Министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Григорьев В.А. 17.11.14 ООПТ

Парламентские слушания в ГД ФС РФ

17.11.2014 г.

 

Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия), проектах их развития, актуальных вопросах правового регулирования

 

Выступление Афанасьева С.М.,

министра охраны природы

                                                                                                Республики Саха (Якутия)

 

Создание, управление и обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий в Республике Саха (Якутия), как ресурса устойчивого развития, является  основным направлением реализации государственной экологической политики Республики Саха (Якутия).

В Республике Саха (Якутия) создана система особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая является региональной частью сети ООПТ Российской Федерации. Она объединяет в единую сеть особо охраняемые природные территории федерального (государственные природные заповедники) и республиканского (природные парки, ресурсные резерваты, государственные природные заказники, охраняемые ландшафты, памятники природы, уникальные озера) уровней и целый ряд категорий ООПТ местного – муниципального значения.

Сформировано республиканское законодательство, учитывающее региональные особенности, регламентирующее деятельность по созданию, управлению,  функционированию и развитию охраняемых природных территорий.

Система особо охраняемых природных территорий занимает 29,6 %  или 918 тыс. кв. км. территории республики и состоит из:

3 ООПТ федерального значения: государственные природные заповедники «Усть-Ленский» и «Олекминский», «Ботанический сад ИБПК СО РАН»;

125 ООПТ республиканского значения: 6 природных парков, 74 ресурсных резервата, 1 государственный природный заказник, 26 уникальных озер,  1  охраняемый ландшафт и 17 памятников природы;

89 ООПТ местного – муниципального значения.

 Система ООПТ, по сути, является одним из эффективных примеров регулирования состояния окружающей среды, одной из форм сохранения природы в целостности, ее биоразнообразия, сдерживающим фактором промышленной экспансии на живую природу и сохранения традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов Севера.  Данное положение особенно актуально для Арктической части республики и, сегодня, все Арктическое побережье республики охвачено сетью ООПТ республиканского и местного значения.

Заложена  основа стабильности окружающей среды, на ООПТ сохраняется, сберегается огромное видовое, экосистемное и ландшафтно-географическое разнообразие природы, уникальные красоты и необходимые для людей экологические функции. Охраняются места обитания 134  видов животных и 386 видов растений, занесенных в Красные Книги РФ и РС(Я).

На территориях ООПТ реализуются проекты по сохранению и расширению биологического разнообразия: «Расширение ареала и увеличение численности овцебыка в тундровой зоне Якутии», «Реакклиматизация лесного бизона в Центральной Якутии», «Охрана перелетных птиц и их местообитаний»,  «Медвежий патруль».

Расселение овцебыков из Таймыра впервые осуществлено в 1996-2002гг. и  2009-2010гг.,  2014г.  в тундровые зоны Анабарского, Булунского,  Аллаиховского и Нижнеколымского районов. За эти годы выпущено 168 овцебыка. Состояние популяций овцебыков стабильное, наблюдаются четкие тенденции к росту численности. Общая численность овцебыков возросла до 1500 особей. При продолжении расселения и естественного прироста, по оценочным расчетам к 2020 году поголовье достигнет 5000 особей. В процессе реализации проекта будут решены задачи по созданию сплошного ареала овцебыка в арктической зоне, что в перспективе позволит получить республике экономически выгодную продукцию.

  Реакклиматизация лесного бизона в целях восстановления исторического его ареала и численности на Северо–Востоке РФ – это, прежде всего, акция по спасению исчезающего вида, занесенного в Красную книгу МСОП и  имеет огромное международное значение, являясь важным резервным природным источником лесного бизона на случай возникновения форс-мажорной ситуации с его популяцией в Северной Америке. Лесные бизоны переданы Якутии безвозмездно Правительством Канады из национального парка "Элк-Айленд" в количестве 90 голов, которые были перевезены в три этапа – 2006, 2011 и 2013 годах и размещены в специальных питомниках. В настоящее время численность лесных бизонов увеличилась до 130 голов.  Воссоздание жизнеспособной популяции лесных бизонов в Якутии позволит в ближайшем будущем получить экономический эффект, в части туристической привлекательности, создания гибридов с крупным рогатым скотом и получения мясной продукции.

В рамках Соглашения, подписанного в 2013 году между Правительствами России и Китая, реализуется проект об охране перелетных птиц и их местообитаний. В Якутии это Соглашение касается 202 видов перелетных птиц, в том числе 18 видов, занесенных в Красную книгу РФ и 34 охотничьих из числа водоплавающих и болотно-луговых видов птиц. Из важнейших видов редких птиц в этом списке фигурируют стерх, черный журавль, пискулька, кречет, беркут и дальневосточный кроншнеп. Статус редкости птиц мировой фауны принадлежит стерху, включенному в Красную книгу МСОП и РФ. Вид представлен двумя популяциями: относительно небольшой западносибирской и восточной, включающей 99% общей численности вида. Места гнездования восточной популяции сосредоточены в тундрах между реками Яна и Колыма на северо-востоке Российской Федерации, места зимовок - на озере Поянг в юго-восточном Китае. Благодаря природоохранным усилиям России и Китая численность стерха увеличилась до 4000 особей.

С 2008 года Якутия при поддержке Российского отделения Всемирного фонда природы (WWF России) участвует в мероприятиях "Медвежий патруль" по организации слежения за состоянием и сохранением белых медведей на побережье и островах Восточно-Сибирского моря. В проекте участвуют районные госинспектора ООПТ и ГЭН  Министерства охраны природы РС(Я). Наблюдения за белыми медведями ведутся в весеннее и осеннее время в ресурсных резерватах: "Курдигино-Крестовая" и "Медвежьи острова" в Нижнеколымском районе и   прибрежной морской зоне ресурсного резервата "Кыталык" в Аллаиховском районе.

Значительное внимание уделено по включению региональной системы в существующие международные системы ООПТ. 15 водно-болотных угодий                    (ВБУ) республики включены в «теневой Список» ВБУ России, претендующих на международный статус. В данное время ведется актуализация документации для представления материалов в Минприроды России для придания им статуса  водно-болотных угодий международного значения, охраняемых Рамсарской  Конвенцией.  Ресурсный резерват «Кыталык» в Арктической зоне  входит в международную сеть охраняемых мест обитания журавлей Северо-Востока Азии. Государственный природный заповедник «Усть-Ленский» претендует на включение в Список всемирного наследия в составе номинации «Дельта – Лена». Безусловное достижение республики в этом плане, - это включение природного парка «Ленские Столбы» в Список природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, ведется подготовительная работа по приданию природному парку «Ленские Столбы» статуса национального природного парка федерального значения.

В 2011г. впервые была принята подпрограмма «Воспроизводство водных биологических ресурсов» в рамках РЦП «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». В подпрограмму включен проект по искусственному воспроизводству сибирского осетра на р. Лена с использованием мобильных инкубационных цехов. Для решения проблем развития озерного и речного рыбоводства, а также восстановления рыбных запасов Министерство охраны природы РС(Я) ведет работы по искусственному зарыблению водоемов на ООПТ в центральной части Якутии.

Природные парки и другие ООПТ Якутии сегодня являются объектами международного сотрудничества. Работы проводятся в области экологического мониторинга, изучения закономерностей трансграничной миграции редких видов животных и птиц, научных исследований изменения состояния окружающей природной среды, партнерства в области экологического туризма и экологического просвещения. Примерами такого сотрудничества являются первая международная биологическая научно-исследовательская станция «Лена-Норденшельд», природный парк «Ленские Столбы», ресурсные резерваты «WWF-Саха (Чаруода)»,  «Кыталык», «Колыма-Корен».

В природных парках Ленские Столбы, Сиинэ, Момский, Усть-Вилюйский развивается экологический туризм, они также являются центрами экологического просвещения населения. Реализуется проект развития экологического просвещения и туризма на базе бизонария «Усть-Буотама». Целью данного проекта является позиционирование бизонария как одного из узнаваемых брэндов Якутии, места, где есть возможность увидеть лесных бизонов живыми в их  естественной среде обитания.

Деятельность Правительства Республики  Саха (Якутия) в области охраны природных ресурсов республики, прежде всего,  нацелена на поддержку эффективного функционирования системы ООПТ. Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 801 от 09.01.2008г. утверждена Концепция государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и мерах по ее реализации. В Плане реализации основных направлений Концепции утверждены мероприятия по оформлению прав собственности, на земельные участки особо охраняемых природных территорий республики.

Правительство Республики Саха (Якутия)  распоряжением от 29.07.2009г. №178-р (в ред.22.03.2011 г. №208-р)  наделило структурное подразделение Министерства охраны природы РС(Я) - Департамент биологических ресурсов правообладателем  особо охраняемых природных территорий на праве постоянного бессрочного пользования и исполнителем  полномочий по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий РС(Я) (постановление Правительства РС(Я) от 27.05.2010 г. №252).  В соответствии с этим распоряжением Департаменту (в дальнейшем Дирекции) предстояло оформить права на земельные участки ООПТ, обеспечить государственный кадастровый учет земельных участков ООПТ РС(Я) и перевод земель из категории земель с/х назначения, земель лесного и водного фонда и иных в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Реализован значительный по своим масштабам и объему вид деятельности по формированию землеустроительных дел особо охраняемых природных территорий  республиканского (регионального) значения. Проведены работы по межеванию земельных участков, определению категорий земель в соответствии с Земельным Кодексом на ранее отведенные под особо охраняемые природные территории земли, оформлению земельных дел,  присвоению кадастровых  номеров особо охраняемым природным территориям.  На сегодня все ООПТ республиканского значения поставлены на государственный кадастровый учет. Уполномоченный орган Министерства охраны природы РС(Я) - ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов и ООПТ Минприроды РС(Я)» сегодня является правообладателем земельных участков 52 ООПТ республиканского значения на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 2. ст. 15 Федерального закона 172-ФЗ и ст. 12 Земельного кодекса РС (Я) осуществлен перевод земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, это земельные участки 7 ресурсных резерватов  и 1 государственного природного заказника Арктической зоны.

Мероприятия по оформлению права собственности на земельные участки особо охраняемых природных территорий республики продолжаются. Затем предстоит осуществить перевод земельных участков ООПТ, расположенных в землях государственного лесного фонда, водного фонда и иных в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов и, в последующем будут иметь статус земель природоохранного и природно-заповедного фонда, станут частью общероссийской природоохранной системы.

При этом существуют проблемы нормативно-правового регулирования земельных и лесных отношений на особо охраняемых природных территориях:

- в части оформления и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков иных пользователей, в т.ч. земельных участков кочевых родовых общин на землях особо охраняемых природных территорий.  Имеются случаи наложения земельных участков родовых общин и пользователей сенокосных угодий на особо охраняемые природные территории. Они  являются вновь образуемыми земельными участками, либо ранее учтенными до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

-  в части отнесения лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях к категории «защитные леса». Леса на особо охраняемых природных территориях отнесены в большинстве случаев к эксплуатационным лесам, а это чревато осуществлением видов лесопользования, запрещенных режимом ООПТ и приводящие к разрушению природных комплексов, для сохранения которых они создавались.

 

Планы совершенствования управления системой ООПТ:

 

  1. Осуществить перевод земель лесного фонда и иных категорий в границах ООПТ в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Придать системе ООПТ Республики Саха (Якутия) статус земель природоохранного и природно-заповедного фонда.
  2. Завершить законодательное закрепление земель ООПТ за Республикой Саха (Якутия).
  3. Совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования ООПТ.
  4. Разработать и внедрить с учетом российского и международного опыта Планы управления (менеджмент-планы) для особо охраняемых природных территорий, вести мониторинг их реализации.
  5. Создать модельные особо охраняемые природные территории различного целевого назначения для отработки механизмов устойчивого развития.
  6. Продолжить деятельность по приданию 15 водно-болотным  угодьям РС(Я) статуса  водно-болотных угодий международного значения, охраняемых Рамсарской  Конвенцией. 
  7. Осуществить анализ природоохранной ценности и эффективности особо охраняемых природных территорий РС(Я) с целью пересмотра статуса части особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Повысить статус некоторых республиканских ООПТ до статуса ООПТ федерального значения: природный парк «Ленские Столбы», ресурсные резерваты «Лена-Дельта», «Кыталык», «Медвежьи острова», «Большое Токко».
  8. Вести полноценный Кадастр особо охраняемых природных территорий Республики.
  9. Обеспечить эффективное функционирование Арктических ООПТ, сохраняющих традиционные формы устойчивого природопользования коренных и малочисленных народов Севера, создать условия для повышения уровня жизни местного населения.

 

Предложения и рекомендации:

 

Предложить государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

 

1. Внести в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» следующие изменения:

- для регулирования земельных отношений в границах особо охраняемых природных территорий внести изменения и дополнения в части расширения единиц кадастрового деления и в порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, также постановки на государственный кадастровый учет земельных участков иных пользователей в границах особо охраняемых природных территорий.

2. Внести в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях следующие изменения:

 - в части создания  региональных особо охраняемых природных территорий с одновременным переводом земельных участков в категорию земель «земли особо охраняемых природных территорий и объектов»;

- в части перевода в категорию земель «земли особо охраняемых природных территорий и объектов», ранее созданные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- включить сотрудников государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ регионального значения в перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования ООПТ с наделением их соответствующим полномочиями;

 3.  Внести в Лесной кодекс РФ следующие изменения:

- установить, что отнесение лесов к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» осуществляется при создании ООПТ федеральным органом исполнительной или органом исполнительной власти субъекта РФ, принявшем решение о создании ООПТ;

- отнести леса, расположенные на ранее созданных и поставленных на государственный кадастровый учет ООПТ к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях».

4. Внести в Земельный кодекс РФ следующие изменения:

- установить, что решение о создании ООПТ одновременно является решением о переводе земельных участков в границах ООПТ в категорию земель «Земли особо охраняемых природных территорий и объектов»;

- придать статус категории земель «Земли особо охраняемых природных территорий и объектов» ранее созданным и поставленным на государственный кадастровый учет земельным участкам ООПТ.

 

Предложить Правительству Российской Федерации

 

  1. Включить региональные проекты «Расширение ареала и увеличение численности овцебыка в тундровой зоне Якутии», «Реакклиматизация лесного бизона в Центральной Якутии», «Охрана перелетных птиц и их местообитаний» в проект государственной программы Российской Федерации  «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
  2. Рассмотреть вопрос о совершенствовании сети особо охраняемых местообитаний редких журавлей северо-востока Азии. Для повышения эффективности мероприятий по мониторингу и охране перелетных птиц необходима разработка единой системы природоохранных действий на международном, национальном и региональном уровнях, основанной на объективной оценке популяции, факторов ее динамики.

 

 

Меню

Яндекс.Метрика