Доклад Руководителя Роснедр В.А.Пака

В.А.Пак

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по недропользованию

 

Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и её континентальном шельфе

 

Уважаемые Дамы и Господа! Дорогие коллеги!

В силу географических особенностей и геологического строения нашей страны недра России являются ее основным достоянием. Государственный бюджет Российской Федерации не менее чем на две трети наполняется за счет богатств, извлеченных из недр, поэтому повышение инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых является весьма актуальной задачей.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по недропользованию ведет работу по подготовке проектов законодательных и подзаконных актов, направленных на совершенствование правового регулирования отношений недропользования. Основные направления этой работы показаны на слайде.

Повышение эффективности государственного управления отношениями в недропользовании включает совершенствование системы размещения и исполнения государственного заказа в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; создание единого фонда геологической информации; совершенствование государственной экспертизы запасов; а также введение государственной экспертизы технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.

Важнейшими направлениями нашей работы являются также стимулирование приобретения права пользования недрами на ранних стадиях геологоразведочных работ, на стадии разведки и добычи полезных ископаемых; совершенствование действующей системы регулирования отношений недропользования после получения лицензии.

Остановлюсь на этих направлениях более подробно.

В целях совершенствования системы размещения государственного заказа в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Роснедрами готовятся предложения, призванные учесть специфические черты геологоразведочных работ, такие как наукоемкость, исследовательский характер, индивидуальность методических подходов по реализации каждого проекта, сезонность, многоэтапность и многостадийность, вероятностный характер результатов работ, необходимость обеспечения совместимости результатов исследований, полученных на разных стадиях, возможность корректировки проектных решений и многое другое.

На наш взгляд, эти особенности позволяют отнести геологоразведочные работы, проводимые в рамках госзаказа, к специализированным видам исследований, что в рамках нового закона о контрактной системе требует проведения предквалификационного отбора претендентов.

Для создания единого фонда геологической информации Роснедра ведется подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о преобразовании ФГУНПП «Росгеолфонд» в федеральное бюджетное учреждение, находящееся в ведении Федерального агентства по недропользованию и обеспечивающего сбор, хранение и предоставление информации, как на федеральном, так и на территориальном уровнях. Мы также готовим предложения по составу геологической информации, которую пользователи недр обязаны представлять в государственный фонд геологической информации. Важным направлением нашей работы является обеспечение свободного доступа ко всей геологической информации, полученной за счет бюджетных и внебюджетных источников, в том числе с использованием Интернет-технологий.

Для совершенствования системы государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра готовит актуализацию ее методической основы, которая предполагает расширение участия в этой работе независимого экспертного сообщества. Мы также планируем доработать Классификацию запасов полезных ископаемых так, чтобы она соответствовала международным стандартам. Проект классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов уже подготовлен Роснедрами и направлен в Минприроды России.

Исполняя решение Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Минприроды России при участии Роснедр подготовило законопроект, предусматривающий введение государственной экспертизы технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.

Рассматривается вопрос об организации экспертизы проектов геологического изучения недра, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и экспертизы технических проектов разработки месторождений по принципу «одного окна».

 

Серьезной проблемой отечественного недропользования является исчерпание поискового задела – участков недр, на которых возможно открытие новых, эффективных к разработке месторождений. В связи с этим особую актуальность приобретает привлечение недропользователей к ранним стадиям геологоразведочных работ, позволяющих повысить геологическую изученность территории страны. Какие меры необходимо для этого предпринять?

Во-первых, ввести заявительный порядок предоставления права пользования участками недр, на которых отсутствуют ресурсы категорий Р1 и Р2. В соответствии с этим принципом заинтересованными лицами подается заявка, содержащая предложения относительно границ участка недр и основных условий пользования им. Роснедра и его территориальные органы рассматривают ее и, если отсутствуют препятствующие обстоятельства, выдают заявителю лицензию на право пользования недрами. В то же время устанавливаются ограничения общего числа лицензий на геологическое изучение недр, которое может быть получено заявителем в упрощенном порядке, – не более 3 участков недр, размером не более 100 км2 каждый. В качестве пилотного проекта заявительный порядок предлагается ввести на территории Амурской области, Приморского края, Свердловской области и Хабаровского края. В случае, если он окажется успешным, планируется распространить его на всю территорию Российской Федерации.

Во-вторых, для упрощения доступа недропользователей к участкам недр, по которым имеются сведения о ресурсах полезных ископаемых категорий Р2 и Р1, предлагается нормативно закрепить право заинтересованных лиц участвовать в формировании перечней участков недр, предлагаемых для геологического изучения за счет собственных средств заявителей. Кроме того, предлагается существенно сократить сроки как формирования перечней участков недр, так и рассмотрения заявок. 

Введение заявительного порядка предоставления права пользования недрами предполагается осуществить приказом Минприроды России, зарегистрированным в Минюсте.

Для стимулирования геологоразведочных работ ранних стадий, помимо опытного внедрения заявительного принципа, предлагается внести несколько изменений в Закон «О недрах». Во-первых, предусмотреть увеличение срока геологического изучения недр на суше с пяти до семи лет на всей территории страны, а не только на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Во-вторых, предлагается выдавать поисковые лицензии на группы полезных ископаемых, например, на углеводородное сырье или твердые полезные ископаемые в целом. В этом случае, при установлении факта открытия месторождения любого полезного ископаемого из данной группы, недропользователь получит право на его разработку. В третьих, рассматривается возможность переноса уплаты разового платежа при установлении факта открытия месторождения на начало его промышленной разработки, что позволит снизить финансовые затраты на ранних стадиях освоения участков недр.

Для стимулирования внебюджетных инвестиций в геологоразведочные работы на стадии разведки и добычи полезных ископаемых предлагаются следующие механизмы. Мы предлагаем:

  • упростить процедуру участия в конкурсах и аукционах, в том числе через отмену требования предоставления документов, подтверждающих финансовые, технические и кадровые возможности заявителей, которые на практике не позволяют судить о реальных возможностях недропользователей. Установление подобных требований будет допускаться только в отношении участков недр федерального значения по решению Правительства Российской Федерации.
  • предоставить право пользования недрами единственному участнику аукциона, а в случае неуплаты победителем разового платежа – участнику аукциона, предложение которого заняло второе место.
  • установить аукционное окончание конкурсов в случае получения равных оценок по ТЭО двумя или более участниками.

Еще одним важным механизмом стимулирования инвестиций в разведку и добычу являетсяизменение оснований отнесения объектов к участкам недр федерального значения.

Нами подготовлен законопроект, который исключает проявления алмазов и металлов платиновой группы, а также их россыпные месторождения из числа участков недр федерального значения. Это позволит быстрее вводить в эксплуатацию небольшие по размерам месторождения, не оказывающие существенного влияния на отрасль в целом, но интересные небольшим компаниям.

Мы считаем необходимым продолжить эту работу и исключить из числа участков недр федерального значения проявления и месторождения ряда других полезных ископаемых. Для этого их надо будет сначала исключить из списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну. Особенно актуален свободный доступ к сведениям о балансовых запасах тантала, ниобия, бериллия, лития, редких земель в связи требованием ускоренного экономического развития Дальневосточного региона на основе расширенного использования минерально-сырьевой базы этого региона.

 

Для освоения трансграничных месторождений, расположенных на территории Российской Федерации и других государств, предлагается считать вступивший в силу международный договор достаточным основанием для возникновения права пользования недрами. Порядок выдачи лицензий по этому основанию предлагается устанавливать постановлением Правительства Российской Федерации.

Еще одним направлением нашей работы, направленным на повышение инвестиционной привлекательности недр, является изменение действующей системы регулирования отношений после получения лицензии с тем, чтобы установить прозрачные и понятные правила игры в данной сфере. Совершенно очевидно, что установление условий пользования недрами может осуществляться лишь на этапе проектирования; на этапе лицензирования это невозможно из-за отсутствия необходимой геологической информации. С другой стороны, необходимо обеспечить оперативную корректировку условий пользования недрами, когда того требуют изменившиеся условия освоения месторождения.

Решение этих проблем возможно с принятием федерального закона, проект которого разработан Минприроды совместно с Роснедрами. Им предлагается, в частности, требования по объемам, видам и срокам работ, а также уровень добычи и некоторые другие параметры устанавливать не в лицензии, а в проектной документации. При этом лицензия на пользование недрами будет содержать лишь требования к срокам подготовки проектной документации. В соответствии с проектом закона, к числу оснований внесения изменений в лицензию будут относиться также невозможность выполнения условий лицензии вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств и изменение представлений о существенных геологических характеристиках месторождения. Внесение указанных изменений позволит уйти от существующей расплывчатой формулировки «обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых лицензия была предоставлена».

В соответствии с проектом закона сокращается и перечень оснований для досрочного прекращения права пользования недрами. Изъятие лицензии должно являться крайней мерой ответственности недропользователей и применяться только в случае несоблюдения требований по срокам ввода месторождения в разработку; уровням добычи полезных ископаемых; объемам работ по геологическому изучению недр; срокам сдачи геологической информации. Во всех иных случаях необходимо введение мер экономического воздействия на пользователей недр.

Проектом закона вводится целый ряд других новаций, перечисленных на слайде, в том числе, исключается практика прекращения права пользования недрами без предварительного уведомления пользователя недр, поскольку ему должна быть предоставлена возможность устранить допущенные нарушения.

В заключение своего доклада хочу остановиться еще на одной проблеме, которая находится в фокусе внимания и Минприроды России, и Роснедра. Речь идет о повышении роли территориальных органов Роснедра и органов власти субъектов Российской Федерации в управления отношениями в недропользовании. В первую очередь, мы считаем необходимым повысить роль территориальных органов в процедурах лицензирования пользования недрами; передать им полномочия в части согласования перечней участков недр местного значения. Должна быть усилена роль органов власти субъектов Российской Федерации в части принятия решений о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод.

Кроме того, нуждаются в упорядочении многочисленные нормативные акты в части установления критериев выделения участков недр местного значения, выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах; порядка пользования участками недр местного значения, ведения балансов запасов, кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

Хочу подвести некоторые итоги.

Причиной целого ряда проблем в геологоразведочной и горнодобывающей промышленности России является не столько непроработанность, сколько несбалансированность норм законодательства о недрах. В связи с этим, главной задачей государственного регулирования недропользования сегодня является проведение целенаправленного совершенствования законодательства о недрах по всем сформулированном в докладе направлениям. Только так можно обеспечить опережающее воспроизводство минерально-сырьевой базы нашей страны, рациональное и эффективное использование разведанных ресурсов и запасов.

Спасибо за внимание

Яндекс.Метрика