Постановление суда от 7 июля 2015 г. по делу № А12-42400/2014. Предмет рассмотрения: плата за НВОС (сброс на рельеф)

Постановление суда от 7 июля 2015 г. по делу № А12-42400/2014

Арбитражный суд: Двенадцатый ААС (Астраханская область, Волгоградская область, Саратовская область)

Предмет рассмотрения: плата за НВОС

В рамках проверки административным органом установлено, что организация в ходе своей деятельности эксплуатировала промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения.

На основании результатов проверки установлена задолженность организации по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) в части платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности.

Административный орган обратился в суд с требованием о взыскании выявленной задолженности. При расчете платы административным органом применен пятикратный повышающий коэффициент, так как сброс загрязняющих веществ на рельеф местности осуществлялся без соответствующего разрешения.

Организация ссылается на отсутствие нормативно-правового регулирования процедуры получения указанного разрешения, и как следствие, невозможность его получения.

Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности применения пятикратного повышающего коэффициента административным органом.

Судом апелляционной инстанции установлено, что организация является субъектом, обязанным вносить плату за НВОС, в том числе платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

На основании п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, (далее – Порядок) действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения.

В соответствии с п. 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

При этом на основании п. 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка.

На основании абз. 1 п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При этом на основании абз. 4 Письма Росприроднадзора от 20 февраля 2014 г. № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

При этом указанное Письмо не указывает на наличие исключений в вопросе расчеты платы за НВОС в отсутствие соответствующего разрешения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что организация осуществляла неорганизованный поверхностный сток на рельеф местности с территории водосбора. Кроме того разрешение на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади у организации отсутствует, что является основанием для применения повышающего пятикратного коэффициента при расчете платы.

Резюме суда:

Осуществление организацией сброса веществ и микроорганизмов на водосборные площади в отсутствие разрешения, выданного уполномоченным органом, является основанием для применения в расчете платы за НВОС такой организации пятикратного повышающего коэффициента.

При этом отсутствие нормативно-правового регулирования выдачи таких разрешений самостоятельного правового значения не имеет.

http://www.ecospecialist.ru

Меню

Яндекс.Метрика