Тезисы к парламентским слушаниям. Магаданская область

Тезисы к парламентским слушаниям на тему:

«Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе».

 

Горнодобывающая отрасль является ведущей отраслью Магаданской области, от которой зависит состояние экономики региона. Доля горнодобывающей отрасли в структуре промышленного производства области составляет около  80 % и, в обозримой перспективе, она будет продолжать играть ключевую роль в экономике области.

 На территории области работают предприятия, отрабатывающие месторождения каменного угля, рудные и россыпные месторождения драгоценных металлов. Разработка россыпных месторождений золота имеет важное социальное значение для Магаданской области.

Для эффективного использования минерально-сырьевого комплекса региона необходимо решить ряд проблем законодательного характера в горнодобывающей отрасли, что позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

1. На основании  статьи 16 закона Российской Федерации «О недрах» организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы, которые в частности, осуществляют подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждают такой перечень и условия предоставления участков недр, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения.

 В соответствии с правилами, установленными рядом Приказов Роснедра, процедура формирования и утверждения перечня участков недр, предлагаемых в пользование (Перечень) месторождений и проявлений золота и серебра, независимо от размера запасов, занимает очень длительный период. Это приводит к не эффективному использованию недр, к невозможности планирования хозяйственной деятельности золотодобывающих компаний на долгосрочный период, а как следствие выпадению  доходов из бюджетов всех уровней.

Считаем необходимым решить вопрос по передаче полномочий территориальным органам Роснедр не только формировать, но и утверждать, Перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование по объектам рудного золота с запасами всех категорий  до 10 т, с ресурсами всех категорий до 20 т; россыпного золота с запасами всех категорий  до 1 т, с ресурсами всех категорий до 2 т; серебра с запасами всех категорий  до 1000 т, с ресурсами всех категорий до 2000 т.

2. Существующая  законодательная база не рассматривает техногенные россыпи как самостоятельные ресурсные образования, т.е. нормативные требования к технологическому процессу освоения техногенных россыпей  такие же, как и при освоении не затронутых эксплуатацией месторождений. Это приводит к низкой степени  вовлечения техногенных россыпей в хозяйственный оборот в горнодобывающих регионах, в том числе и на территории Магаданской области.  Поэтому необходимо провести работу по совершенствованию законодательства о недрах в части возможности отработки техногенных россыпей по упрощенной схеме, т.е. без проведения опережающих геологоразведочных работ и без экспертизы запасов полезных ископаемых.

Отказ от простых традиционных методов разведки и  отработки техногенных россыпей, индивидуальный подход к ним, применение технико-экономических расчетов с выбором оптимальной технологии горных работ и обогащения песков приведет к повышению рентабельности, тем самым повысит инвестиционную привлекательность к техногенным россыпям.

3. С целью оптимизации государственной системы лицензирования участков недр местного значения и снижения административных барьеров следует предпринять следующее:

3.1. Учитывая то, что территориальные органы Росприродназора осуществляют контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а территориальные органы Роснедр обладают полной геологической информацией на своей территории, администрация Магаданской области с целью оптимизации согласования перечней участков недр местного значения предлагает:

- передать полномочия территориальным органам Росприроднадзора по предоставлению информации  об отсутствии либо наличии особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах участков недр местного значения;

-  передать полномочия территориальным органам Роснедра по согласованию перечней участков недр местного значения.

3.2.    Предусмотреть в качестве основания для получения права пользования участками недр местного значения наличие государственного контракта, для выполнения работ по которому необходимы общераспространенные полезные ископаемые. Государственный контракт  заключается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ « Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд », вступающим в силу с 1 января 2014 года.

Наличие государственного контракта позволит предприятиям получать лицензии на пользования недрами с целью разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых без проведения конкурсов либо  аукционов, что весьма актуально для содержания и реконструкции грунтовых автомобильных дорог федерального и регионального значения, строительства ГТС и прочих линейных объектов.

 

 

Яндекс.Метрика