«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «ПРИЭЛЬБРУСЬЕ» 17.11.14 ООПТ

               Охрана природных комплексов наиболее эффективна в рамках существующих государственных природоохранных организаций (заповедники, национальные парки, заказники и т.д.). Но для возможности более качественной и эффективной деятельности природоохранных организаций необходимо уточнение их прав.

               Опыт Национального парка «Приэльбрусье» показал, что существующее природоохранное законодательство, при наличии многих важных и нужных правовых гарантий, всё же не обеспечивает достаточных механизмов для эффективного управления природоохранной, а в её рамках, к примеру, туристско-рекреационной деятельностью. На данный момент регулирование данного направления осложнено отсутствием конкретики терминов правовых документов и практичности их применения. Национальные паркинаходятся в положении, когда для сохранения природных комплексов и регулирования туристско-рекреационной деятельности следует закрывать территорию для посещения вообще, или же находиться в противоречивом юридическом положении в отношении с посетителями, туристскими организациями и с хозяйствующими субъектами. Это ведёт к потере престижа особо охраняемых природных территорий и деградации  природных комплексов.

               С учётом размеров и ландшафта  территории Национального парка «Приэльбрусье» для проведения адекватных природоохранных мероприятий и на содержание соответствующего, как по количеству, так и по профессиональной квалификации штата, существующего бюджетного финансирования явно не достаточно. Наличие законодательной базы, уточняющей права национальных парков и позволяющей поступление дополнительных финансовых средств, поможет решить существующее противоречие и установить правильный баланс между использованием и сохранением природных ресурсов.

              Единственной организацией, которая в соответствии со своими полномочиями может качественно решать вопросы, связанные с туристской деятельностью в Приэльбрусье, является национальный парк. Но есть обстоятельства, не позволяющие полноценно решать означенный вопрос. В частности, из-за того, что национальный парк был создан позднее, чем некоторые организации, занимающиеся туристской деятельностью, они, как и некоторые другие хозяйствующие субъекты, по привычке осуществляют свою деятельность на территории Национального парка «Приэльбрусье», стараясь игнорировать вопросы согласования с национальным парком.  

               Хозяйствующими субъектами, пользующимися природными ресурсами национального парка «Приэльбрусье» являются гостиницы, турбазы, кафе, канатные дороги и др., деятельность которых осуществляется только за счёт наличия природных ресурсов национального парка, но от которых какой-либо компенсации на данный момент на природоохранную деятельность не идёт. Данное положение следует исправлять, например, обязательностью договора, прописанной в законе, между национальным парком и организациями или частными предпринимателями, дающим право на осуществление деятельности в границах национального парка. Договор, в котором, кроме прочего прописывалась бы и обязательность определённых финансовых отчислений в бюджет национального парка за пользование природными ресурсами. Что касается платы за посещение территории национальных парков, то в новой редакции закона об ООПТ это право у национальных парков появилось (статья 15, п.6). Однако поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина  Правительству  РФ от 31 января 2014 года, касающееся порядка определения платы, к сожалению, на данный момент не исполнено.

              В настоящее время в законе об ООПТ нет проработанных правовых механизмов и для регулирования въезда автотранспорта, в т.ч. грузового, а также пролёта воздушного транспорта (вертолеты) над территорией ООПТ. Наличествуют только общие положения о возможности создания автостоянок на территории НП и о запрете на въезд в заповедную зону, что, к примеру, не учитывает многих моментов, например ландшафтных особенностей территорий. Поэтому важно, чтобы был определён регламент и расчёт платы за въезд автотранспорта с учётом их технических характеристик. В этом контексте, также необходимо наличие возможности самостоятельно устанавливать въездные кордоны дирекциями ООПТ с согласованием только с МПР РФ.     

              Штрафы, которые взимаются за ущерб природным комплексам, по логике должны использоваться национальными парками на восстановительные мероприятия. Однако в соответствии с п. 4. ст. 46. ФЗ №145 от 31.07.98 года (Бюджетный кодекс РФ), суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства на территориях федерального значения, каковыми являются  национальные парки, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%. Странность данного положения очевидна.

              Цель отмеченных желательных уточнений в законодательстве - повышение эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий, сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия. Хочется надеяться, что те вопросы, на которые мы обратили внимание, будут учтены при принятии соответствующих  законодательных актов.

     

Меню

Яндекс.Метрика