Каковы правовые последствия сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на рельеф местности на основании разрешения на сброс в водный объект?

Отвечает: Старший юрист Центра Валерия Алымова

Сайты: ecolawyer.ru, ecours.ru

Как известно, обязательным условием осуществления сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду является наличие разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды

При этом сброс загрязняющих веществ на рельеф местности не является сбросом загрязняющих веществ непосредственно в поверхностные и подземные водные объекты.

В свою очередь, оформление разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, при фактическом сбросе на рельеф местности не соответствует действующему законодательству.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 октября 2013 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» дополнена пунктом 7 следующего содержания:

«7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;».

Таким образом, в соответствии с п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

На основании изложенного, поступление загрязняющих веществ со сточными водами по рельефу местности в водный объект является нарушением ст. 65 Водного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 8.6. указанного Федерального закона уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ на рельеф местности без разрешения образует состав административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.1, 8.6, 8.8 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Таким образом, сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон водных объектов, в т. ч. путем поступления сточных вод по рельефу местности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.42 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

При этом вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

В свою очередь вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, данной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в том числе в результате химического загрязнения почв из-за поступления химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах.

В свою очередь, в соответствии с п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87, исчисление размера вреда, причиненного водным объектам (далее – исчисление размера вреда), осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.

На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на рельеф местности, результатом которого является превышение нормативов качества окружающей среды (в отношении почв), образует основание для исчисления и взыскания вреда, причиненного почвам, в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и положениями Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238.

При этом при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод на рельеф местности исчислению подлежит вред, причиненный химическим загрязнением.

Важно отметить, что исчисление вреда, причиненного водному объекту, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства.

При этом недоказанность нарушения лицом требований водного законодательства исключает возможность исчисления вреда, причиненного водному объекту в результате превышения допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод.

Меню

Яндекс.Метрика