5 августа 2014 г. на сайте http://regulation.gov.ru/ размещен Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Водного кодекса Российской Федерации»

Проектом Федерального закона предлагается дополнить статью 16 Водного кодекса Российской Федерации частью 21 следующего содержания:

«21. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта для целей эксплуатации причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов заключается без проведения аукциона.»

В пояснительной записке к законопроекту его авторы (Минприроды России) объясняют, что, по их мнению, для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, строительство которых осуществлено на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта.

И, в связи с тем, что для авторов представляется очевидным, что использование, в том числе подводных и подземных переходов водных объектов осуществляется на основании договора водопользования, организациям, претендующим на заключение такого договора для целей, определенных проектом Федерального закона, предлагается предоставить право заключать договор водопользования без проведения аукциона.

В качестве обоснования позиции Минприроды России об обязательности заключения договора водопользования приводятся решения арбитражного суда первой инстанции по делу № А40-93401/11, арбитражного суда апелляционной инстанции по тому же делу и отказ ВАС РФ в передаче в Президиум ВАС РФ данного дела на рассмотрение (определение № ВАС-13069/12).

При этом необходимо отметить, что судебная арбитражная практика, сложившаяся по вопросу необходимости / отсутствия необходимости заключения договора водопользования, в т.ч. при эксплуатации подводных и подземных переходов, трубопроводов и т.д. далеко не так однозначна, как о том сообщают авторы законопроекта.

Так, например, в Постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции от 21 июля 2014 г. по делу № А12-32819/2013 арбитражный суд пришёл к выводу, что эксплуатация переходов магистральных трубопроводов под дном водного объекта не является использованием акватории водного объекта. Отсутствие заключенного договора водопользования для целей эксплуатации подводных переходов в данном случае не образует состав административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ.

Согласно пояснительной записке, авторы выражают обеспокоенность в отношении интересов организаций нефтяной, газодобывающей, энергетической и иных ключевых отраслей экономики:

«Практика проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования выявила случаи участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является не использование акватории для осуществления хозяйственной деятельности, а извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в нем либо за переуступку права пользования акваторией. В этой связи хозяйствующие субъекты таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобывающая, топливно-энергетический комплекс, судостроительное и судоремонтное производство, портовая деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.»

Проблема, которую потенциально заключает в себе рассматриваемый законопроект, заключается в том, что в случае, если он будет принят, спор хозяйствующих субъектов и административных органов, имеющий место в настоящее время и с переменным успехом разрешаемый арбитражными судами то в одну, то в другую сторону в зависимости от конкретных обстоятельств дела и особенностей судебного состава, будет исчерпан.

В случае дополнения статьи 16 Водного кодекса РФ частью 21 в формулировке, предлагаемой проектом Федерального закона, все организации, эксплуатирующие подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные причалы, а также судоподъемные и судоремонтные сооружения, гидротехнические сооружения, мосты, будут обязаны заключать договор водопользования. Но уже без проведения аукциона.

Меню

Яндекс.Метрика