Постановление суда от 2 июля 2015 г. по делу № А32-43987/2014. Предмет рассмотрения: регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период наступления НМУ

Постановление суда от 2 июля 2015 г. по делу № А32-43987/2014

Арбитражный суд: Пятнадцатый ААС (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область)

Предмет рассмотрения: регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период наступления НМУ

В рамках проверки организации административным органом установлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в непроведении мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий (далее – НМУ).

На основании результатов проверки административным органом выдано предписание организации предоставить согласованный план воздухоохранных мероприятий в период НМУ.

На основании абз. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с абз. 2 указанного положения информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с подп. 3 п. 3 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утв. Приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 г. № 899, заинтересованными лицами в целях данного Порядка являются, в том числе, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Организация ссылается на то, что не является юридическим лицом, обязанным проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так как в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ организации, она отнесена к III категории предприятий по степени воздействия выбросов на атмосферный воздух.

В соответствии с абз. 5 п. 2 раздела 4 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованного Письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333, мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются для предприятий I и II категорий, а в отдельных случаях (по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора) и для предприятий III категории.

Данный довод отклоняется судом, на основании того, что абз. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обязанность по проведению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух возложена на всех на юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того раздел 5 РД 52.04-52-85 Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утв. Госкомгидрометом СССР 1 декабря 1986 г., регулирует порядок разработки мероприятий по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Указанный раздел предусматривает, что разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы, в проектных и отраслевых институтах промышленных министерств с учетом специфики конкретных производств.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что организация обязана обеспечить своевременное проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, согласованных с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, организация указанную готовность не обеспечила, не провела такие мероприятия при получении сведений о наступлении НМУ, в связи с чем административным органом правомерно выдано предписание организации предоставить согласованный план воздухоохранных мероприятий в период НМУ.

Резюме суда:

При осуществлении деятельности организацией, обладающей источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, у такой организации должен быть разработан и согласован план воздухоохранных мероприятий в период НМУ, вне зависимости от категории предприятия по степени воздействия его выбросов на атмосферный воздух.

http://www.ecospecialist.ru

Яндекс.Метрика