Письмо Росприроднадзора от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324 «О рассмотрении обращения [по вопросу утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение]»

Письмо Росприроднадзора от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324 «О рассмотрении обращения [по вопросу утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение]»

В данном Письме Росприроднадзор поясняет, что его территориальным органам, при решении вопросов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, следует руководствоваться положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», а также разъяснениями Минприроды России.

Также Росприроднадзор в очередной раз разъяснил процедуру паспортизации отходов I-IV классов опасности и процедуру отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (со ссылкой на Письмо Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 05-12-44/27813 «О направлении разъяснений [о комплектности документов, представляемых в целях паспортизации отходов]»).

Необходимо отметить указание службы на то, что процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов и разработки ПНООЛР.

Кроме того, Росприроднадзор повторно осветил перечень оснований для отказа в утверждении ПНООЛР, связанный с несоблюдением предусмотренных законодательством процедур.

К ним отнесены:

1) Представление в составе ПНООЛР сведений об отходах с неподтвержденными в установленном порядке классами опасности для окружающей среды.

2) Представление в составе ПНООЛР сведений об отходах с подтвержденными в установленном порядке классами опасности для окружающей среды только для части отходов из перечня, заявленного в ПНООЛР.

3) Представление в составе ПНООЛР сведений об отходах с подтвержденными в установленном порядке классами опасности, не включенных в ФККО.

4) Представление в составе ПНООЛР сведений об отходах при отсутствии в территориальном органе Росприроднадзора документов, удостоверяющих эти сведения. Имеется ввиду отсутствие копий паспортов на отходы I - IV классов опасности и копий документов, подтверждающих отнесение видов отходов к конкретному классу опасности.

Комментарий Центра:

Позиция Росприроднадзора, изложенная в Письме от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324 «О рассмотрении обращения [по вопросу утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение]» не соответствует действующему законодательству по следующим причинам.

В соответствии с п. 1 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349) (далее - Методические указания) данные Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

На основании п. 2 указанного нормативного правового акта Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 21 Методических указаний в разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение № 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу(ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение № 9 к Методическим указаниям).

Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При этом в приложениях № 8 и № 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Необходимо отметить, что какая-либо иная информация, касающаяся подтверждения отнесения вида отхода к конкретному классу опасности, помимо указанной выше, в составе ПНООЛР не представляется.

При этом отсутствие отходов в ФККО при наличии реквизитов письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не может являться основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При применении письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324 необходимо иметь ввиду следующее.

В соответствии со п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно.

При этом, в соответствии с п. 10 Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Также, в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

При этом, в соответствии с п. 2 Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324 не является нормативным правовым актом и не влечет каких-либо правовых последствий.

На указанное письмо нельзя ссылаться при разрешении споров.

https://www.ecours.ru/ru/

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

  

ПИСЬМО

 

от 16 июля 2015 г. № АА-03-04-36/12324

 

 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с обращениями, в дополнение к ранее направленному письму 18.05.2015 № ОД-03-04-36/8203, по вопросу утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) сообщает следующее. 

При рассмотрении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и принятии решения об утверждении НООЛР или выдаче отказа в утверждении НООЛР следует руководствоваться Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок), а также Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее - Методические указания). 

Согласно п. 21 Методических указаний, в приложениях 8 и 9 к проекту НООЛР необходимо указывать реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности. 

Ввиду отсутствия в настоящее время нормативного документа, регламентирующего порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, территориальным органам Росприроднадзора надлежит руководствоваться положениями ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление), а также разъяснениями Минприроды России. 

Так, согласно письму Минприроды России от 04.12.2014 № 05-12-44/27813, документом, подтверждающим отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, является копия письма территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, далее - ФККО) и Банк данных об отходах (далее - БДО), и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО с присвоением соответствующего кода и наименования отхода. 

При наличии документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода I - IV класса опасности по типовой форме, утвержденной Постановлением. 

Таким образом, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, по включению вида отхода в ФККО и БДО, являются первичными перед процедурой паспортизации отходов и разработки проектов НООЛР. 

Согласно Методическим указаниям сведения об отходах при заполнении форм в приложениях к проекту НООЛР приводятся с обязательным указанием наименования и кода отхода по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. 

Указанное подтверждается также и позицией Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312, направленной в адрес Росприроднадзора для руководства в работе. 

Таким образом, представление в составе проекта НООЛР сведений о классах опасности, наименованиях и кодах видов отходов или части отходов, не подтвержденных в установленном порядке территориальным органом Росприроднадзора, представление в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в ФККО, а также и указание в приложениях 8 и 9 к проекту НООЛР реквизитов письма, которым хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора были направлены документы, которые не являются документами, подтверждающими класс опасности отхода, является представлением недостоверной информации, что в соответствии с п. 11 Порядка является основанием для отказа в утверждении НООЛР. 

 

 

Временно исполняющий

 

обязанности Руководителя

 

А.М.АМИРХАНОВ

 

Меню

Новости экологии