О разработке Горного устава. Председатель Совета НП «СРГП «Горное дело»» В. В. Грицков

О разработке Горного устава

В советский период основные вопросы технического регулирования производства горных работ осуществлялось посредством подзаконных актов в виде правил, инструкций, положений, методических указаний и иных документов. За прошедшие годы в связи с углублением горных работ, внедрением нового поколения более производительного горного  оборудования, старением горного фонда техническая сложность производства работ возросла. Резко возросли и требования к принятию обязательных технических норм. Если раньше многие специальные технические вопросы решались в считанные дни посредством директивного указания руководителя Госгортехнадзора СССР, а, зачастую и руководителя его профильного управления, то сейчас требуется выполнения целого комплекса организационных мероприятий, включая заключения министерств и регистрацию в Минюсте России. В то же время на уровне федеральных законов механизмы решения постоянно возникающих при ведении добычных работ технических коллизий,  технические нормы практически отсутствуют. 

Среди пробелов законодательного обеспечения горных работ особую актуальность приобрело отсутствие определения основных терминов горного производства. Так из-за юридической неопределённости таких основополагающих понятий, как «горные работы», «добыча полезного ископаемого», «потери  полезного ископаемого» на почве правоприменительной практики постоянно возникают конфликтные ситуации между горняками и налоговыми, надзорными и правоохранительными органами.

Неопределённость в вопросах горного проектирования привела к искусственному распространению градостроительных норм на составление технической документации, что серьёзно осложняет ведение работ. Дошло до того, что маркшейдерский проект наблюдательной станции кое-где стали отправлять на государственную экспертизу. Там не было и не будет ни одного маркшейдера. Механическое причисление документов, в названии которых присутствует слово «проект», к ведению государственной экспертизы уже довело до абсурда. Из-за того, что государственная экспертиза во многих регионах буквально задушила отрасль по добыче общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ) для её спасения пришлось на законодательном уровне исключить  карьеры по добыче ОПИ из числа опасных производственных объектов. Вот цена вопроса неразберихи в терминах.

После десятилетнего перерыва, вызванного принятием Федерального закона «О техническом регулировании», возобновилась деятельность Ростехнадзора по обновлению нормативной базы безопасного ведения горных работ. Но есть сфера правового регулирования, которую невозможно решить посредством ведомственных решений – это социальные вопросы, связанные с обеспечением дисциплины трудящихся. Целый ряд крупных аварий на шахтах был напрямую связан с такой человеческой слабостью как табакокурение. В условиях, когда от любой искры происходит взрыв метана, курильщик в шахте не только смертник, это смертельная угроза для десятков шахтёров. Не случайно, что на шахтах бытовала такая должность как табакотрусы, которые выворачивали карманы спецовок перед спуском людей в шахты. И как мы в стране победившей демократии без законных оснований станем выворачивать карманы, даже если на наших глазах человек спрятал в них спички? 

В качестве законодательного акта, регулирующего особенности производственной деятельности железнодорожной отрасли существует Железнодорожный устав. Существует Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей. Горноспасатели это те же горняки, и многие положения их устава актуальны и для всех лиц, работающих в опасных подземных условиях. Назрела острая необходимость в разработке законопроекта технического характера, решающего правовые проблемы производства горных работ. Актуальность этой темы подтверждает только что прошедшая Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии в геологическом и маркшейдерско-геодезическом обеспечении горных работ», в решении которой содержатся рекомендации Ростехнадзору приступить к разработке проекта  федерального закона «Горный устав», в котором предусмотреть комплекс нормативных требований по обеспечению безопасного ведения работ в горной промышленности.

Прошу поддержать инициативу горной общественности и включить её в решение данных парламентских слушаний. Принятие Горного устава окажет существенное влияние на улучшение инвестиционного климата в горной отрасли.

 

Председатель Совета НП «СРГП «Горное дело»»  В. В. Грицков

  

В рекомендации парламентских слушаний записать:

Рекомендовать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору включить в план законотворческих работ подготовку проекта федерального закона «Горный устав», в котором предусмотреть комплекс нормативных требований по обеспечению безопасного ведения работ в горной промышленности.

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика