Предложения (ХМАО) к парламентским слушаниям

Предложения (ХМАО)

для обсуждения на парламентских слушаниях

«Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории РФ и ее континентальном шельфе»

(Москва, 08.11.2013, малый зал ГД РФ, 11:00 мск)

 

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В РФ

 

            Основой эффективного управления государственным фондом недр на территории РФ является достижение баланса интересов между основными субъектами системы недропользования: государством (федеральные и региональные органы власти) и инвесторами. Сформированная в Российской Федерации институциональная среда недропользования достаточно гибко реагирует на изменение внешних и внутренних факторов, однако с течением времени требует постоянной трансформации.

В рамках существующей законодательной и нормативной базы, организационных структур государственного управления фондом недр и налогообложения нефтяной промышленности имеют место не в полной мере проработанные проблемы:

- недостаточная сбалансированность управления государственным фондом недр снижает эффективность деятельности органов управления фондом недр;

- непропорциональное воспроизводство минерально-сырьевой базы требует создания экономических и контрольных механизмов, стимулирующих недропользователей к её эффективному восполнению;

- преимущественно фискальный характер налоговой системы, недостаточность проработки её регулирующей и стимулирующей функций;

- некоторое снижение возможностей региональных органов государственной власти содействовать социально-экономическому развитию регионов с моноотраслевой структурой экономики, особенно в связи с противоречием между растущей глобализацией интересов вертикально-интегрированных компаний и необходимостью сохранения достигнутого уровня экономического развития и занятости населения территории.

Стоит отметить, что к настоящему времени государством внедрены в систему регулирования серьезные стимулы для повышения привлекательности освоения участков недр:

- введен понижающий коэффициент к НДПИ при освоении месторождений с НИЗ менее 5 млн. тонн;

- начали действовать льготы по НДПИ для «трудноизвлекаемых» запасов нефти;

- на территории Югры предусмотрены каникулы по налогу на имущество организаций в течение срока окупаемости проекта, но не более 5 лет, с момента добычи первой тонны нефти из первой эксплуатационной скважины в целях стимулирования скорейшего создания инфраструктуры на вновь вводимых объектах.

Несмотря на критику некоторых специалистов, называющих существующие механизмы стимулирования «ручным управлением», только таким образом в сложившихся реалиях отечественного недропользования, находящегося на стадии формирования универсальной системы управления, можно осуществлять эффективное управление государственным фондом недр. Нельзя не отметить эффективное взаимодействие федеральных и региональных законодательных органов власти в сфере создания нормативно-правовых актов, направленных на создание условий для рационального и одновременно привлекательного налогового режима. Примером этого может служить принятый в текущем году законопроект, инициированный органами власти Югры в отношении установления нулевой ставки НДПИ для трудноизвлекаемой нефти.

Однако процесс повышения эффективности, в частности, инвестиционной привлекательности, является постоянным и не может не учитывать конъюнктурные отраслевые изменения.

Таким образом, представляется, что законодательные инициативы и организационные усилия органов власти в сфере повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами могут быть направлены на реализацию следующих мер:

1. Предоставить возможность (право) распоряжения участками государственного фонда недр, не отнесенными к участкам недр федерального (стратегического) значения, Правительству автономного округа, сконцентрировав усилия структур Министерства природных ресурсов РФ на участках недр федерального значения.

2. Ввести налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в размере 5% от добычи нефти. Для недопущения использования трансфертных или внутрикорпоративных цен при расчете налога использовать мировую цену нефти. Средства фонда целевым образом направить на геологоразведочные работы для чего установить следующее распределение ставки налога ВМСБ:

- 60% оставить в распоряжении компаний недропользователей для проведения ими геологоразведочных работ, предусмотрев расходование не менее 50% из них на территории нефтедобычи, т.е. на территории лицензионных участков;

- 20% направить на региональные исследования по перспективным регионам России, проведение фундаментальных геологических исследований;

- 20% на финансирование геологоразведочных работ на нераспределенном фонде недр субъекта Федерации.

3. Организовать работу межведомственной территориальной комиссии по геологоразведочным работам с функцией планирования геологоразведочных работ и геологического контроля за целесообразностью расходования средств фонда ВМСБ нефтедобывающими компаниями.

4. Сформировать долгосрочную (8-10 лет) целевую программу поисково-разведочных работ на нераспределенном фонде недр округа за счёт средств фонда, образуемого отчислением 20% ставки ВМСБ. Обеспечить возможность оперативного проведения поисково-разведочных работ, сократив конкурсные сроки отбора претендентов на выполнение работ и получения лицензий.

5. Повысить инвестиционную привлекательность проведения геологоразведочных работ за счёт:

- Предоставления пользователям недр налоговых льгот (налоговых каникул) на проведение геологоразведочных работ на период до 5 лет после открытия месторождения.

- Установления системы налоговых вычетов на затраты, связанные с геологоразведочными работами на этапе поиска месторождений углеводородного сырья (нефти) при условии предоставления пользователем недр доказательства факта открытия месторождения (залежи).

- Упрощения процедуры оформления факта открытия новых месторождений (залежей), закрепления факта их открытия и безусловной их передачи первооткрывателю для разведки и добычи.

6. Предусмотреть ограничение размеров стартовых и бонусных платежей при предоставлении участков недр с низкой степенью геологической изученности и участков, расположенных в труднодоступных и удаленных районах.

 

Яндекс.Метрика