Предложения директора ФБГУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» Кочергина А.С.

Тезисы выступления и предложения директора

Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Смоленское Поозерье»

Кочергина Александра Семеновича

 

 Проблемы, связанные с законодательством об административных правонарушении.

 

1) В соответствии с главой 27 КОАП РФ некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (осмотр принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и содержащихся там вещей и документов, досмотр транспортных средств, изъятие орудий или  предметов административного правонарушения, арест товаров или транспортных средств, являющихся орудиями или предметами административного правонарушения) могут осуществляться государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков  только в присутствии понятых.

В то же время, в труднопроходимых малонаселенных местах, где расположено большинство ООПТ, с учетом ограничений на их посещение, предусмотренных законодательством, найти понятых зачастую практически невозможно.

В части 3 статьи 170 Уголовно-процессуального кодекса РФ содержится норма, согласно которой в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись.

Однако, в КоАП РФ аналогичная норма отсутствует.

 

2) 15 ноября вступит в силу Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно некоторым положениям этого закона, государственные инспектора заповедников и национальных парков (кроме директоров и их  заместителей) лишены права составления протоколов об административных правонарушениях.

Это означает и лишение инспекторов заповедников и национальных парков права осуществлять иные меры, необходимые для охраны их территорий (досмотр транспортного средстсва, изъятие оружия).

Только директора заповедников и парков и  их заместители не смогут обеспечить эффективную охрану особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

  То есть, с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ фактически прекратится работа по охране всех ООПТ федерального значения.

Лишение государственных инспекторов по охране заповедников и парков практически всех полномочий приведет к резкому росту браконьерства и других нарушений режима ООПТ.

С учетом того, что именно заповедники и парки обеспечивают охрану наиболее редких и ценных видов животного и растительного мира (включая такие глобально редкие виды, как амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, белый медведь), лишение их сотрудников прав инспекторов может привести к деградации популяций этих видов,  а в некоторых случаях – и к полному их уничтожению.

В связи с вышеизложенным, в целях предотвращения указанных последствий, считаем необходимым президенту РФ принять следующие неотложные меры:

 

  1. 1.      Поручить Правительству срочно подготовить законопроект, наделяющий государственных инспекторов заповедников и национальных парков правами составления протоколов об административных правонарушениях.
  2. 2.      Издать указ, согласно которому, до вступления в силу приведенного федерального закона, государственные инспектора заповедников и национальных парков пользуются правами государственных инспекторов в области охраны окружающей среды в части составления протоколов об административных правонарушениях.

 

Проблемы, связанные с применением  уголовного законодательства.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба является уголовно наказуемым деянием.

В то же время, в указанной статье отсутствует определение значительного ущерба.

Не приведено оно и в постановлении Пленума Президиума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

В связи с этим, правоохранительные органы зачастую отказывают в возбуждении уголовных дел в связи с тем, что причиненный ущерб не является е значительным.

 

Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях следующие изменения:

- установить, что государственные инспектора заповедников и национальных парков имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях совершенных на ООПТ;

- установить, что в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях может осуществляться в отсутствии понятых.

 

4.Внести в Уголовный кодекс РФ следующие изменения:

- определить размер значительного ущерба применительно к статье 262 УК РФ.

 

Возможность дополнительного привлечения средств для ООПТ из внебюджетных источников.

 

Помимо финансирования ООПТ из средств бюджетов разных уровней Закон об ООПТ предусматривает возможность дополнительного привлечения средств из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены следующие виды доходов бюджетов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

При этом к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

К безвозмездным поступлениям относятся, в том числе:

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации к собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением

субвенций.

Ранее пунктом 2 статьи 16 Закона об ООПТ было установлено, что средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются средства, получаемые национальными парками:

от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной

деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Пунктом 3 статьи 16 Закона об ООПТ было установлено, что штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

Вышеуказанные пункты из ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) были исключены.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, подлежат зачислению в федеральный бюджет, за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, - в федеральный бюджет, за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного настоящим пунктом и пунктами 2 и 3 настоящей статьи, - в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении.

Согласно статьям 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду поступает в неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пункту 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде.

Таким образом, ООПТ не могут распоряжаться в установленном порядке средствами в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на ООПТ, от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также штрафами, налагаемыми в административном порядке за экологические правонарушения. Соответствующие изменения необходимо внести в действующее законодательство регулирующее отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Меню

Яндекс.Метрика