Из закона "О недрах" хотят устранить лазейку, позволявшую не консервировать старые шахты

Горнодобывающие компании могут потерять возможность избегать консервации старых шахт. Депутат Василий Тарасюк внес в Госдуму законопроект № 499861-6 "О внесении изменения в статью 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах".

Согласно ст. 26 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (далее – Закон № 2395-1), после прекращения добычи полезных ископаемых компания обязана провести работы по консервации шахты (если там еще остались полезные ископаемые) либо по ее ликвидации (если месторождение выработано полностью). Шахта должна быть приведена в соответствие с экологическими нормами и техникой безопасности.

Однако многие фирмы используют лазейку, обусловленную ст. 17.1 Закона № 2395-1. Согласно этой статье, фирма может провести реорганизацию путем разделения на два юридических лица, и при этом сохранить право пользования недрами. Таким образом, недобросовестный бизнесмен разделяет свою организацию на две компании, одной из которых (фиктивной) достается старое месторождение, а вторая (настоящая) переходит на новое. Фиктивная фирма не проводит консервацию или ликвидацию шахты. Она либо проходит процедуру банкротства, либо просто остается на месторождении и не ведет никакой деятельности. Настоящая фирма тем временем получает прибыль на новом участке, не имея никаких обязательств по отношению к предыдущему.

Тарасюк предлагает внести в ст. 17.1 Закона № 2395-1 примечание, согласно которому после реорганизации фирма, первоначально работавшая на месторождении, обязана оставить своей преемнице деньги на ликвидацию либо консервацию. Сумма каждый раз будет рассчитываться индивидуально, в зависимости от состояния шахты.

Вопрос о заброшенных месторождениях в феврале 2014 года поднимало Минприроды России. Ведомство разместило на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно документу, горнодобывающие компании должны были бы отчислять деньги в ликвидационный фонд, из средств которого затем проводилась бы консервация и ликвидация месторождений. При этом была бы уменьшена база налога на прибыль, чтобы не обременять бизнесменов чрезмерными затратами. Публичное обсуждение законопроекта уже завершено, однако о его внесении в Госдуму до сих пор не сообщалось.

По информации Минприроды России, за 1994-2008 годы на ликвидацию заброшенных месторождений было затрачено 36,4 млрд руб. из федерального бюджета. Общая ликвидационная задолженность недропользователей на сегодняшний день составляет 16 млрд руб.

Особенно остро стоит вопрос с ликвидацией шахт в городах Прокопьевск, Киселевск и Анжеро-Судженск Кемеровской области. В Прокопьевске необходимо ликвидировать семь шахт, на что требуется 24,5 млрд руб. Для закрытия четырех шахт в Киселевске необходимы 6 млрд руб. Сколько шахт надо закрыть в Анжеро-Судженске, не сообщается, называется лишь стоимость работ – 8 млрд руб. Большинство этих месторождений начали разрабатывать в 1930-1940-е годы. В 1990-е годы они стали убыточными, но их не закрывают, так как владельцы не могут найти достаточно денег на ликвидационные работы. Так, за 2011 год убытки от деятельности этих шахт составили 550 млн руб. Состояние шахт негативно сказывается на экологии. Кроме того, шахты являются градообразующими предприятиями для перечисленных городов, поэтому их сегодняшнее состояние негативно влияет на социальную обстановку.

http://www.garant.ru/news/537576/

Яндекс.Метрика