Федерального закона № 209-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 года № 121 утверждены Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее – Порядок) и форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно Порядку выдача разрешений охотнику на добычу охотничьих ресурсов осуществляется:

- в закрепленных охотничьих угодьях – юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;

- в общедоступных охотничьих угодьях – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- на особо охраняемых природных территориях – природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 Федерального закона № 209-ФЗ, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях. Любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Исходя из диспозиции подпункта «б» пункта 33 статьи 1 Федерального закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступит в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования. Опубликован 15.10.2014 года), пользование животным миром на ООПТ допускается.

Таким образом, не ясен правовой статус ООПТ как охотничьих угодий, что на практике правоприменения может привести к проблемам, связанным с выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов и осуществлением охоты на ООПТ. Также не урегулирован вопрос о возможности или невозможности закрепления ООПТ как охотничьего угодья за юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

 

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты (статья 23 Федерального закона № 209-ФЗ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512 утверждены Правила охоты (далее – Правила). Согласно пункту 10 Правил, охота на ООПТ и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, осуществляется с соблюдением указанных Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и режимом природопользования, установленным на этих территориях.

В указанных Правилах также имеются правовые пробелы, связанные с осуществлением охоты на ООПТ:

1. Согласно подпункту «д» пункта 3.2 Правил, при осуществлении охоты охотник обязан соблюдать данные Правила, а также в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, иметь, в том числе иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке.

Пунктами 3.3. и 3.3.1. установлена норма о предъявлении по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за которыми Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» закреплены функции по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, документов, указанных в пункте 3.2 Правил, орудий охоты, продукции охоты, а также о предъявлении по требованию производственного охотничьего инспектора, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, по предъявлении им удостоверения производственного охотничьего инспектора документов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 3.2 Правил, а также вещей, находящихся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), и транспортных средств для их осмотра.

Отсутствует положение о предъявлении охотниками необходимых документов при осуществлении охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, в частности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), должностным лицам уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов государственной власти или природоохранных учреждений.

2. Пунктами 6 и 7 установлена норма об определении лица, ответственного за проведение коллективной охоты на копытных животных, медведей и волков в общедоступных охотничьих угодьях и в закрепленных охотничьих угодьях.

Отсутствует положение об определении лица, ответственного за проведение коллективной охоты на копытных животных, медведей и волков на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, в т.ч. на ООПТ.

3. Пунктами 21 и 28 установлена норма об уведомлении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный охотничий надзор на территории субъекта Российской Федерации, при доборе раненого копытного животного (подранка) и медведя в общедоступных охотничьих угодьях, не указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, и юридического лица, индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение или обладающего правом долгосрочного пользования животным миром, которое у них возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона об охоте, при доборе раненого копытного животного (подранка) и медведя в закрепленных охотничьих угодьях, не указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.

Отсутствует положение об уведомлении уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов государственной власти или природоохранных учреждений при доборе раненого копытного животного (подранка) и медведя на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных и не указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.

4. Пунктом 46 установлена норма об обучении (натаске и нагонке) охотничьих собак без применения охотничьего оружия в сроки охоты, предусмотренные Правилами, в специальных зонах, выделенных на территории охотничьих угодий в соответствии со схемой использования и охраны охотничьего угодья.

Пунктом 50 предусматривается, что при нахождении с собаками охотничьих пород в охотничьих угодьях или на ООПТ, собаки охотничьих пород должны быть на привязи, кроме случаев осуществления с ними охоты и их обучения в охотничьих угодьях.

Таким образом, не урегулирован вопрос обучения (натаски и нагонки) охотничьих собак на особо охраняемых природных территориях, а также вопрос о применении охотничьего оружия при обучении собак на ООПТ.

 

Предложения к рекомендациям парламентских слушаний:

 

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512, и Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2010 года № 121, изменения в части уточнения норм, связанных с правовым статусом ООПТ как охотничьих угодий, с выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов и осуществлением охоты на ООПТ, о возможности закрепления ООПТ как охотничьего угодья за юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

Меню

Новости экологии