Доклад Вице-президента АК «АЛРОСА» (ОАО) В.Б. Грабцевич

Выступление на парламентских слушаньях в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии о законодательном обеспечении инвестиционной привлекательности

пользования недрами на территории РФ и ее континентальном шельфе.

 

Уважаемые коллеги!

АК "Алроса" считает, что поднятая проблема повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами является одной из ключевых в пакете программ по развитию экономического потенциала страны, поскольку сырьевая направленность будет еще длительное время базовой в ее экономике.

Если подойти к этой проблеме концептуально, то главным для решения вопросов вложения инвестиций в недропользование является только одно – факт или перспектива открытия новых значимых месторождений, масштабы которых для поиска и освоения требуют серьезных средств и привлечения, в первую очередь, крупных недропльзователей. К сожалению, масштабы и количество вновь открываемых месторождений имеют многолетнюю тенденцию к уменьшению. Объемы и характер региональных работ не позволяют обеспечить необходимый уровень геологической изученности и формирование поискового задела. Отсутствуют экономические и правовые стимулы проведения геологических работ на условиях риска. Препятствиями являются избыточные бюрократические барьеры, связанные с получением лицензий на право пользования недрами и оформлением права на земле-, лесо-, водопользование, отсутствие моральных и материальных стимулов геологических открытий. Общей тенденцией становится исчерпание ресурса легко открываемых месторождений, перенос основных объемов геологоразведочных работ в районы со сложными условиями поисков, что требует роста затрат и новых методологических подходов к ведению геологоразведочных работ.

Cсередины 90-х годов  АК "Алроса", деятельность которой является базовой для экономики и бюджета Республики Саха (Якутия), крупнейшего субъекта Федерации, составляющего 18% всей площади России,  находится в условиях растущего напряжения минерально-сырьевой базы. Действенным инструментом обеспечения относительной стабильности состояния минерально-сырьевой базы отрасли стал созданный Компанией геологоразведочный комплекс.В настоящее время геологический комплекс АК "Алроса" насчитывает порядка 3000 человек и является крупнейшим в России в области твердых полезных ископаемых.С 2003 года финансирование всех работ по развитию минерально-сырьевой базы осуществляется Компанией из собственных источников. Объем производства геологоразведочных работ за 2012 год в текущих ценах составил 5,2мрд. руб., в 2013 году он достигнет 5,7 млрд. руб.

Основной задачей современного этапа, которая стоит перед геологической службой, является прирост запасов сырья за счет открытия новых месторождений. При этом территория Западной Якутии рассматриваетсяв качестве приоритетной. Суммарная площадь территорий охваченных поисковым процессом составляет более 240 тыс. км2 с географией распространения от моря Лаптевых на севере до бассейна р. Вилюй на юге с выходом в Красноярский край на западе и на правобережье р. Лены на востоке.

Вследствие крайне слабой изученности этихрайонов подавляющий объем ассигнований в геологию (сегодня - до 70%) расходуется на региональные работы первых стадий для выделения площадей под собственно поиски. Компания фактически выполняет функции государственных геологических служб по подготовке перспективных площадей под лицензирование для организации последующих этапов работ по поддержанию ресурсной базы алмазодобычи.Парадоксальность ситуации заключается в том, что действующая нормативная база не только не поддерживает нас в этой деятельности, но фактически препятствует ей.

Наш опыт показывает, что изыскание новых эффективных месторождений, планомерное и эффективное геологическое изучение перспективных территорий возможно только на основе тесного партнерства государства скрупными недропользователями. Однако часто приходится сталкиваться с фактами недостаточного понимания в органах государственного управления недропользованием сегодняшней роликрупных недропользователей в воссоздании геологической службы страны. Создание благоприятного правового поля для деятельности крупных недропользователей по наращиванию и расширению сырьевой базы, стимулирование их к выполнению региональных геологических и общепоисковых работ является однимиз важнейших направлений совершенствованиязаконодательного обеспечения недропользования.

  1. Применение заявочной формы предоставления площадей под региональное геологическое изучение недр и общие поиски будет реально способствовать привлечениюкрупных недропользователей к этой важнейшей стадии первоначальной оценки малоисследованных территорий, являющихся сегодня главным резервом новых источников минерального сырья. Особо следует подчеркнуть необходимость регламентирования на законодательном уровне процедуры рассмотрения таких заявок в органах государственного управления недропользованием с установление жестких сроков ее исполнения, например, не более полугода.

2. Сложившаяся недостаточная геологическая и геофизическая изученность тех весьма сложных в геологическом плане территорий, на которых сейчас сосредоточены основные объемы поисковых работ, приводит к существенному росту затрат ресурсов и времени на выявление объектов поисков и их геолого-экономическую оценку.

С учетом роста затрат времени на стадии подготовки участков недр под поиски необходимо увеличить сроки геологического изучения данных участков недр минимум  до 8-10 лет с последующей возможностью продления сроков для завершения поисковых работ. Необходимо закрепить права недропользователя на приоритетное получение лицензий на дальнейшее геологическое изучение участков недр с перспективными объектами, выявленными при проведении регионального геологического изучения  за счет средств недропользователя. Ответственный недропользователь, вкладывающий свои ассигнования в геологическое изучение, должен получать поддержку при получении или продлении сроков лицензий.

3.Компания уже выходила с предложением о внесении изменений в статью 2.1 ФЗ «О недрах» об уточнении регламентных требований отнесения участков недр к участкам недр федерального значения через конкретизацию определения запасов месторождений. Предлагается решить вопрос об исключении из определения участка недр федерального значения в законе «О недрах» такого признака, как проявление полезного ископаемого, в частности, алмазов. Месторождение может быть участком недр федерального значения, но проявление никак не может претендовать на такой высокий статус. Это решение позволит упростить получение лицензий на геологическое изучение и общие поиски месторождений, что положительно скажется на конечных результатах геологических изысканий

4. Необходимо, чтобы наша система предоставления прав недропользования учитывала высокую изменчивость экономических оценок месторождений во времени в связи с появлением новых технологий и при изменении ситуации на рынках сырьевых продуктов и их производных. Недропользователь должен быть готовым к таким изменениям, иметь возможностьразведкой по флангам и на глубину уточнять границы промышленного оруденения,  приращивать запасытой или иной балансовой принадлежности. Для этого лицензии и горный отвод на участок недр должны дополняться в обязательном порядке предоставлением геологического отвода под доразведку месторождения без пространственных ограничений для установления новых контуров промышленных блоков в связи с изменившейся экономической и горно-технической ситуацией.

5. Сегодня объективной реальностью становится недостаточнаяразведанность подготавливаемых к отработке месторождений из-за их удаленности, сложных ландшафтно-климатических и горногеологических условий, значительных объемов опережающих инвестиций для покрытия затрат на разведку в полном объеме.  Поэтому целесообразно восстановить в методологии разведки крупных месторождений стадию опытной эксплуатации продолжительностью до 3-5 лет в качестве заключительного этапа разведки, переходного к реализации полного проекта, т.е. организацию пионерного разведочно-эксплуатационного предприятия с соответствующим облегчением требований к государственной экспертизе проектов этой стадии. Данные такой опытной отработки, результаты промышленных испытаний новых технических и технологических решений, представительные итоги исследования рынка получаемой продукции станут,с одной стороны, эффективным вкладом в проект основного предприятия, с другой, - в значительной мере ускорят создание здесь полномасштабного горного производства с соответствующим вложением инвестиций.

6.Действующее законодательство справедливо устанавливает, что недропользование должно осуществляться в соответствии с согласованными и утвержденными проектами. Однако созданная сегодня система экспертизы проектов не выдерживает критики.

6.1. Совершенно лишена смысла обязательная государственная экспертиза проектов на геологическое изучение недр, выполняемых за счет собственных средств недропользователя. Недропользователь в наибольшей степени сам заинтересован в экономичности и эффективности проектных решений. Современная практика экспертизы таких геологических проектов, - это только дополнительные затраты времени и средств и, соответственно, еще один фактор, способствующий снижению интереса потенциальных инвесторов к геологическим работам. Должно быть официально установлено, что проекты на геологическое изучение недр за счет средств недропользователя должны проходить согласование в органах государственного контроля только в части методики намечаемых работ и соблюдения требований охраны недр и окружающей среды, не более того.

6.2. Постоянные нарекания вызывает действующая сегодня система экспертизы проектов горнодобывающих объектов. Казалось бы, имеется отличный пример стройного порядка комплексной экспертизы горных проектов на стадии защиты запасов по месторождениям, обеспечивающей соблюдение государственных требований по полноте использования недр, их охране, экологической и промышленной безопасности проектируемых производств. Это работа ГКЗ Роснедра РФ.

Ничего подобного пока не создано для согласования рабочих проектов горного производства.В результате процесс согласования и принятия проекта тянется месяцами, иногда – более года. Такое затягивание сроков согласования, часто по формальным признакам, ведет к нарушению условий лицензионных соглашений, резко отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности проектов, отпугивает инвесторов и партнеров. Целесообразно систему экспертизы проектов построить централизованно, с участием ответственных представителей соответствующих надзорных органов строго в границах их компетенций при головной роли ведомства, ответственного за полноту и эффективность использования недр в рамках выделенных лицензий.

7. Все более актуальной становится необходимость соответствующего реформирования налоговой политики в области пользования недрами. Современная и перспективная сырьевая база многих твердых полезных ископаемых - это низкорентабельные месторождения или месторождения, находящиеся в стадии доработки. Вновь открываемые месторождения располагаются либо в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой, либо в неблагоприятных горно-геологических условиях. Растущие сложности в освоении и развитии минерально-сырьевой базы должны быть законодательно отражены в гибкой налоговой политике в отношениях недропользования. Налог на добычу полезных ископаемых должен быть дифференцирован. Критериями, определяющими размер налога, должны быть экономика разрабатываемых месторождений, географо-экономические и природно-климатические условия их размещения, степень сложности горно-геологических и горнотехнических условий разработки, содержание полезного компонента в добываемом сырье, вовлечение в отработку запасов, приращенных геологоразведочными работами, сопровождающими добычу, а также забалансовых запасов. Необходимо установление гибкой шкалы налога на добычу в зависимости от стадии освоения месторождений, что особенно важно при доработке месторождений, когда основной задачей становится решение социальных проблем и поддержание уровня занятости.Для вовлечения в разработку новых месторождений, размещенных в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой целесообразно введение в практику налоговых каникул в течение первых 3-5 лет эксплуатационной деятельности.

8. В заключение хотелось бы поднять еще одну острейшую проблему –о неопределенной системе исполнения принимаемых законодательных актов со стороны уполномоченных органов государственного управления, в первую очередь, на федеральном уровне.Необходимо законодательно установить регламент принятий правительственными органами РФ  решений по реализации законов в области недропользования. Регламентом установить, чтобы при принятии Законом отсылочной нормы определялся срок подготовки соответствующего подзаконного нормативного акта и орган в Правительстве РФ, ответственный за его разработку и введение в действие. Регламентом также должен быть предусмотрен механизм преодоления межведомственныхразногласий и переноса ответственности.

 

Вице-президент АК "Алроса" (ОАО)                                  Грабцевич В.Б.

Яндекс.Метрика